Я цирк не люблю, и не хожу на представления, но музей цирка - это другое! Тем более, когда находится он в первом каменном цирке России, петербургском, который на Фонтанке.
Музей существует 97 лет и рассказывает об истории старейшего стационарного цирка России, его основателе и артистах.
Поделюсь теми фактами, которые я узнала на экскурсии.
Цирк на Фонтанке открылся 26 декабря 1877 года. Инициатором его постройки был итальянский подданный, глава большой цирковой семьи, артист цирка ‒
Гаэтано Чинизелли
Он родился в Милане в 1815 году и в 12-летнем возрасте поступил учеником в цирковую труппу Алессандро Гверра, где рос и учился мастерству верховой езды.
В 1846 году Гверра пригласил Гаэтано в Петербург, где тогда работал, надеясь сделать его одной из звезд своих представлений. Но даже именитый к тому времени Чинизелли не спас Алессандро от разорения, ведь в цирковой среде Петербурга была высокая конкуренция: в городе также работал цирк Жака Лежара. Труппа Гверра разъехались по разным городам и странам. Чинизелли тогда отправился в Лондон, где прославился как бесстрашный конный акробат. Слава о нем дошла и до короля Италии Виктора Эммануила II, который пригласил циркача стать педагогом-тренером в королевских манежах. Итогом этой работы стал Кавалерский знак ордена Короны Италии 4 - самая высокая награда в Итальянском королевстве, которую получил Гаэтано. Всего Чинизелли был награжден девятью Кавалерскими знаками орденов.
Повторно в Петербург Чинизелли пригласил в 1869 году Карл-Магнус Гинне (брат Вильгельмины - жены Гаэтано) для выступлений в его деревянном цирке на Манежной площади. Этот деревянный цирк Гинне было разрешено открыть в 1867 году сначала всего на один год, но контракт неоднократно продлевался. Одновременно Карл Гинне предпринимал попытки получить в аренду участок Инженерного сквера для постройки каменного стационарного цирка, но всё время получал отказ. Тогда Гинне решил покинуть Петербург. А управление своим цирком он передал в 1872 Гаэтано Чинизелли.
Чинизелли тоже обратиться в Городскую Думу за разрешением построить в Петербурге каменный цирк. И вскоре получил его, во многом благодаря своей дочери Эмме. Она была наездницей и танцовщицей в цирке отца, и к числу ее пылких поклонников принадлежал наследник престола Александр Александрович, будущий император Александр III. А невестка Гаэтано - Люция - тесно общалась с младшим братом Александра III - великим князем Владимиром Александровичем. Так что вскоре Чинизелли получил по бросовой цене в аренду землю под строительство каменного цирка на Фонтанке. Срок аренды был невероятен - аж до 1915 года!
Здание цирка
было построено по проекту архитектора Василия Александровича Кенеля.
Оно стало уникальным техническим сооружением, ведь В. А. Кенель придумал такой способ, который позволил замкнуть круглое пространство здания диаметром 49,7 метра без единой внутренней опоры. Он применил в строительстве новую сетчато-ребристую конструкцию купола, спроектированную инженером О. Е. Крелем и архитектором Р. Б. Бернгардом. Купол изнутри был обтянут холстом, расписанным изображениями из циркового мира, среди которых выделялся сам владелец цирка Чинизелли, сидящий верхом, и рядом дочь его, лихая наездница.
Фигуры муз и группу "Искусство" на фасаде выполнил миланский скульптор Энрико Бутти.
Внутреннее убранство цирка было роскошным: позолота, хрустальные люстры и зеркала сверкали в темно-малиновом бархате зала, ведь Чинизелли рассчитывал привлечь на свои представления в первую очередь богатую публику.
Поэтому устройство зрительного зала предусматривало четкое разделение общества по классовой принадлежности. Ложи и места в партере предназначались только для состоятельной публики. Для простого народа были отведены дешевые места во втором ярусе и устроена террасированная галерея, рассчитанная на стоящего зрителя. И ярус, и галерея имели отдельный вход с улицы, а внутри зала были наглухо перекрыты барьерами, чтобы зрители верхних мест не могли спуститься вниз. Можно представить какое количество зрителей вмещала галерея, если сидячих мест в цирке было всего 1200, а общее наполнение зала доходило до 5000 человек.
Программы цирка Чинизелли
комплектовались из лучших артистических сил, главным образом, иностранных.
Здесь в 1892 году зрители впервые в России увидели водяную пантомиму. В этом спектакле, под названием «Четыре стихии», вода низвергалась в манеж каскадом, била фонтанами в разных местах арены. В манежном озере плавали олени, слоны и лошади со всадниками. Позже в цирке демонстрировались и всевозможные технические новшества. Например, в 1897 году публике предлагался «Волшебный электрический фонтан».
Но всего через четыре года после постройки цирка Гаэтано Чинизелли скончался. Похороны директора цирка были торжественными. Гроб несли на руках артисты цирка. За гробом старший сын Гаэтано Чинизелли вел любимую лошадь покойного. За ними шла громадная толпа, среди которой были представители высшего общества. Отпевание знаменитого циркача состоялось в католической церкви Святой Екатерины, а похоронили Чинизелли на Смоленском лютеранском кладбище.
Надгробный памятник Гаэтано Чинизелли по заказу его вдовы выполнил Энрико Бутти, миланский скульптор. В 2015 году дрессировщица Карина Богдасарова на свои средства восстановила семейное надгробие Чинизелли, а оригинал бюста с могилы Гаэтано сейчас находится в помещении Цирка на Фонтанке.
