Найти в Дзене
Вечерний Хэштег

Почему школьное образование хотят удлинить и к чему это приведёт?

В Общественной палате РФ заявили о полной готовности страны к переходу на 12-летнее школьное образование. Инициатива предполагает начало обучения с 6 лет с окончанием школы в 18 лет. Предложение уже вызвало бурные дискуссии среди педагогов, психологов и родителей. Эксперты разделились во мнениях: одни считают, что дополнительный год позволит снизить нагрузку на детей, другие уверены, что проблемы образования лежат гораздо глубже. Психологи настороженно относятся к идее отправлять детей в школу раньше и учить дольше. «Я, скорее, отношусь негативно, потому что, по моему мнению, нужно в целом перерабатывать весь подход к образованию. И этот год становится, как такой пластырь, который прилепили, и вот дополнительный год, и как будто бы все проблемы в образовании мы нивелировали», — считает психолог, психоаналитик Мария Блажич. Эксперт подчёркивает, что современное поколение детей (Альфа, родившиеся после 2010 года) уже сталкивается с избыточным информационным потоком и ранним погружением
Оглавление
кадр из программы "Вечерний хэштег"
кадр из программы "Вечерний хэштег"

В Общественной палате РФ заявили о полной готовности страны к переходу на 12-летнее школьное образование. Инициатива предполагает начало обучения с 6 лет с окончанием школы в 18 лет. Предложение уже вызвало бурные дискуссии среди педагогов, психологов и родителей. Эксперты разделились во мнениях: одни считают, что дополнительный год позволит снизить нагрузку на детей, другие уверены, что проблемы образования лежат гораздо глубже.

"Пластырь на проблемы" или необходимая мера?

Психологи настороженно относятся к идее отправлять детей в школу раньше и учить дольше.

Мария Блажич, психоаналитик
Мария Блажич, психоаналитик
«Я, скорее, отношусь негативно, потому что, по моему мнению, нужно в целом перерабатывать весь подход к образованию. И этот год становится, как такой пластырь, который прилепили, и вот дополнительный год, и как будто бы все проблемы в образовании мы нивелировали»,

— считает психолог, психоаналитик Мария Блажич.

Эксперт подчёркивает, что современное поколение детей (Альфа, родившиеся после 2010 года) уже сталкивается с избыточным информационным потоком и ранним погружением в учёбу может только усугубить ситуацию. По словам психолога, дети в 6 лет часто психологически не готовы к переходу от игровой деятельности к учебной.

От начальной до высшей: сколько лет нужно для школы?

Одним из главных аргументов сторонников удлинения школьного образования становится возможность лучше усваивать программу.

Юлия Первененко, ученица
Юлия Первененко, ученица
«Я больше за, потому что с каждым годом информацию, которую хотят рассказать нам, школьникам, её становится всё больше. И, возможно, за этот ещё один год мы сможем узнать больше какой-то новой информации, которая поможет нам в дальнейшей жизни»,

— делится своим мнением ученица Юлия Первененко.

Анна Первененко, мама Юлии
Анна Первененко, мама Юлии

Однако родители смотрят на проблему иначе. Мама Юлии, Анна Первененко, считает, что увеличение срока обучения лишает детей беззаботного детства:

«Хочется, чтобы у детей было детство беззаботное, чтобы в нём было много радости, веселья, каких-то развлечений, прогулок на улице. Конечно, я против 12-летнего образования».

Готова ли система к переменам: мнение педагогов

Педагоги обеспокоены тем, что система образования не подготовлена к таким серьёзным изменениям.

Любовь Гараз, репетитор по русскому языку и литературе
Любовь Гараз, репетитор по русскому языку и литературе
«Сейчас современность, я считаю, вообще наша система образования современная, она не готова к переходу на дополнительный год обучения. Это и материальная база должна быть какая-то, это и зарплаты учителям, это и часы, это и программы, которые надо составлять, это и какие-то помещения»,

— отмечает репетитор по русскому языку и литературе Любовь Гараз.

