Найти в Дзене

Александр Оптимист: «Трибьют – это всего лишь знак, что автор уважаем и достоин того, чтобы его песни пели все желающие».

«Познакомились с Ником перед Рождеством в 1998 году, когда приехали большой компанией в Тюмень – Лукич с группой ТАЙГА и мы с Александром Подорожным». На вопросы блиц-опроса «Машбюро» отвечает Саша Оптимист (Новосибирск). В трибьюте Нику Рок-н-Роллу Оптимист & СЕВЕРНЫЙ СБОР участвуют с песней «Володя Богомяков». Саша Оптимист с Ником в Москве (после возвращения из Венгрии), 2008 Александр, почему вы решили участвовать в трибьюте? – Можно сказать, что для меня это дань уважения человеку, который попал в мою картину мира на заре юности, показал, что на сцене только ты сам определяешь рамки собственного исполнения песен и музыки, да и вообще, когда тебя кто-то загоняет в какие-то рамки, ты волен расширить их настолько, насколько тебе позволяет внутренний мир. А можно сказать и так, что когда мне позвонил Коля и рассказал о трибьюте, конечно же, я сказал, что запишу для него песню и даже сказал какую – «Небеса нас отметили», на что мэтр ответил, что она уже занята, нужно выбрать другую и

«Познакомились с Ником перед Рождеством в 1998 году, когда приехали большой компанией в Тюмень – Лукич с группой ТАЙГА и мы с Александром Подорожным».

На вопросы блиц-опроса «Машбюро» отвечает Саша Оптимист (Новосибирск). В трибьюте Нику Рок-н-Роллу Оптимист & СЕВЕРНЫЙ СБОР участвуют с песней «Володя Богомяков».

Саша Оптимист с Ником в Москве (после возвращения из Венгрии), 2008
Саша Оптимист с Ником в Москве (после возвращения из Венгрии), 2008
  • Александр, почему вы решили участвовать в трибьюте?

– Можно сказать, что для меня это дань уважения человеку, который попал в мою картину мира на заре юности, показал, что на сцене только ты сам определяешь рамки собственного исполнения песен и музыки, да и вообще, когда тебя кто-то загоняет в какие-то рамки, ты волен расширить их настолько, насколько тебе позволяет внутренний мир. А можно сказать и так, что когда мне позвонил Коля и рассказал о трибьюте, конечно же, я сказал, что запишу для него песню и даже сказал какую – «Небеса нас отметили», на что мэтр ответил, что она уже занята, нужно выбрать другую и даже скинул список песен на выбор. Но я стоял на своём, что эту песню просто должен записать в память о новосибирском панке Рыбе в Каске, поскольку именно он, придя ко мне в гости, выпив абсента, экспрессивно спел эту песню, чем привёл меня в бурный восторг, а потом объявил, что это песня из нового альбома Ника Рок-н-Ролла.

С Рыбой в Каске, 2004 год
С Рыбой в Каске, 2004 год

Увы, Рыба в Каске не дожил до этих дней, иначе наверняка тоже бы участвовал в этом трибьюте, но раз нужно было выбрать другую песню, я нашёл ещё две, которых вообще не было в списке и одна из них – «Володя Богомяков», шуточная песня, посвящённая тюменскому философу и поэту – Боге, как его звали в тюменском формейшене 80-х. Мне показалось, что если браться за эту песню, то хоть и придерживаться авторской концепции, но можно и добавить что-то своё, и я добавил немного от себя, придав лирическому герою не то чтобы разбойничий вид, а оттенок некоего робингудства, плюс ещё несколько нюансов, перекликающихся с авторским исполнением, но совершенно самостоятельных в конечном итоге. А почему выбрал эту песню – с Владимиром мы шапочно познакомились, когда я привозил в Тюмень группу ПУТТИ, а он с Антоном Саксофоном профинансировали тот концерт, да и несколько его книг со стихами у меня на книжной полке занимают почётное место.

  • Когда вы впервые услышали про Ника Рок-н-Ролла?