Петербургский цирк после смерти Гаэтано Чинизелли
возглавила его супруга, Вильгельмина Анна Чинизелли, урожденная Гинне.
Потом её сменил старший из сыновей - Андреа, широко вводивший в репертуар пантомимы, балеты, феерии, в том числе водяные, либретто и сценарии которых выписывались преимущественно из-за границы.
С 1892 года директором цирка стал младший сын Гаэтано - Сципионе. В это время главную роль в цирке стали играть не наездники, а так называемые красавицы, в основном оперные певицы или балерины.
В программе 1901 года самое главное — «второй дебют известной русской красавицы Марии Лабунской». Лабунская была не только одной из самых привлекательных женщин своего времени, в которую влюбился будущий Николай II, но и выпускницей Императорского балетного училища и выступала в цирке со своими номерами.
"Цирк в дореволюционной России" arzamas.academy
Постепенно иностранцев-циркачей вытеснили русские артисты. Самые знаменитые - братья-москвичи Владимир и Анатолий Дуровы. Они разработали особый вид клоунады с животными. Так возникла современная клоунада, продолжение комедии дель арте с распределением клоунов на роли рыжего и белого.
Сципионе Чинизелли покинул Россию в 1919 году. Его племянники Александр, Гизелла, Андро и Анджело продолжали выходить на манежи разных цирков страны и в 1920-е годы. Старшая дочь Александра Чинизелли Эмма вышла замуж за жонглера и клоуна Николая Кисса, что положило начало новой цирковой династии, представители которой выходят на манеж и по сей день.
С 1919 года здание цирка перешло в ведение государства. Это привело к множеству переделок и утрат, как в его внешнем облике, так и в интерьере. В 1924 году первым директором уже Ленинградского цирка стал выдающийся артист, режиссер и деятель циркового искусства Вильямс Труцци. Управление цирком он успешно совмещал с артистической деятельностью.
В феврале 1930 году при Ленинградском цирке открылась Экспериментальная мастерская по подготовке новых цирковых номеров.
Во время Великой Отечественной войны и блокады Ленинграда цирк не работал, в его гримерных жили артисты и их семьи, не сумевшие эвакуироваться.
Современный вид цирк приобрел в 1959-1963 годах, когда здание было капитально реконструировано. Для устройства фойе и гардеробов на уровне второго и третьего этажей внешнюю одноэтажную галерею надстроили на всю высоту здания.
Тогда же была уничтожена царская ложа, а на её месте устроили ложу для оркестра. В центральном вестибюле прямоугольные колонны были лишены рельефных изображений кариатид, украшавших каждую из сторон.
Но в 2014-2015 годах по заказу Минкульта РФ была произведена реставрация здания, в результате которой цирку вернули изначальный облик и имя - Цирк Чинизелли.
И сейчас зрители могут не только посмотреть представление, но и увидеть
Уникальный единственный в России музей циркового искусства
Музей был открыт в августе 1928 года. В основу его фондов музея легли коллекции артистов П.Я. Андреева, Е.М. Кузнецова, Е. П.Гершуни.
Другие артисты цирка передавали в дар музею свои семейные реликвии - фото, плакаты, костюмы, реквизит, в том числе и дореволюционный.
И сейчас из экспозиции музея можно узнать массу интересных фактов про цирк. Например, вы знали, что цирковой манеж имеет диаметр именно тринадцать метров, потому что это обусловлено работой акробата на спине лошади, бегущей с определенной скоростью?
Поскольку лошадь бежит с наклоном к центру, у барьера ей необходим слегка повышающийся вязкий упор, и грунт манежа, именующийся пистой (от франц. piste - скаковой круг, дорожка), поэтому в этом месте манеж всегда загибается вверх.
Перед представлением манеж засыпался хвойными опилками слоем в 3-4 см, которые меняли не реже одного раза в неделю. До и после работы в манеже униформисты (работники манежа) брали в руки лейки и увлажняли его покрытие.
С конца 1950-х годов манежи цирков стали покрывать толстым слоем (40-45 мм) пористой резины. Для покрытия манежа существует три вида ковров: репетиционный, рабочий (на представлении) и аппликационный (использовался для украшения манежа до начала представления).
С манежем связан и ряд традиций:
- Нельзя сидеть спиной к манежу это и неуважение к труду артистов, и нарушение техники безопасности.
- Нельзя пересекать манеж по прямой, нужно обойти его по кругу вдоль барьера.
- Нельзя переходить дорогу артисту перед его выходом на манеж.
- Нельзя перешагивать через реквизит за кулисами, надо его обойти.
Также, оказывается, посторонним людям нельзя жонглировать реквизитом артиста.
Но больше всего меня поразил рассказ экскурсовода о предмете, который она держит в руке.
Что это такое, вы можете узнать в моём телеграмм-канале.
Конечно, я показала вам не всю коллекцию Музея цирка. Её лучше увидеть своими глазами, а некоторые экспонаты даже можно подержать в руках.
Поэтому очень рекомендую вам побывать в Музее циркового искусства, который располагается в Цирке Чинизелли.
А перед входом в здание цирка обратите внимание, на выразительную скульптуру "Цирк приехал" замечательного скульптора Арсена Аветисяна⬇️
Если вам понравилась моя статья, то теперь в дзене появилась возможность поблагодарить автора не только словами. Но вы можете просто поставить👍и подписаться на канал "Бюджетные путешествия на машине" здесь и в телеграмм, чтобы прочитать и другие статьи: