Найти в Дзене
Невозможный диалог

День художника. Репин о том, почему писать людей труднее пейзажей

День художника Илья Ефимович Репин — автор портретов, ставших классикой русской живописи: Толстой, Мусоргский, Стрепетова. К Международному дню художника обсуждаем, почему изобразить душу сложнее, чем природу. Я, конечно, не верю, что холст может передать больше, чем современная камера, но внимательный взгляд мастера заставляет меня усомниться в этом. Сергей Недоверов: Илья Ефимович, вы говорили, что писать людей труднее, чем пейзажи. Почему? Илья Репин: Природа не лжёт и не притворяется. Дерево всегда остаётся деревом. А человек перед художником начинает играть роль — принимает позу, натягивает улыбку, прячет истинное лицо. Недоверов: И как пробиться сквозь эту маску? Репин: Терпением и наблюдением. Я писал Мусоргского за четыре сеанса — и только в последний он забыл о моём присутствии. Вот тогда я и увидел его настоящего: больного, измученного, но гениального. Недоверов: Что видит художник в лице, чего не видит фотокамера? Репин: (задумчиво) Камера фиксирует мгновение. Художник же ви
День художника
День художника

Илья Ефимович Репин — автор портретов, ставших классикой русской живописи: Толстой, Мусоргский, Стрепетова. К Международному дню художника обсуждаем, почему изобразить душу сложнее, чем природу. Я, конечно, не верю, что холст может передать больше, чем современная камера, но внимательный взгляд мастера заставляет меня усомниться в этом.

Сергей Недоверов: Илья Ефимович, вы говорили, что писать людей труднее, чем пейзажи. Почему?

Илья Репин: Природа не лжёт и не притворяется. Дерево всегда остаётся деревом. А человек перед художником начинает играть роль — принимает позу, натягивает улыбку, прячет истинное лицо.

Недоверов: И как пробиться сквозь эту маску?

Репин: Терпением и наблюдением. Я писал Мусоргского за четыре сеанса — и только в последний он забыл о моём присутствии. Вот тогда я и увидел его настоящего: больного, измученного, но гениального.

Недоверов: Что видит художник в лице, чего не видит фотокамера?

Репин: (задумчиво) Камера фиксирует мгновение. Художник же видит историю — накопленную в морщинах, в изгибе губ, в прожитых годах. Я пишу не лицо, а судьбу.

Недоверов: Ваш портрет Толстого на пашне — там ведь не просто старик с плугом?

Репин: Там мыслитель, который решил, что земледелие важнее литературы. Видите его руки? Они одновременно крестьянские и графские. Это и есть Толстой — весь в противоречии.

Недоверов: Сколько сеансов нужно для настоящего портрета?

Репин: От трёх до бесконечности. Стрепетову я писал восемь раз — она каждый раз была другой, как актриса на сцене. Портрет художника — это не фотосессия, это исследование характера кистью.

Недоверов: В эпоху, когда любой может сделать тысячу... (запинается) автопортретов, меняется ли искусство портрета?

Репин: (с лёгкой усмешкой) Автопортреты? Интересное слово. Массовость изображений лишь подчёркивает ценность настоящего портрета. Тысяча снимков не заменят одного полотна, которое видит душу.

Недоверов: Что важнее: внешнее сходство или раскрытие характера?

Репин: Сходство без характера — вывеска. Характер без сходства — карикатура. Искусство портрета — в балансе. Когда смотришь на полотно и думаешь: "Да, это он, и именно таким я его знал" — вот тогда портрет удался.

Недоверов: Ваш совет тем, кто хочет писать портреты?

Репин: Научитесь видеть человека, а не позу. Любите свою натуру, даже если пишете Ивана Грозного. И помните: в живописи, как в жизни, правда всегда пробивается сквозь маску.

Что ж, кажется, этот невозможный диалог все-таки состоялся. Классическая традиция портретной живописи доказывает: искусство видеть человека не устаревает, даже когда каждый носит камеру в кармане.

👉 Оставьте комментарий и лайк, подпишитесь! Расскажите, с кем бы вы хотели увидеть следующий «невозможный диалог»?

👀 А хотите короткие диалоги, которые не публикуются в Дзен? Присоединяйтесь в наш Телеграм.