– Наверное, в 1990 году переписал у Олега Боброва кассету с жутким качеством звучания двух концертов Ника – в Тюмени и во Владивостоке, если не ошибаюсь. После того как слушал какой-нибудь условный НАУТИЛУС ПОМПИЛИУС или КИНО, услышать настоящую рок-музыку было потрясающе. Счастливчики те, кто был на этих концертах. Тогда о Нике читал только в книге Нины Барановской, про человека с железными зубами, который её приводил в ужас, а Костя Кинчев над ней только похихикивал. Чуть позже прочитал интервью с Ником в журнале «КонтрКультура», и всё встало на свои места.

А познакомились с Ником перед Рождеством в 1998 году, когда приехали большой компанией в Тюмень – Лукич с группой ТАЙГА и мы с Александром Подорожным. О гастролях тогда договаривался Дима Сафрин, а жить нас разместили у Джека Кузнецова. Концерты проходили в клубе «Белый кот», где директором был Ник. Но знакомство у нас тогда было шапочное, когда все поехали после концерта бухать к Нику, я поехал на квартиру Джека, беседовать с Романом Неумоевым, что накануне Рождества показалось наиболее целесообразным. А уже задружились в 2007 году, когда Женя Колбашев делал тур Нику и Косте Рябинову, они вписывались на квартире нашего метафизического рокъ-клуба, а потом я поучаствовал в их туре, отыграв в Новосибирске, Барнауле и Заринске. Это было какое-то непрекращающееся веселье на грани лёгкого безумия. Тогда в Барнауле Ник сказал мне после совместного концерта, что я его шокировал. Это был один из лучших комплиментов в моей жизни. Ведь обычно шокировал всех он… Так что тут ещё посмотреть, у кого не совпали представления с реальным человеком…

Ник Рок-н-Ролл, Оптимист, Кузьма УО (Новосибирск, 2007)
Ник Рок-н-Ролл, Оптимист, Кузьма УО (Новосибирск, 2007)
  • Истории, которые вспоминаются в связи с Ником?

– Историй настолько много, что все они ждут своего часа. Пока слишком долго их пришлось бы описывать. Но могу поделиться одной. Едем на электричке из Барнаула в Заринск, где местные панки готовят концерт в городском ПТУ. Костя Рябинов всю дорогу гундит, что это за организация, когда тебя везут не на машине, а надо добираться самим, а Коля в то же время по-детски восторженно смотрит в окно, общается с людьми, ждёт новых впечатлений от города, где никогда не был и вряд ли побывал бы, если бы в туре не оказался свободный день, и я не уговорил их съездить в Заринск, где мало кто это вообще может оценить. И вот, мы приезжаем, никакого такси, ведь идти всего-то минут пять. Идём пешком, Костя бухтит, Ник хохочет и подбадривает его. Мы приходим в квартиру, где предполагается ночлег, там девочка Алёна, ей лет 14, она усаживает нас за стол, разливает по тарелкам борщ, с нами ещё неизменный басист Арсений, с роскошной бородой, в общем, четыре взрослых мужика, собирающихся ещё и чего-то распить… И тут звонок, приходит молодая мама и впадает в лёгкий ступор. Дочь ей сказала, что приедут из Барнаула музыканты с ночевкой, мама дала разрешение, думая, что будут ровесники дочери, но никак не ждала увидеть такую картину из волосато-бородатых разбойников старше самой мамы… И тут Коля, включив всё своё обаяние, предстал перед всеми таким вежливым, культурным, читающим стихи экспромтом, что мама растаяла, испуг прошёл и дальше всё было как по маслу… Вечерний чай с пирогом после концерта, разговоры о литературе и свежее постельное бельё, на котором музыканты аки младенцы спали до самого утра, пока я их не разбудил и повёл на электричку в Барнаул, где пересели на автобус до Новосибирска и двинулись к новым приключениям, которых было ещё множество…

С Ником и братьями-панками на Уральском Рубеже
С Ником и братьями-панками на Уральском Рубеже
  • Что думаете о Нике Рок-н-Ролле как творческой личности и человеке?

