В Общественной палате РФ заявили о полной готовности страны к переходу на 12-летнее школьное образование. Инициатива предполагает начало обучения с 6 лет с окончанием школы в 18 лет. Предложение уже вызвало бурные дискуссии среди педагогов, психологов и родителей. Эксперты разделились во мнениях: одни считают, что дополнительный год позволит снизить нагрузку на детей, другие уверены, что проблемы образования лежат гораздо глубже.
"Пластырь на проблемы" или необходимая мера?
Психологи настороженно относятся к идее отправлять детей в школу раньше и учить дольше.
«Я, скорее, отношусь негативно, потому что, по моему мнению, нужно в целом перерабатывать весь подход к образованию. И этот год становится, как такой пластырь, который прилепили, и вот дополнительный год, и как будто бы все проблемы в образовании мы нивелировали»,
— считает психолог, психоаналитик Мария Блажич.
Эксперт подчёркивает, что современное поколение детей (Альфа, родившиеся после 2010 года) уже сталкивается с избыточным информационным потоком и ранним погружением в учёбу может только усугубить ситуацию. По словам психолога, дети в 6 лет часто психологически не готовы к переходу от игровой деятельности к учебной.
От начальной до высшей: сколько лет нужно для школы?
Одним из главных аргументов сторонников удлинения школьного образования становится возможность лучше усваивать программу.
«Я больше за, потому что с каждым годом информацию, которую хотят рассказать нам, школьникам, её становится всё больше. И, возможно, за этот ещё один год мы сможем узнать больше какой-то новой информации, которая поможет нам в дальнейшей жизни»,
— делится своим мнением ученица Юлия Первененко.
Однако родители смотрят на проблему иначе. Мама Юлии, Анна Первененко, считает, что увеличение срока обучения лишает детей беззаботного детства:
«Хочется, чтобы у детей было детство беззаботное, чтобы в нём было много радости, веселья, каких-то развлечений, прогулок на улице. Конечно, я против 12-летнего образования».
Готова ли система к переменам: мнение педагогов
Педагоги обеспокоены тем, что система образования не подготовлена к таким серьёзным изменениям.
«Сейчас современность, я считаю, вообще наша система образования современная, она не готова к переходу на дополнительный год обучения. Это и материальная база должна быть какая-то, это и зарплаты учителям, это и часы, это и программы, которые надо составлять, это и какие-то помещения»,
— отмечает репетитор по русскому языку и литературе Любовь Гараз.
Учитель с многолетним стажем обращает внимание на проблему наполняемости классов. По её словам, эффективное обучение возможно в небольших группах до 24 человек, в то время как сейчас классы часто переполнены.
Игра против учёбы: кто должен победить в 6 лет?
Особые споры вызывает идея начинать обучение с шестилетнего возраста. Психологи напоминают о важности естественного развития ребёнка.
«Если брать возрастную психологию, то считается, что с трёх до семи лет — это такой этап, когда вид ведущей деятельности – это игра. То есть очень странно отдавать ребёнка в 6 лет в школу, когда он ещё не наигрался. И потом только в начальной школе у них постепенно появляется интерес к познанию»,
— поясняет Мария Блажич.
Многие родители интуитивно чувствуют эту особенность развития. Анна Первененко рассказывает о своём решении отправить дочь в школу позже:
«Когда Юле исполнилось шесть, мы с мужем задумались, почему бы нет? Вроде бы ребёнок к тому времени уже умел читать, писать. Но, глядя на Юлю, мы поняли, что всё-таки это ребёнок, она хочет ещё бегать, играть, петь, танцевать. Поэтому было принято решение идти в 7 с половиной».
Мировой опыт: как учатся дети в других странах
Для 80 % стран, участвующих в Международной программе по оценке образовательных достижений учащихся, 12-летняя система среднего образования уже является нормой. За последние 20 лет подобный переход прошёл в более чем 30 государствах.
В Китае школьное образование построено по схеме 6+3+3 года, где основная цель — подготовка к вступительному экзамену в ВУЗ. В Японии 98 % школьников заканчивают все 12 классов, хотя можно выпуститься и после 9 лет обучения. В Финляндии существует две ступени образования: обязательная (9 классов, с 7 до 16 лет) и добровольная (3 года). При этом финская система отличается минимумом уроков и большим количеством перерывов.
Инфантилизм против самостоятельности: когда начинается взрослая жизнь?
Удлинение срока обучения ставит вопрос о том, не способствует ли это затягиванию взросления молодёжи.
«Мы пытаемся делать из детей инфантилов. А ведь революцию делали 17-летние. В этом возрасте, 17-18 лет, человек находится на пике своей силы, и физической, и ментальной. В 17 лет хочется изменить мир. А мы им: нет, сидите за партой школьной, учитесь»,
— выражает обеспокоенность Любовь Гараз.
Учитывая, что в 2026-2027 годах начнется переход на новую систему высшего образования с увеличением срока обучения по некоторым специальностям до 6 лет, молодой человек может окончить образование только к 25-26 годам. В таких условиях особенно актуальным становится вопрос о том, не противоречит ли это другим государственным приоритетам, например, поддержке молодых семей.
Что менять вместо сроков: альтернативные предложения
Многие эксперты считают, что вместо увеличения срока обучения следует пересмотреть содержание образования.
«Тут надо пересматривать всю программу в целом, всю траекторию вообще ребёнка. Вот он пришёл в первый класс, какие базовые умения, навыки у него к окончанию начальной школы, и что он будет делать в среднем звене. У нас обычно провисают шестые и восьмые классы»,
— отмечает Любовь Гараз.
Среди предложений – введение более раннего профилирования, возможность для ученика выбирать предметы, разнообразие форматов школ (от традиционных до семейных) и больший акцент на практические занятия.
Дискуссия о 12-летнем образовании отражает более глубокие противоречия в подходах к обучению детей. Что важнее – академические знания или гармоничное развитие? Должно ли образование адаптироваться к самым разным типам детей или строиться по единому стандарту? Когда лучше начинать серьёзное обучение – в 6 или 7 лет?
Пока общество и эксперты пытаются найти ответы на эти вопросы, Минпросвещения относится к идее с осторожностью. Возможно, вместо простого увеличения сроков обучения, стоит задуматься о более фундаментальном пересмотре системы образования, чтобы она отвечала требованиям современного мира и учитывала индивидуальные особенности каждого ребёнка.
#ОРФ #Образование