Найти в Дзене
Маркин у руля

Попытался купить базовую Lada Granta по «госпрограмме» за 600 тысяч. Рассказываю, какие круги ада нужно пройти и почему машин нет в наличии

В нынешних экономических реалиях поход в автосалон за новым автомобилем для среднестатистического россиянина превратился из радостного события в настоящий стресс-тест для нервной системы и семейного бюджета. Когда ценники на китайские кроссоверы улетели далеко за три миллиона рублей - а стоимость флагманской Весты вплотную приблизилась к психологической отметке в два с половиной миллиона - взгляд невольно падает на самый доступный автомобиль на нашем рынке - Ладу Гранту. Рекламные баннеры и официальные брошюры производителя буквально кричат о невероятной щедрости и предлагают стать счастливым обладателем нового седана всего за шестьсот тысяч рублей - что по нынешним меркам кажется просто подарком судьбы или ошибкой в ценнике. Я решил проверить на собственной шкуре - реально ли купить «народный» автомобиль по этой сладкой цене или это очередной маркетинговый трюк для заманивания наивных покупателей в сети дилерских центров. Математика в моей голове складывалась просто идеальная - откр

В нынешних экономических реалиях поход в автосалон за новым автомобилем для среднестатистического россиянина превратился из радостного события в настоящий стресс-тест для нервной системы и семейного бюджета. Когда ценники на китайские кроссоверы улетели далеко за три миллиона рублей - а стоимость флагманской Весты вплотную приблизилась к психологической отметке в два с половиной миллиона - взгляд невольно падает на самый доступный автомобиль на нашем рынке - Ладу Гранту.

Рекламные баннеры и официальные брошюры производителя буквально кричат о невероятной щедрости и предлагают стать счастливым обладателем нового седана всего за шестьсот тысяч рублей - что по нынешним меркам кажется просто подарком судьбы или ошибкой в ценнике.

Я решил проверить на собственной шкуре - реально ли купить «народный» автомобиль по этой сладкой цене или это очередной маркетинговый трюк для заманивания наивных покупателей в сети дилерских центров. Математика в моей голове складывалась просто идеальная - открываем официальный прайс-лист и видим - что рекомендованная розничная цена на самую базовую комплектацию Standard с восьмиклапанным мотором мощностью девяносто лошадиных сил и механической коробкой передач составляет 749 900 рублей.

-2

Если применить к этой сумме скидку в двадцать процентов по государственной программе автокредитования - о которой так громко заявляет производитель в своих рекламных материалах - то итоговая стоимость действительно опускается до заветных шестисот тысяч рублей.

Воодушевленный этими цифрами и надеждой сэкономить полтораста тысяч рублей - я отправился к ближайшему официальному дилеру с твердым намерением оформить сделку здесь и сейчас. Однако уже с порога меня ждало жесткое столкновение с суровой реальностью российского автобизнеса - так как менеджер с усталой улыбкой сообщил мне - что машин в комплектации Standard в наличии нет и в ближайшее время не предвидится. Оказывается - эти мифические автомобили за 749 900 рублей существуют в основном на бумаге и в отчетах маркетологов - а завод отгружает дилерам преимущественно более дорогие версии.

-3

Мне тут же предложили обратить внимание на комплектации Classic или Comfort - цены на которые стартуют уже с отметки в 966 000 рублей и 1 080 000 рублей соответственно. Естественно - ни о каких шестистах тысячах речи уже не шло - даже с учетом всех возможных государственных субсидий и скидок. Менеджер начал ловко жонглировать цифрами и объяснять - что базовая версия - это просто пустая "капсула смерти" без кондиционера - музыки и элементарных удобств - а вот в версии Club Enjoy за 1 167 000 рублей я получу и литые диски - и обогрев ветрового стекла - и даже какую-никакую мультимедийную систему.

-4

Но самое интересное началось - когда мы перешли к обсуждению условий той самой государственной программы - ради которой я собственно и пришел. Выяснилось - что получить заветную скидку в двадцать процентов может далеко не каждый встречный с улицы - так как государство четко ограничило круг счастливчиков.

