Найти в Дзене
Мир комиксов

Хулиганские шутки и серьёзная графика: ядреная смесь в карикатурах Александра Сергеева

Если бы у петербургских парадных был свой официальный художник, который фиксирует не только лепнину, но и странные диалоги жильцов, им наверняка стал бы Александр Сергеев. Знаете это чувство, когда идешь по осеннему городу, дождь моросит, настроение — достать томик Достоевского, но вдруг видишь, как ворона в шарфе с укоризной смотрит на пустую скамейку? И вместо экзистенциальной тоски пробивает на улыбку. В сегодняшнем выпуске блога «Мир комиксов» мы погружаемся в творчество мастера, который умудрился объединить суровую школу книжной графики с хулиганством карикатуры. Начнем с того, что ломает шаблон. Обычно, когда мы говорим о художниках, родившихся в сороковые (а наш герой появился на свет в Ленинграде 1 сентября 1948 года), воображение рисует убеленных сединами мэтров, с подозрением косящихся на компьютерную мышь. Но Александр Викторович — тот случай, когда цифры в паспорте проигрывают любознательности. Представьте себе: человек, получивший классическое образование в Московском поли
Оглавление

Если бы у петербургских парадных был свой официальный художник, который фиксирует не только лепнину, но и странные диалоги жильцов, им наверняка стал бы Александр Сергеев. Знаете это чувство, когда идешь по осеннему городу, дождь моросит, настроение — достать томик Достоевского, но вдруг видишь, как ворона в шарфе с укоризной смотрит на пустую скамейку? И вместо экзистенциальной тоски пробивает на улыбку.

-2

В сегодняшнем выпуске блога «Мир комиксов» мы погружаемся в творчество мастера, который умудрился объединить суровую школу книжной графики с хулиганством карикатуры.

-3

Художник, который выучил все кнопки

Начнем с того, что ломает шаблон. Обычно, когда мы говорим о художниках, родившихся в сороковые (а наш герой появился на свет в Ленинграде 1 сентября 1948 года), воображение рисует убеленных сединами мэтров, с подозрением косящихся на компьютерную мышь.

-4

Но Александр Викторович — тот случай, когда цифры в паспорте проигрывают любознательности. Представьте себе: человек, получивший классическое образование в Московском полиграфическом институте еще в 1977 году, сегодня свободно жонглирует программами вроде Photoshop, InDesign и Corel Painter. Пока другие ворчали на «бездушную цифру», он освоил софт, чтобы его драконы и лисы выглядели еще убедительнее.

-5

Это ключ к пониманию его стиля. Он — профессионал до мозга костей. В рисунках чувствуется рука мастера, который знает, как ложится свет, как работает анатомия (пусть даже это анатомия трехголового змея) и как построить композицию так, чтобы глаз зрителя сразу нашел главное.

-6

Семьсот обложек и одна улыбка

Цифра, от которой у любого современного иллюстратора задергается глаз: Александр Сергеев оформил и проиллюстрировал более 700 книг и альбомов. Вдумайтесь в этот объем! Это же целая библиотека, нарисованная одной рукой.

-7

Бэкграунд «книжника» очень заметен в карикатурах. Сравните его работы с типичными быстрыми скетчами из соцсетей. У Сергеева нет случайной небрежности. Каждый штрих на своем месте. Если он рисует вечерний город, то вы буквально чувствуете атмосферу. Это не просто шутка — это маленькая законченная картина.

-8

Его членство в Союзе художников и Союзе журналистов здесь работает как знак качества. Он удерживает планку высокой графической культуры там, где другие часто скатываются в примитив.

-9

Философия хвоста и диплома

Юмор Сергеева — отдельная история. Он владеет удивительным диапазоном: может пошутить по-народному, а может выдать притчу, над которой будешь думать полвечера.

-10

Посмотрите на его дракона с тремя головами. Одна — в академической шапочке, веселая, с дипломом. Другая — уже в маске палача и с топором. А третья... третья покорно лежит на плахе. Гениальная метафора жизненного пути, согласитесь? От надежд выпускника до суровой реальности и неизбежного финала — и все это в одном теле. Сергеев заставляет нас кивать головой, узнавая в этих сказочных образах саму жизнь.

-11

Или взять сюжет с Колобком, который решил позавтракать лисой. Классический перевертыш, абсурд, но нарисованный с такой серьезностью, будто это кадр из документального фильма о дикой природе.

-12

А как вам больничная сцена? Жена навещает мужа, принесла апельсины, но с порога заявляет: «Сейчас принесут кровать и для меня!». Вроде бы забота, а вроде бы и тот самый эгоизм, который мы так часто не замечаем за собой. Смешно? Да. Жизненно? Пугающе.

-13

Мировая география смеха

Есть стереотип, что наш юмор понятен только нам. Мол, «загадочная душа» и все такое. Сергеев успешно опровергает этот миф.

-14

Его работы видели в Австрии, Бразилии, Японии, Италии и еще десятке стран. Как ему это удается? Секрет в визуальном языке. Бытовые неурядицы, отношения полов, абсурдность бюрократии — темы вечные и интернациональные.

-15

Взять хотя бы его карикатуру про телевидение, где ведущий и гость — марионетки, а нити уходят куда-то вверх, за пределы кадра. Этот образ понятен на любом континенте без перевода.

-16

Мне кажется, ему бы отлично подошла фраза-девиз: «И в раю, и в аду все ждут перемен к лучшему!». В этом столько здоровой иронии. Художник словно говорит нам: расслабьтесь, идеально не будет нигде, так что давайте просто посмеемся над тем, что есть сейчас.

-17
-18

P.S. О блуждающих музах и китайских грамотах

Кстати, у нас с Александром Викторовичем уже есть своя небольшая история. Впервые мы подробно рассказывали о нём ещё в июле 2024 года. И тут случилась магия: стоило выйти нашему материалу, как несколько соседних блогов внезапно тоже воспылали страстью к творчеству Сергеева. Видимо, вдохновение — штука заразная, особенно если оно передаётся методом «копировать-вставить». Мы, конечно, не в обиде: если наши тексты растаскивают на цитаты, значит, мы всё делаем правильно. Хорошее искусство должно идти в массы.

-19
-20

Но самым ценным для нас стал не этот парад двойников, а реакция самого героя. Александр великодушно заглянул в комментарии под тем выпуском и поделился новостями: из Китая ему как раз доставили свежий диплом «EXCELLENT PRIZE» за участие в Международном конкурсе карикатуры.

Это, на минуточку, уже 53-я награда в его коллекции!. Пока кто-то ностальгирует о прошлом, Сергеев продолжает работать и выигрывать прямо сейчас

Та самая, призовая работа
Та самая, призовая работа

Почему нам нужен такой Сергеев?

Александр Сергеев — мостик между эпохой великих советских иллюстраторов и современным миром цифрового арта. Он сохранил теплоту ручной работы, то самое «ламповое» ощущение, но говорит на актуальные темы.

-22
-23

Он не пытается хайповать. Его карикатуры — это медленный, вдумчивый разговор. Как будто вы сидите на кухне с умным, видавшим виды собеседником, который травит байки. Он просто делает набросок на салфетке — и вы понимаете, что этот набросок точнее тысячи слов.

-24
-25

Просто отвлекитесь от новостной ленты. Посмотрите еще раз на того кота в снегу. На фигуристых дамочек. На философские рассуждения о том, что наша жизнь — игра. Что вы чувствуете? Как по мне, этот мастер точно знает какой-то секрет спокойствия, который мы в суете давно забыли.

-26

Больше интересного: