Есть вещи, которые смотрятся так, будто их делали на фабрике роботов будущего. Гладкие, симметричные, со слоями, которые крутятся независимо друг от друга.
И ты стоишь такой, смотришь — и говоришь:
«Нет, это человек сделать не мог. Тут что-то не то». Вот так мир впервые увидел китайские “дьявольские шары”. Обычный на вид резной шар.
Пока не заметишь, что внутри — второй.
Внутри второго — третий.
Внутри третьего — четвёртый. И все они крутятся.
И все они вырезаны из одного цельного куска.
И ни один не приклеен, не вставлен, не собран. То есть один мастер сидит, берёт кость или нефрит — и вырезает целую вселенную слоёв внутри. Ровно через маленькие дырочки. Инструмент туда входит едва-едва, а выходит — произведение искусства. Потому что нормальный человек, впервые увидев такое, думает только одно:
«Это какая-то чертовщина». Представьте деревню где-нибудь в Южном Китае тысячу лет назад.
Люди привыкли к глине, дереву, бронзе…
И тут появляется шар, в котором внутри сидят другие ша