Чтобы претендовать на субсидию - вы должны быть работником медицинской организации государственной системы здравоохранения - либо трудиться в сфере образования - либо быть участником СВО или членом его семьи - ну или иметь инвалидность. Если вы обычный офисный клерк - заводской рабочий или водитель такси - то государственная программа проходит мимо вас - и вы вынуждены покупать автомобиль за полную стоимость.

Даже если вам повезло и вы подходите под одну из льготных категорий - радоваться рано - так как дилеры и банки подготовили для вас второй круг финансовых испытаний. Обязательным условием получения льготного автокредита является оформление полиса КАСКО - стоимость которого для Гранты может стать неприятным сюрпризом.

-5

Кроме того - банкиры обязательно попытаются навязать вам страхование жизни - карту помощи на дорогах и прочие абсолютно ненужные услуги - стоимость которых легко съедает половину - а то и всю выгоду от государственной субсидии. В рекламном буклете мелким шрифтом указано - что полная стоимость кредита может достигать пугающих 35,423% годовых - что при нынешней ключевой ставке делает покупку бюджетного автомобиля финансовым самоубийством.

Есть конечно и специальные предложения вроде «LADA Granta от 7000 рублей в месяц» - но если вчитаться в условия - то выясняется - что это платеж по программе с остаточным платежом - когда вы платите проценты - а основной долг гасите в конце срока или сдаете машину обратно в трейд-ин. А разрекламированная ставка 0,01% годовых действует только при первоначальном взносе от 50% и сроке кредита всего 12 месяцев - что для большинства целевой аудитории Гранты является неподъемным условием - так как найти сразу полмиллиона наличными может далеко не каждый.

-6

Отдельного упоминания заслуживает само отношение дилеров к продаже бюджетных комплектаций - так как им просто невыгодно продавать «голые» машины. Если вы начнете настаивать на заказе именно базовой версии за 749 900 рублей - вам скорее всего назовут сроки поставки в полгода или год - без фиксации цены.

За это время завод успеет несколько раз переписать ценники - и ваша заветная Гранта за 600 тысяч превратится в тыкву по цене миллион. Сейчас в наличии стоят в основном машины с установленными дилером «допами» — ковриками - сетками в бампер и антикором - за которые просят еще 100-150 тысяч рублей сверху - и отказаться от этого набора юного автомобилиста практически невозможно.

-7

Техническая часть вопроса тоже вызывает грусть - ведь даже за миллион рублей вы получаете автомобиль - который конструктивно застрял в прошлом веке. Да - мотор 1.6 литра на 90 или 106 сил вполне надежен и ремонтопригоден в любом гараже - но отсутствие элементарной шумоизоляции - вой коробки передач и посредственная управляемость никуда не делись. За эти деньги нам предлагают барабанные тормоза сзади - простенькую балку в задней подвеске и рулевую рейку - которая может застучать уже на первом десятке тысяч километров.

В итоге попытка купить самый дешевый новый автомобиль в стране превращается в увлекательный квест по поиску несуществующей комплектации и борьбу с навязанными услугами. Красивая цифра «600 000 рублей» на рекламном щите оказывается лишь приманкой - а реальная стоимость входа в клуб владельцев новой Лады с учетом кредитов и страховок легко переваливает за миллион двести - а то и полтора миллиона рублей. За эти деньги еще недавно можно было купить крепкого корейца или даже свежего японца - а сегодня нам предлагают радоваться отечественному седану с механическими стеклоподъемниками сзади и кондиционером как роскошной опцией.

-8

Государственная программа - безусловно - полезная инициатива для поддержки определенных слоев населения - но в нынешнем виде она больше поддерживает банки и страховые компании - чем простых работяг. Если вы не врач и не учитель - то для вас Гранта уже давно перестала быть дешевым входным билетом в мир новых автомобилей - превратившись в дорогое удовольствие с сомнительным уровнем комфорта. Остается только с ностальгией вспоминать времена - когда новую Гранту можно было взять за 300-400 тысяч рублей без всяких госпрограмм и очередей - просто придя в салон с пачкой наличных.

А вам удавалось реально купить машину по госпрограмме без навязанных услуг и страховок жизни?