– Ник – безусловно великолепный артист, сцена его призвание, тут и доказывать ничего не нужно. Как человек он может совершать любые поступки, в этом отношении ничто человеческое ему не чуждо, но это его жизнь со всеми плюсами и минусами, свойственными творческим натурам. Слушал его с первых концертных записей, поэтому и со всеми альбомами очень хорошо знаком, считаю, что альбом «Ник» – это его новый творческий пик. Порой даже кажется, что и удивиться больше нечему, однако, маэстро ещё может удивлять и радовать слушателей новыми песнями и стихами. Его возвращение на сцену и концерты с группой КОБА показали, что отношение к слушателям уже не то, молодое, отвязное, когда недостатки звучания с лихвой компенсировались происходящим шоу, сейчас это чёткий ритм и драйв тех же разгильдяев, но уже повзрослевших и знающих толк в хорошей музыке и её подаче. Что касается периодов деятельности, они хороши все и куда лучше периодов бездеятельности.

  • Какие песни (альбомы) Ника стали знаковыми для вас лично, с чем это было связано?

– Скорее, наверное, знаковыми были песни. «Нам приходилось плевать на историю», «Филька-Шкворень», «Печальный уличный блюз», «Небеса нас отметили», «Звёзды в ладонях твоих», «Високосным»… Можно долго перечислять. Почти каждая песня вызывает свои ассоциации, музыку не сравнить вообще ни с кем. Это даже не сибирский панк-рок, хотя поначалу его тоже относили к этой волне, но самобытность взяла верх, и сейчас его альбомы оттачиваются лучшими музыкантами, что идёт на пользу всем.

  • Каким образом планируете работать над кавером?

– Любая работа в творческом плане непредсказуема, что меня вполне устраивает, если когда-то стиль держался в рамках панк-рока, то сейчас это может быть всё что угодно, от электронной до шумовой музыки, в идеале хотелось бы добиться того, чтобы вообще невозможно было определить стиль и отнести к чему бы то ни было. Про музыкантов уже сообщил выше. Дружественные мне ИЗЫЛЫ! + СЕВЕРНЫЙ СБОР. Инструменты в 21 веке в большей степени находятся в компьютере, но гитара, бас используются по старинке вживую. На пятки наступает Искусственный Интеллект, готовый вообще всё за всех сочинить, сыграть и спеть. И те, кто идёт у него на поводу, совершают большую глупость.

  • Что ожидаете от трибьюта Нику Рок-н-Роллу?

– Вообще, трибьют – это всего лишь знак того, что автор уважаем и достоин того, чтобы его песни пели все желающие. Редко у кого получается сделать кавер лучше всеми узнаваемого и любимого авторского материала. Просто рад за Колю, что он удостоился собственного трибьюта, это значит, что его любят и ценят. От других команд жду чего-то нового и самобытного, впрочем, как и всегда.

  • Какой подход должен быть к записи кавера, на ваш взгляд?

– Концептуальный, с лёгкой долей либо юмора, либо безумия.

  • Расскажите о вашей команде или проекте.

– Собственно, в данном случае речь идёт лишь о конкретной записи для трибьюта, поэтому что касается песни «Володя Богомяков» – это был Оптимист & СЕВЕРНЫЙ СБОР.

