Найти в Дзене

Каким человеком был Михаил Ломоносов?

Фамилия Ломоносова обычно сопровождается эпитетами вроде «великий ученый», «создатель отечественной науки», «выдающийся энциклопедист», «реформатор русского языка» и тому подобными. Подобные славословия, хотя и приятны для слуха, на деле лишь отдаляют нас от подлинного понимания Ломоносова как исследователя и тем более не позволяют представить, каким человеком он был в жизни. О вкладе Ломоносова в историческую науку мы уже рассказывали здесь. А можно ли сегодня, спустя 314 лет после его рождения, представить личность и характер ученого? Чаще всего Ломоносов представлен в биографиях как целеустремленный человек, своим трудолюбием и талантом пробивший дорогу из поморской деревни в столицу. Вот как писал об этом первый биограф ученого, автор энциклопедии «Опыт исторического словаря о российских писателях» Николай Новиков (тот самый, который был журналистом, издателем и масоном): «И как по случаю попалася ему псалтир, преложенная в стихи Симеоном Полоцким, то, читав оную многократно, так п

Фамилия Ломоносова обычно сопровождается эпитетами вроде «великий ученый», «создатель отечественной науки», «выдающийся энциклопедист», «реформатор русского языка» и тому подобными. Подобные славословия, хотя и приятны для слуха, на деле лишь отдаляют нас от подлинного понимания Ломоносова как исследователя и тем более не позволяют представить, каким человеком он был в жизни.

О вкладе Ломоносова в историческую науку мы уже рассказывали здесь. А можно ли сегодня, спустя 314 лет после его рождения, представить личность и характер ученого?

Чаще всего Ломоносов представлен в биографиях как целеустремленный человек, своим трудолюбием и талантом пробивший дорогу из поморской деревни в столицу. Вот как писал об этом первый биограф ученого, автор энциклопедии «Опыт исторического словаря о российских писателях» Николай Новиков (тот самый, который был журналистом, издателем и масоном):

«И как по случаю попалася ему псалтир, преложенная в стихи Симеоном Полоцким, то, читав оную многократно, так пристрастился к стихам, что получил желание обучаться стихотворству. Почему стал он наведываться, где можно обучиться сему искусству; услышав же, что в Москве есть такое училище, где преподаются правила сей науки, взял непременное намерение уйти от своего отца. К сему его побуждало и упорное желание его родителя, дабы женить его по неволе».

Далее следует рассказ о человеке, который стремится к наукам, и лишь в конце небольшой фрагмент о Ломоносове как человеке: «Нрав имел он веселый, говорил коротко и остроумно и любил в разговорах употреблять острые шутки; к отечеству и друзьям своим был верен, покровительствовал упражняющихся во словесных науках и ободрял их; во обхождении был по большей части ласков, к искателям его милости щедр, но при всем том был горяч и вспыльчив».

-2

В 1783 году была написана более полная биография Ломоносова, размещенная в первом томе полного собрания его сочинений под редакцией О. П. Козодавлева. Эта биография была выполнена в схожей манере — с минимумом живых деталей, представляя собой типичное для эпохи Просвещения описание, во многом беллетризованное и дополненное вымыслами авторов. Сегодня восстановить подлинный облик ученого уже невозможно, однако можно попытаться аналитически реконструировать отдельные его черты, выходящие за рамки привычного пасторального образа.

История превращения крестьянского сына в известного поэта, ученого, академика и ректора Академического университета сама по себе довольно интересна. Если использовать популярные образы, ее можно сравнить с фантастическим сюжетом про т.н. «культиваторов» — когда молодые соискатели совершенствуются, чтобы достичь «бессмертия» (в нашем случае — исторического признания). Однако пройти этот путь мог только амбициозный, волевой и физически крепкий человек.

В XVIII веке крестьянские семьи в России, как правило, из поколения в поколение жили на одном месте, занимались земледелием или промыслами, а их мобильность оставалась крайне низкой. В значительной степени это было связано с крепостным строем (Ломоносовы не были крепостными), а также с особенностями самого уклада жизни: уход из родных мест сулил человеку множество трудностей. Бродяг в обществе не приветствовали и опасались, а устроиться в чужой деревне или, тем более, в городе было довольно сложно. Наиболее очевидным путем развития для крестьянина становилось обогащение — через занятия промыслами (например, добычей жемчуга) или торговлей.