Учитель с многолетним стажем обращает внимание на проблему наполняемости классов. По её словам, эффективное обучение возможно в небольших группах до 24 человек, в то время как сейчас классы часто переполнены.

Игра против учёбы: кто должен победить в 6 лет?

Особые споры вызывает идея начинать обучение с шестилетнего возраста. Психологи напоминают о важности естественного развития ребёнка.

«Если брать возрастную психологию, то считается, что с трёх до семи лет — это такой этап, когда вид ведущей деятельности – это игра. То есть очень странно отдавать ребёнка в 6 лет в школу, когда он ещё не наигрался. И потом только в начальной школе у них постепенно появляется интерес к познанию»,

— поясняет Мария Блажич.

Многие родители интуитивно чувствуют эту особенность развития. Анна Первененко рассказывает о своём решении отправить дочь в школу позже:

«Когда Юле исполнилось шесть, мы с мужем задумались, почему бы нет? Вроде бы ребёнок к тому времени уже умел читать, писать. Но, глядя на Юлю, мы поняли, что всё-таки это ребёнок, она хочет ещё бегать, играть, петь, танцевать. Поэтому было принято решение идти в 7 с половиной».

Мировой опыт: как учатся дети в других странах

Источник youtube.com Это Германия
Источник youtube.com Это Германия

Для 80 % стран, участвующих в Международной программе по оценке образовательных достижений учащихся, 12-летняя система среднего образования уже является нормой. За последние 20 лет подобный переход прошёл в более чем 30 государствах.

В Китае школьное образование построено по схеме 6+3+3 года, где основная цель — подготовка к вступительному экзамену в ВУЗ. В Японии 98 % школьников заканчивают все 12 классов, хотя можно выпуститься и после 9 лет обучения. В Финляндии существует две ступени образования: обязательная (9 классов, с 7 до 16 лет) и добровольная (3 года). При этом финская система отличается минимумом уроков и большим количеством перерывов.

Инфантилизм против самостоятельности: когда начинается взрослая жизнь?

Удлинение срока обучения ставит вопрос о том, не способствует ли это затягиванию взросления молодёжи.

«Мы пытаемся делать из детей инфантилов. А ведь революцию делали 17-летние. В этом возрасте, 17-18 лет, человек находится на пике своей силы, и физической, и ментальной. В 17 лет хочется изменить мир. А мы им: нет, сидите за партой школьной, учитесь»,

— выражает обеспокоенность Любовь Гараз.

Учитывая, что в 2026-2027 годах начнется переход на новую систему высшего образования с увеличением срока обучения по некоторым специальностям до 6 лет, молодой человек может окончить образование только к 25-26 годам. В таких условиях особенно актуальным становится вопрос о том, не противоречит ли это другим государственным приоритетам, например, поддержке молодых семей.

Что менять вместо сроков: альтернативные предложения

Многие эксперты считают, что вместо увеличения срока обучения следует пересмотреть содержание образования.

«Тут надо пересматривать всю программу в целом, всю траекторию вообще ребёнка. Вот он пришёл в первый класс, какие базовые умения, навыки у него к окончанию начальной школы, и что он будет делать в среднем звене. У нас обычно провисают шестые и восьмые классы»,

— отмечает Любовь Гараз.

Среди предложений – введение более раннего профилирования, возможность для ученика выбирать предметы, разнообразие форматов школ (от традиционных до семейных) и больший акцент на практические занятия.

Дискуссия о 12-летнем образовании отражает более глубокие противоречия в подходах к обучению детей. Что важнее – академические знания или гармоничное развитие? Должно ли образование адаптироваться к самым разным типам детей или строиться по единому стандарту? Когда лучше начинать серьёзное обучение – в 6 или 7 лет?

Пока общество и эксперты пытаются найти ответы на эти вопросы, Минпросвещения относится к идее с осторожностью. Возможно, вместо простого увеличения сроков обучения, стоит задуматься о более фундаментальном пересмотре системы образования, чтобы она отвечала требованиям современного мира и учитывала индивидуальные особенности каждого ребёнка.

#ОРФ #Образование