Johnny Sugroboff & Оптимист
Johnny Sugroboff & Оптимист

СЕВЕРНЫЙ СБОР – удивительнейший проект моего приятеля Джонни, он потрясающий музыкант, пишущий настолько разноплановую музыку, что охватить весь спектр его интересов мне было бы очень сложно, хотя думаю, что в центре находится всё же психоделия во всей её невероятной широте. Меня порой удивляет, как на него не обратили внимание такие любители музыки 60-х как Егор Летов и Дима Лукич, хотя с Лукичом вроде бы у них были какие-то музыкальные эксперименты как минимум предполагаемые. Также в записи этой песни принимал участие Саня Секатор, мультиинструменталист, с которым тоже знакомы более двадцати лет, в настоящее время играющий в группе ИЗЫЛЫ!, переигравший во множестве групп Новосибирска, из которых могу точно отметить группу СПиД и собственный проект ТЕОЛОГИЯ ОСВОБОЖДЕНИЯ. В песне «Небеса нас отметили» другого нашего совместного проекта нам помогла Юля (ИЗЫЛЫ!), она сыграла великолепную басовую партию и очень чётко давала мне понять, как только я сбивался с ритма и пел мимо нот…

Оптимист, Секатор и Юля (Изылы!)
Оптимист, Секатор и Юля (Изылы!)

Для меня группа ИЗЫЛЫ! – это сегодняшний бастион сибирского панка, оставшегося в Новосибирске после того, как все остальные либо ушли в виртуальную реальность, либо устраивают концерты исключительно для развлечения ностальгирующих скуфов. Причём под сибирским панком в данном случае я имею в виду именно первоначальный смысл этого словосочетания – экзистенциальный панк-рок, в котором личность автора во время исполнения становится настолько выше, шире, глубже исполняемого материала, что у тебя просто может выпасть вставная челюсть, если ты вовремя не закроешь рот. А не вот это вот всё, типа, если мы живём в Сибири и играем панк-рок, это значит и есть сибирский панк-рок. Ху…шки, – как сказал бы Александр Чаркин, известный сибирский панк.

Что же касается моих знаковых альбомов или треков, то моё отношение к прошлому такое же, как если бы в студенческую пору меня всерьёз спросили – а какие лучшие у вас были песочные куличики в ту пору, когда вы ходили в детский сад? Самое главное – это то, что происходит сегодня. Самое настоящее – это здесь и сейчас.

Пахец, Арсений, Оптимист (группа "Посторонние")
Пахец, Арсений, Оптимист (группа "Посторонние")

Но по существу вопроса можно сказать, что первые свои записи я начал делать в 1991 году. С барнаульской группой ПОСТОРОННИЕ отыграл больше всего концертов с 1993 по 2010 год. Единственный альбом, вышедший на CD в количестве 20 экземпляров, был «Обыкновенные слова», записанный с Евгением Прокопенко и Александром Подорожным. Самая известная песня наверное «Матушка Сибирь», которая сейчас в репертуаре группы НЕИСЧЕРПАЕМЫЙ ЗАПАС. Затем была новосибирская группа ТЕОЛОГИЯ ОСВОБОЖДЕНИЯ, на концертах которой ф…шисты принимали нас за коммунистов, а коммунисты за фашистов (об этом позже будет написана песня «Левые-Правые», а её презентация состоится в паблике «Зарин пошёл!»). Был записан один альбом «Зачем нужны люди?», который так и не был обнародован по разного рода причинам. Наш приятель Игорь Рагулин всегда считал ТЕОЛОГИЮ ОСВОБОЖДЕНИЯ группой одной песни – «Русский генерал». В общем-то, юность очень быстро пролетела на всей этой панк-волне, о чём сейчас впору писать гонзо-книги, потягивая трубочку под шум прибоя… Но у меня иные планы, не менее грандиозные, чем в ту пору, когда мы основали Метафизический Новосибирский Рокъ-Клуб.

Группа "Посторонние", 2010 год
Группа "Посторонние", 2010 год
  • На каких музыкальных направлениях вы росли, нынешние предпочтения в музыке?

– Потрясение детства – Владимир Высоцкий. Его хриплый, завораживающий голос на пластинках-миньонах, потом с кассет, все эти удивительные песни, в которых словно прожиты жизни сотен людей… Кстати, когда летом 1993 года я приехал в Москву, в записной книжке была куча телефонов разных вписок. И один телефон с подписью Ник Рок-н-ролл. Позвонил туда, спросил Ника и просто опешил – было впечатление, что мне ответил Высоцкий… Тогда по какой-то причине Коля во вписке отказал и знакомство не состоялось.

