Найти в Дзене

Лестницы Зимнего дворца (штурм включен)

В вестибюле Эрмитажа есть стойка с планами музея, схема удобная, указаны номера залов, цветом выделены разные экспозиции, но вот лестницы не подписаны. Сегодня я пишу про лестницы Зимнего дворца.

Заметила интересную вещь. Мы привыкли к такой структуре: вход с улицы, вестибюль и сразу напротив входа лестница ведущая наверх. Но в Зимнем дворце только Комендантская лестница так построена, но она служебная, а вот основные лестницы: Иорданская, Салтыковская, Октябрьская - в стороне от вестибюля (Церковная внутренняя, выхода на улицу нет). А вот в Новом Эрмитаже все как мы привыкли. И Советская и Теребеневская лестницы сразу от входа с улицы. Видимо в 18 веке были одни строительные традиции, а в 19 другие.

Начнем с Главной или Иорданской лестницы. Иорданская - потому что прорубь в Рождество делали на Неве напротив окон лестницы, еще называли Посольской, потому что по ней поднимались послы на торжественный прием к царю и т.д. Что я могу вам сказать об этой лестнице, чего вы не знаете? А знаете что у нее есть дублер с лифтом?

Лифт и узкая винтовая лестница вокруг него, начинается на первом этаже у кафе, на втором этаже скромная дверь ведущая на площадку Главной (Иорданской) лестницы:

-2

Дальше лестница ведет на третий этаж, в галерею нумизматики (залы 400, 399, 398). Если человек, который пришел в Эрмитаж, не хочет смотреть всякие там роскошные интерьеры, картины и скульптуры, но зато интересуется монетами он может прямо с первого этажа попасть к монетам, на лифте даже. Фотографии самой Иорданской лестницы помещать не буду, уж столько их есть прекрасного качества, я лучше занудно напомню про архитектора. Зимний дворец строил для Елизаветы Растрелли (приехал с отцом, известным скульптором, в 16 лет в Россию и остался на всю жизнь, к нашему счастью). Разумеется интерьеры были тоже его авторства, но менялись вкусы, потом пожар 1837-го, в итоге у нас в Зимнем дворце осталось три барочных интерьера авторства Растрелли: Иорданская лестница и две церкви (Большая и Малая). Хотя, строго говоря, еще Растреллиевская галерея первого этажа, подводящая к Иорданской лестнице.

Следующая лестница - Церковная. Помещаю план первого этажа, лестницы обозначила буквами. В Зимнем дворце: И - Иорданская (Главная), Ц - церковная, С - Салтыковская, О - Октябрьская, К - Комендантская. В Новом Эрмитаже: Сов - Советская, Т - Теребеневская (Главная лестница Нового Эрмитажа).

Первый этаж
Первый этаж

Пройдя с Дворцовой площади под арку мы попадаем во внутренний двор Зимнего дворца, пересекаем его и заходим через главный вход, я помню еще времена, когда главный вход был с набережной, но теперь он закрыт. Из вестибюля направо (зеленым цветом) Растреллиевская галерея, которая подводит к Иорданской лестнице, а налево две лесенки: вниз гардероб, туалет и выход, вверх идем тоже через гардероб ко второму входу в Зимний дворец, который называется вход у Церковной лестницы.

вестибюль Церковной лестницы
вестибюль Церковной лестницы

Если вы не пойдете на Церковную лестницу, а пройдете дальше по первому этажу, то попадете в длинный Кутузовский коридор (розовый 24, 27, 33), он ведет вас мимо Салтыковской лестницы, через Салтыковский вестибюль к Золотой кладовой и залам Средней Азии (желтый цвет), Кавказа (оранжевый) и т.д.

Кутузовский коридор
Кутузовский коридор

Залы обозначенные на плане начиная с 11 (в угловом ризалите) пока недоступны, мне интересно посмотреть, там были комнаты дочерей Николая Первого, жду чтоб открыли. Но возвращаюсь к Церковной лестнице, поднимаемся на второй этаж.

Церковная лестница
Церковная лестница

Оформление довольно скромное, зато две кушетки есть для усталых путников. Загадочная дверь в стене:

Церковная лестница
Церковная лестница

На втором этаже зал 154, Малая церковь, которая и дала название лестнице.

Второй этаж Зимнего дворца
Второй этаж Зимнего дворца

С Церковной лестницы на втором этаже можно зайти в Ротонду (Монферран зал 156), покружиться и подумать, чего хочет сегодня моя душа? Может погрузиться в историю и идти по Галерее Петра Великого (157-165, тупиковая, зал 166 пока не открыт)? Или двигаться разглядывая портреты Романовых (153, 151) по галерее к Главной лестнице? Или пройти через Арапскую столовую (155) в Малахитовую гостиную (189)? Если Арапская закрыта на реэкспозицию (там обычно фарфор выставляют) в Малахитовую можно пройти через галерею Романовых (153) и Концертный зал (190). Напоминаю, что из Малахитовой (189) в сторону зала 175 у Салтыковской лестницы одностороннее движение, то есть войти в 175 зал от Салтыковской лестницы вы не можете, только выйти. Входов в Ротонду из 179 и 178 тоже нет.

