Найти в Дзене
Невозможный диалог

Хлестаков. 6 признаков, что человек врёт красиво

Иван Александрович Хлестаков из гоголевского "Ревизора" — пожалуй, самый обаятельный врун в русской литературе. Его имя стало нарицательным, а "хлестаковщина" — культурным термином. Я, конечно, не верю, что передо мной настоящий герой классики, но манера собеседника приукрашивать даже описание своего появления заставляет меня достать блокнот. Сергей Недоверов: Иван Александрович, первый признак — человек преувеличивает каждую мелочь. Как вы превращали муху в слона? Хлестаков: Это не преувеличение, сударь, а искусство! Я не говорил, что суп приехал из Парижа в кастрюльке, — я говорил, что его везли на пароходе специально для меня. Чувствуете разницу? Недоверов: Признак второй — к концу рассказа сам веришь в свою ложь. Хлестаков: (с жаром) А это разве ложь? Когда я рассказывал городничему о своих обедах с министрами, я действительно их видел! То есть... мог бы видеть. В принципе, если бы захотел... (задумывается) Господи, а ведь и правда мог! Недоверов: Третий признак — меняешь версии в
Хлестаков
Хлестаков

Иван Александрович Хлестаков из гоголевского "Ревизора" — пожалуй, самый обаятельный врун в русской литературе. Его имя стало нарицательным, а "хлестаковщина" — культурным термином. Я, конечно, не верю, что передо мной настоящий герой классики, но манера собеседника приукрашивать даже описание своего появления заставляет меня достать блокнот.

Сергей Недоверов: Иван Александрович, первый признак — человек преувеличивает каждую мелочь. Как вы превращали муху в слона?

Хлестаков: Это не преувеличение, сударь, а искусство! Я не говорил, что суп приехал из Парижа в кастрюльке, — я говорил, что его везли на пароходе специально для меня. Чувствуете разницу?

Недоверов: Признак второй — к концу рассказа сам веришь в свою ложь.

Хлестаков: (с жаром) А это разве ложь? Когда я рассказывал городничему о своих обедах с министрами, я действительно их видел! То есть... мог бы видеть. В принципе, если бы захотел... (задумывается) Господи, а ведь и правда мог!

Недоверов: Третий признак — меняешь версии в зависимости от слушателя?

Хлестаков: Это не ложь, а талант! Городничему я рассказывал про Петербург одно, его жене — другое, дочке — третье. Каждому приятное! Разве плохо дать людям то, что они хотят услышать?

Недоверов: Четвёртый — всегда "знаком" с важными персонами.

Хлестаков: Я просто упоминаю факты! Пушкин приходит ко мне, мы с ним... то есть, я ему... ну, в смысле, он знает, что я существую — это уже знакомство, не так ли?

Недоверов: Пятый признак — врёшь без злого умысла, по привычке. Это оправдание?

Хлестаков: Я не вру — я украшаю действительность! Гоголь в своей комедии показал: я не злодей, просто... фантазёр. Разве это преступление в литературе? Все великие писатели фантазёры!

Недоверов: И шестой — обаятелен в своей лжи. Как очаровывали целый город?

Хлестаков: (с искренним удивлением) А я очаровывал? Я просто был собой! Рассказывал, как умел. Люди сами хотели верить — я лишь не мешал. Это ведь они меня приняли за ревизора, а не я представился!

Недоверов: Но вы же брали взятки.

Хлестаков: Взаймы! Я собирался вернуть! (пауза) Когда-нибудь. Наверное. (задумчиво) Хотя, если подумать, они же предлагали сами...

Что ж, кажется, этот невозможный диалог все-таки состоялся. Гоголь создал образ, который живёт в культуре уже два века — потому что хлестаковы встречаются в каждую эпоху. Классика умеет показывать вечные типы через призму литературы.

👉 Оставьте комментарий и лайк, подпишитесь! Расскажите, с кем бы вы хотели увидеть следующий «невозможный диалог»?

👀 А хотите короткие диалоги, которые не публикуются в Дзен? Присоединяйтесь в наш Телеграм.