Разумеется, накрыл и блатняк – Северный, Розенбаум, Токарев, Слесарев, Шандриков (омский Высоцкий, как его называли)… Вся эта уголовная романтика «украл, выпил, в тюрьму»… Впрочем, слушал тогда то, что записывал старший брат, началось увлечение отечественными группами, ключевой была МАШИНА ВРЕМЕНИ«куда нам против природы, и дело др…нь, и лету конец, и только, споря с погодой, поёт какой-то глупый скворец…» Почему-то Кимы, Визборы, Окуджавы прошли стороной, и меня не тронул впоследствии ни Малежик, ни Митяев, ни любое другое КСП, ныне исповедуемое волной молодых необардов. Так что в акустике только Коля Рок-н-Ролл, либо Манагер.

К середине 80-х накрыла волна хэви-метал-рока – IRON MAIDEN, NAZARETH, MOTORHEAD… В 1982 году, приехав к брату в московскую общагу МХТИ, впервые познакомился с настоящим металлистом. Тот лежал на кровати, волосатый, слушал KISS, на стенах была куча чёрно-белых фото таких же волосатиков, и он вальяжно предложил выбрать мне три фото, которые я могу забрать с собой. Выбрал AC/DC, RAINBOW и PLASMATICS. На последнем несколько панков стояли на фоне горящей машины. Сейчас вспоминается смешно, но тогда не было ни интернета, ни других источников, где ты мог узнать об интересующих тебя группах, и если удавалось хотя бы записать какой-то новый интересный альбом, это воспринималось как невообразимое чудо. Таким чудом стал альбом «Стена» группы PINK FLOYD. Через их музыку я и попал в 60-е…

Домой я тогда вернулся с кучей записей новых групп и позиционировал себя не иначе как металлистом… В 1987 году с металла снова как-то перешёл на отечественную музыку, которая стала более интересной, а в 1988 переехал в Барнаул и начался новый этап в жизни – в киосках звукозаписи еженедельно покупал что-то новое. Хоть и не сразу, но познакомился с барнаульскими панками, услышав ГРАЖДАНСКУЮ ОБОРОНУ, понял, что всё, что я слушал до этого, не дотягивает и вполовину до тех экзистенциальных откровений, что предлагает автор лишь в одной песне «Русское поле экспериментов», да и западный рок потускнел и съёжился со своими выкрутасами и запилами. Когда начал тусоваться с группой ПОЛНЫЙ БЕСПОРЯДОК, у их лидера Стаса Колокольникова стал переписывать группы 60-х. И это тоже пришлось по вкусу. Спустя много лет, когда попал в Индии на лихие гоанские вечеринки, открыл для себя стиль гоа-транс, понял, как много было всего упущено, пришлось навёрстывать по ускоренной программе, но это уже другая история…

И только к одной группе удалось пронести любовь через все года, услышал её в середине 80-х и до сих пор слушаю и отслеживаю все новости по этим славным ребятам – это группа YELLO, в свою очередь, оттолкнувшиеся от традиций THE RESIDENTS, записывают настолько улётные альбомы, что каждый раз улетаю вместе с ними на их звуковой волне.

  • Говорят, что Ник не оставляет никого равнодушным, его можно любить или ненавидеть…

– Вообще ненависть – это удел мелких и не особо умных людей. Ника можно любить или не любить, но равнодушным он не оставит никого, с кем ему приходится встречаться в жизни. В моей жизни он сыграл значимую роль, поэтому как я могу не любить его, как брата по рок-н-роллу, как и других наших братишек и сестрёнок, с которыми было столько всего пережито, что ни в сказке сказать, ни пером описать…

Саша Оптимист
Саша Оптимист

Саша Оптимист. 11.11.2025, город Заринск.

Больше материалов читайте на канале «МАШБЮРО: сибирское сообщество рок-н-ролла». Мы ВКонтакте и в TГ-канале. Присоединяйтесь!