Найти в Дзене
Владимир Логинов

Самозанятый и образовательные услуги. Часть 2.

Продолжаем (начало здесь). Всё дело в позиционировании. Самозанятый (СЗН) может оказывать образовательные услуги, но называть он их, - в силу того, что СЗН не поименован в законодательстве как лицо, оказывающее образовательные услуги, - должен по другому. В следующей части я опишу почему это важно. Вместо образовательные" назовите свои услуги "информационными" или "консультационными". Или "наставничество"/"менторинг". Например, ПРЕДМЕТ ДОГОВОРА:
Исполнитель обязуется оказать Заказчику информационно-консультационные услуги, а именно: проведение цикла онлайн-консультаций (вебинаров) по теме «[Название вашего курса]», а Заказчик обязуется принять и оплатить указанные услуги. Вводя такую словесную эквилибристику, Вы защищаете себя от многих проблем, без необходимости коверкать содержание своих услуг. "Ну, а чё будет, если всё-таки укажу именно образовательные?" (с) Я разделяю негативные последствия на три категории: 1. Налоговые последствия. Т.к., СЗН не поименованы в законе об образовани

Продолжаем (начало здесь).

Всё дело в позиционировании. Самозанятый (СЗН) может оказывать образовательные услуги, но называть он их, - в силу того, что СЗН не поименован в законодательстве как лицо, оказывающее образовательные услуги, - должен по другому. В следующей части я опишу почему это важно.

Вместо образовательные" назовите свои услуги "информационными" или "консультационными". Или "наставничество"/"менторинг". Например,

ПРЕДМЕТ ДОГОВОРА:
Исполнитель обязуется оказать Заказчику информационно-консультационные услуги, а именно: проведение цикла онлайн-консультаций (вебинаров) по теме «[Название вашего курса]», а Заказчик обязуется принять и оплатить указанные услуги.

Вводя такую словесную эквилибристику, Вы защищаете себя от многих проблем, без необходимости коверкать содержание своих услуг.

примеры формулировок в оферту/договор с обучающимися
примеры формулировок в оферту/договор с обучающимися

"Ну, а чё будет, если всё-таки укажу именно образовательные?" (с)

Я разделяю негативные последствия на три категории:

1. Налоговые последствия. Т.к., СЗН не поименованы в законе об образовании, то Вас легко могут признать ненадлежащим субъектом оказания услуг и не зачесть оказанные услуги в качестве профессионального дохода, а значит посчитать налоговую базу по другой ставке. Т.е., вместо 4% для физических и 6% для юридических

Ваш доход посчитают по НДФЛ - 13% (минимум)

Т.к. этот НДФЛ Вы своевременно не заплатили (своевременная уплата НПД не будет зачтена), то будут начислены штрафы (от 40т.р.), пени за каждый день просрочки (а Вы уже там просрочили нормально так). В качестве бонуса - могут снять с учета как плательщика НПД.

2. Риск возникновения споров с потребителями Ваших услуг. Т.е., достаточно признать СЗН не надлежащим субъектом оказания услуг и все договоры, которые он заключал, можно оспаривать и требовать все уплаченные деньги назад. В свете расцветающего направления "поверить в чудо, пойти поучиться, потом отжать всё обратно", это достаточный риск для того, чтобы его предусматривать на входе и купировать изначально.

  • Договор могут признать недействительным (ничтожным) по ст. 168 ГК РФ, так как он не соответствует закону.
  • Клиент вправе потребовать назад ВСЮ уплаченную сумму как неосновательное обогащение (ст. 1102 ГК РФ). Суд почти наверняка встанет на его сторону.

3. Недовольный ученик, зная о Вашей уязвимости, может использовать угрозу жалобы в ФНС/Роспотребнадзор/прокуратуру как инструмент шантажа и давления на Вас для возврата денег или получения скидки. Плюс всякие дополнительные административные составы по незаконной предпринимательской деятельности.

Вывод. Если Вам важно позиционироваться именно как обучающий, то берите те формы правового обрамления Вашей деятельности, которые поименованы в Федеральном законодательстве, а именно ИП/Организация, осуществляющая обучение/Образовательная организация.

или меняйте позиционирование.

С Уважением к Вам и Вашему Делу, юрист в сфере права Организаций, осуществляющих образовательную деятельность, Логинов Владимир