Ломоносов решил изучать поэзию, что, с крестьянской точки зрения, выглядело глупо и бесперспективно. И здесь можно указать на еще одно присущее ему качество — развитую интуицию. Ломоносов решил поступить в Славяно-греко-латинской академии, то есть отправился в Москву, откуда было рукой подать до царского двора. В те времена процесс формирования интеллигенции только начался, количество литераторов было незначительным, а общество еще не привыкло к чтению. Однако императрица Елизавета Петровна и некоторые из ее придворных осознавали важность просвещения, поддерживали Академию наук и связанные с ней институты.

-3

Поступить в академию могли лишь дети священников или служилых людей, то есть дворян. И поэтому Ломоносову, если снова использовать анимационную метафору, пришлось первый раз использовать «демонические техники». В 1731 году он подделал документы, выдал себя за дворянина, и попал в класс, где все были младше его на несколько лет. Во время учебы денег катастрофически не хватало, одноклассники смеялись в глаза, учителя не давали поблажек. В тот момент пределом мечтаний Ломоносова была возможность получить сан священника и оказаться в хлебном месте. Например, он пытался (снова обманным путем) получить место миссионера в Оренбургской экспедиции. Его разоблачили, но не отчислили.

И здесь Ломоносову улыбнулась удача. Тогда как родовитые ученики становились либо священниками, либо шли в канцелярии, Михаила с несколькими такими же как он «неудачниками» в 1735 году отправили в академический университет Санкт-Петербурга изучать тогда никому не нужную физику. А еще через год — в немецкий Фрайберг изучать горное дело. Как потом оказалось — это был лучший вариант для развития карьеры из всех возможных. То есть Ломоносов был удачливым человеком.

Пять лет Михаил провел за границей качестве пансионера Академии наук, женился на немке Елизавете Цильх и даже завербовался в прусскую армию. Кажется, оба последних фактора также из категории не самых удобных фактов жизни Ломоносова. Свадьбу он сыграл по протестантскому обряду, что фактически означало выход из православия, а в армии, возможно, скрывался от кредиторов или приставов. Позднее биографы облагородили эти эпизоды, представив отношения с Елизаветой как любовь, а армию как недоразумение, куда он попал обманом. Как было на самом деле, мы не узнаем.

-4

Впрочем, и по возвращению в Россию в 1741 году ему пришлось сражаться за свои права, выдерживать многочисленные нападки, нападать самому, писать жалобы и доносы кураторам, словом, выдерживать жесткую конкуренцию. Здесь стоит чуть отступить от сюжета и объяснить, что доносительство в те времена было делом обычным, а твердые моральные принципы викторианского времени еще не были сформулированы.

Ломоносов представил академикам аж две диссертации — по химии и физике — на соискание должности экстраординарного (то есть внештатного) профессора. Однако «коллеги» примерно полгода не спешили ее оценивать. После тычка со стороны ученого секретаря «коллеги» прочитали оба текста, и Ломоносов получил должность адъюнкта (помощника профессора) физического класса, что было меньше обещанного. Но все же это был успех. Годовой оклад Ломоносова составил 360 рублей в год — большие деньги. За рубль тогда можно было купить 100 фунтов (220 кг) мяса. Впрочем, Ломоносов не расслабился, направив часть своих средств на эксперименты и исследования.

Как мы знаем, в дальнейшем Ломоносов преуспел во многих науках, не специализируясь на чем-то одном. Это не было свойством только самого Ломоносова — так относились к науке большинство его коллег. Впрочем, интересы Михаила все-таки поражают своей широтой и не сравнимы, например, с интересами его другаму Якоба Штелина. Такая стратегия была оправдана — чем больше проектов вел академик, тем больше было вероятностей получить финансирование и добиться славы. И здесь мы вправе говорить о наличии у Ломоносова такой черты как предприимчивость.

-5

Благодаря своему таланту, уму, упорству и даже известной доле тщеславия Ломоносов сумел подняться на высокий социальный уровень. Выходец из крестьянской среды, он получил возможность общаться с придворными, вести переписку с фаворитом императрицы Елизаветы Петровны Иваном Шуваловым, дружить и соперничать с известными учеными своего времени. В 1757 году, за восемь лет до своей смерти, Ломоносову был пожалован чин коллежского советника — это VI класс в Табели о рангах, соответствовавший званию полковника пехоты. Такой же чин имели, например, первый директор Московского университета Алексей Аргамаков и зять Ломоносова Алексей Константинов. Добраться до самой вершины ему не удалось, но тот максимум, которого можно было достичь на гражданской службе крестьянскому сыну, он получил.