Найти в Дзене

Ник Рок-н-Ролл о Черном Лукиче: «Вадим – поэт, а по-дружески я называл его «рок-бард»

В ночь на 19 ноября 2012 года в Воронеже не стало культового новосибирского рок-музыканта Вадима Кузьмина. ЧЁРНЫЙ ЛУКИЧ – это панк-рок или всё-таки бард-рок? Об этом рассуждает Ник Кунцевич в публикации «КП». А что о панк-роке говорил сам Дима? Жизненный путь Вадима Кузьмина прервался на 49-м году жизни. По сообщению официального сайта группы www.lukich.info, причиной его смерти стала острая коронарная недостаточность. 20 ноября в Воронеже, в Троицком храме на улице Комарова состоялось прощание с музыкантом… Как пел Вадим Петрович в незапамятные годы в песне «Будет весело и страшно», стало просто страшно. От того, что уходят те, чьи песни мы выучили наизусть еще в нежном возрасте, пели и слушали их в самых безвыходных ситуациях – всегда спасало. Это времена рваных исписанных джинсов и затертых кассет. Времена, когда мы становились взрослыми людьми, самостоятельными в своих решениях, а помогала нам именно эта музыка. И дороже этих воспоминаний не может быть ничего… Янка Дягилева, Егор Л

В ночь на 19 ноября 2012 года в Воронеже не стало культового новосибирского рок-музыканта Вадима Кузьмина.

ЧЁРНЫЙ ЛУКИЧ это панк-рок или всё-таки бард-рок? Об этом рассуждает Ник Кунцевич в публикации «КП». А что о панк-роке говорил сам Дима?

Дима Кузьмин "Чёрный Лукич". 04.04.2010 ЦДЖ. Концерт памяти Непомнящего. Фото из архива группы в ВК "Чёрный Лукич"
Дима Кузьмин "Чёрный Лукич". 04.04.2010 ЦДЖ. Концерт памяти Непомнящего. Фото из архива группы в ВК "Чёрный Лукич"

Жизненный путь Вадима Кузьмина прервался на 49-м году жизни. По сообщению официального сайта группы www.lukich.info, причиной его смерти стала острая коронарная недостаточность. 20 ноября в Воронеже, в Троицком храме на улице Комарова состоялось прощание с музыкантом…

Как пел Вадим Петрович в незапамятные годы в песне «Будет весело и страшно», стало просто страшно. От того, что уходят те, чьи песни мы выучили наизусть еще в нежном возрасте, пели и слушали их в самых безвыходных ситуациях – всегда спасало. Это времена рваных исписанных джинсов и затертых кассет. Времена, когда мы становились взрослыми людьми, самостоятельными в своих решениях, а помогала нам именно эта музыка. И дороже этих воспоминаний не может быть ничего… Янка Дягилева, Егор Летов, Вадим Кузьмин. А что после них? Пустота, которую ничем не заполнить.

Сейчас много можно рассуждать на тему, что он ушел красиво и вовремя, и сказал все, что нужно. Но, как правильно говорит друг Вадима, музыкант Ник Рок-н-Ролл (Кунцевич): «Я за открытую журналистику, а не за стереотипную». Поэтому не стоит и в очередной раз писать, что Лукич играл панк-рок. К этому стилю он не имел никакого отношения, равно как балету. Об этом же говорит и Ник:

Ник Рок-н-Ролл. Фото из архива ВК Николая Кунцевича
Ник Рок-н-Ролл. Фото из архива ВК Николая Кунцевича

– Ни я, ни Вадик – это вовсе не панк-рок! Такую музыку играли всего две группы: SEX PISTOLS и АВТОМАТИЧЕСКИЕ УДОВЛЕТВОРИТЕЛИ. На этом все и закончилось. А когда говорят, что ЧЁРНЫЙ ЛУКИЧ – это панк, мне становится неприятно и смешно. Прежде всего, Вадим – поэт, а по-дружески я называл его «рок-бард». Его песни – совершенно прекрасное погружение в философское и духовное пространство рок-музыки. Мой любимый альбом – «Девочка и рысь». Как-то лег он на мое сердце. А «Мы из Кронштадта», «Кончились патроны» – это такие заводные песни, в чем-то дерзкие, но не самые душевные.

Чёрный Лукич в Вятке 20-22 апреля 2012. Фото из архива группы в ВК "Чёрный Лукич"
Чёрный Лукич в Вятке 20-22 апреля 2012. Фото из архива группы в ВК "Чёрный Лукич"

Николай Кунцевич вспоминал, как месяц назад последний раз говорил с Лукичом по телефону. Как в пять утра раздался телефонный звонок – Вадиму просто захотелось поговорить со старым другом.

– Это была очень хорошая шутка, что в пять утра мы классно пообщались, и Вадим вообще смог меня разговорить в такое время. И он сказал тогда: «Ну что, легенда Николай Францевич?» А ему отвечаю: «Ты мифотворчеством занимаешься. Как тебе, Вадичка, не стыдно?» На что Лукич сказал: «Да ладно, Коленька, мне не стыдно. Потому что мы не легенды. Мы – сказки». Вадим умел шутить и понимать шутки. И я еще не совсем осознал, что его больше нет…

Один из самых важных в жизни Ника моментов стал тот, когда в конце зимы 1990 года Вадим Кузьмин разыскал его в Новосибирске. Пришел и сказал: «У меня сейчас есть группа «Мужской танец» и студия. Давай вместе запишемся!» И в восемь утра, темным холодным утром, абсолютно не зная, что будет делать и как писаться, Ник поехал в студию. Там он первый раз услышал, как Лукич играет на гитаре, открыл совершенно новый для себя звук.

– Я экспромтом выдал девять вещей за два дня! – вспоминает музыкант. – Мне было так приятно, что Вадик меня нашел, мы вместе пошли на студию. Альбом назывался «Полночный пастырь». С этой программой мы выступили в Академгородке…

Альбом "Полночный пастырь" Ника Рок-н-Ролла. МУЖСКОЙ ТАНЕЦ, ЧЁРНЫЙ ЛУКИЧ, Янка Дягилева
Альбом "Полночный пастырь" Ника Рок-н-Ролла. МУЖСКОЙ ТАНЕЦ, ЧЁРНЫЙ ЛУКИЧ, Янка Дягилева

А утром 19 ноября 2012 года Ник Рок-н-Ролл включил компьютер, вышел в Интернет. И в новостях одно за другим пестрели сообщения: «Умер «Черный Лукич».

– Я подумал: ничего себе! К таким «новостям» нельзя привыкнуть. Вот так не видимся годами, а потом начинаем думать, сколько еще можно было бы сказать друг другу. Благо, нам было, о чем поговорить… А всему рок-пространству я приношу свои соболезнования.

Из досье «КП»:

История группы берет свое начало в 1986 году, когда в Новосибирске Дмитрий Кузьмин организовал свою первую команду под названием «Спинки м*нта». Группа вошла во фракцию панк-рока Новосибирского рок-клуба и приняла участие в первом новосибирском рок-фестивале 1987 года. Дмитрий (он же «Лукич») активно общался со всей сибирской рок-тусовкой, включая Янку Дягилеву, Егора Летова, Кузю Уо, Манагера, братьев Лищенко и прочих одиозных личностей того времени.

Материал www.nsk.kp.ru, 20 ноября 2012 года

Справа налево: Лена "Крокодайл", Олег Судаков "Манагер", Михаил Поздняков (гр. СПИД), Евгений Лищенко (гр.ПИК &КЛАКСОН), Янка Дягилева, Егор Летов, Дима (Вадим) Кузьмин. Фото из архива группы в ВК "Чёрный Лукич". Альбом "Ранние фото"
Справа налево: Лена "Крокодайл", Олег Судаков "Манагер", Михаил Поздняков (гр. СПИД), Евгений Лищенко (гр.ПИК &КЛАКСОН), Янка Дягилева, Егор Летов, Дима (Вадим) Кузьмин. Фото из архива группы в ВК "Чёрный Лукич". Альбом "Ранние фото"

Комментарий «Машбюро»:

Про то, что такое панк-рок в понимании Лукича можно почитать в его интервью 1997 года:

Журналист: – Вы сказали, что играли панк, а нынешнюю вашу музыку уже трудно панком представлять – добрая такая, хорошая музыка.

Лукич: – Не знаю... Раньше мы и классический панк играли, и с элементами акустической музыки... Сама по себе форма классического панк-рока не то чтобы ущербная, но достаточно скромная, т.е. в ней развиваться достаточно тяжело. И все люди, которые играют панк-рок, вносят в него какие-то свои элементы. Можно последнюю ГО послушать - там такие огромные органные проигрыши, гитарные соло, – это уже какой-то видоизменённый панк-рок. Дело в том, что я всегда считал, что панк – это явление не музыкальное, а скорее социальное и отношение человека к жизни, т.е. активная такая позиция в ней. Вот в столицах наших панк-рок – это косухи, гребни и рок-н-ролл на четырёх аккордах. У нас в Сибири это всегда было несколько иначе: скорее, честное отношение к жизни – с болью в сердце. Это отношение осталось у меня. Я считаю, что играя панк-рок, я могу петь под одну гармошку – и всё равно это будет панк, на мой взгляд. Для меня панк – это не музыкальная форма.

Полностью интервью опубликовано на сайте https://www.lukich.info

Вадим Кузьмин "Чёрный Лукич". 16-17.06.2012. ШВАЙН и Квартирник на Таганке.  Фото Oli Aate из архива группы в ВК "Чёрный Лукич"
Вадим Кузьмин "Чёрный Лукич". 16-17.06.2012. ШВАЙН и Квартирник на Таганке. Фото Oli Aate из архива группы в ВК "Чёрный Лукич"

«МАШБЮРО: сибирское сообщество рок-н-ролла». Присоединяйтесь!