Если подняться по Церковной лестнице на третий этаж,

Церковная лестница
Церковная лестница

то мы придем к галерее нумизматики (на третьем этаже Главную и Церковную лестницы связывает галерея нумизматики 398-400, на втором галерея портретов Романовых 151-153).

Третий этаж Зимнего дворца
Третий этаж Зимнего дворца

В другую сторону по третьему этажу идут залы Ирана (красный), в 397 девятнадцатый век, а по направлению к 391 движемся вглубь истории.

Кажется Церковная лестница уложилась в голове, следующая Салтыковская. Салтыковский вестибюль сквозной (как и вестибюль Главной лестницы), то есть два входа: со стороны внутреннего двора и со стороны сада. Когда-то сад был обнесен решеткой, она сейчас у сада 9-го января, на Стачек. После революции перенесли. Наверно в саду Зимнего дворца гуляли царевны, он был за решеткой, а все жилые помещения как раз выходят в сторону сада, слева комнаты семьи Николая Первого, справа семьи Алесандра Второго. Семья Александра Третьего в Зимнем не жила, только наезжала, а для семьи Николая Второго переделывались интерьеры комнат Николая Первого.

Салтыковский подъезд
Салтыковский подъезд

Вид от фонтана, здесь часто гуляют Петры и Екатерины (я их так зову) и предлагают сфотографироваться. Вход в Салтыковский вестибюль отсюда закрыт всегда, а вот во внутренний двор Зимнего летом бывает открыт, выпускают уставших посетителей, летом же не надо выходить через гардероб.

Салтыковский вестибюль, выход во внутренний двор
Салтыковский вестибюль, выход во внутренний двор

Вестибюль пересекает Кутузовский коридор, в одну сторону к Церковной лестнице, в другую к Золотой кладовой. Обратите внимание на зал 26, там мумия алтайского вождя! Сиреневый цвет на плане первого этажа - это древности Сибири. Но где же Салтыковская лестница? Тут недалеко, неприметная дверь.

Салтыковская лестница 1 этаж
Салтыковская лестница 1 этаж

В Эрмитаже все туалеты на первом этаже возле лестниц, но туалет возле Салтыковской служебный, не для посетителей. Салтыковская лестница тоже скромная по оформлению.

Салтыковская лестница
Салтыковская лестница

Интересно, что окна лестницы не совпадают с наружными окнами полностью, если смотреть снаружи на окна дворца слева от Салтыковского подъезда видно, что пролет лестницы прорезает большое наружное окно по диагонали. Поэтому вот такие разные внутренние окна.

Салтыковская лестница
Салтыковская лестница
Салтыковская лестница
Салтыковская лестница

На втором этаже вы можете идти по Темному коридору (зал 303, шпалеры) или по наружной стороне, комнаты Александра Второго, в 171 зале он умер после ранения. С 307 по 289 - интерьеры жены Александра Второго, пожалуй самые эффектные в Эрмитаже, из-за них я этот ризалит Зимнего дворца называю "Вырвиглаз".

Название лестница получила от фамилии Салтыкова, доверенного лица Екатерины и воспитателя царевичей Павла, а потом Александра и Константина (Павловичи которые). У Салтыкова на третьем этаже была квартира, уйдя в отставку он съехал из Зимнего, а название осталось. Площадка третьего этажа лестницы мне нравится, перила широкие, сумку поставишь и смотришь в окна, правда посидеть негде.

Салтыковская лестница 3 этаж
Салтыковская лестница 3 этаж

На 3 этаже можно пойти налево, через Византию и мусульманское искусство к Ирану. Направо три ряда залов: 1) наружный (367-360, 6-я запасная половина, жила Долгорукова) - это кочевники и буддийское искусство Центральной Азии, дальше в Индию можно попасть (368-370) 2) средний (359 камер-юнгферский коридор), тоже буддийское искусство заброшенных городов Центральной Азии 3) внутренний (351а-357) Китай.

Следующая лестница - Октябрьская.

-18

Происхождение названия понятно, известно, что Зимний дворец штурмовали не как в кино, через ворота, а все же через этот подъезд. Если вы встанете лицом к Зимнему дворцу со стороны Дворцовой площади, то справа и слева увидите два совершенно одинаковых подъезда. Вот через левый и штурмовали.

подъезд Октябрьской лестницы
подъезд Октябрьской лестницы

Этот подъезд закрыт всегда, попадаем в тамбур:

дверь изнутри
дверь изнутри

Тамбур скромный, сама лестница начинается справа от входа:

начало Октябрьской лестницы
начало Октябрьской лестницы

Налево по первому этажу пойдут залы Средней Азии (желтые) а прямо и направо единственный в этой части первого этажа туалет, дальше Кавказ (оранжевый). Это последняя лестница, по которой можно подняться на второй этаж, первый этаж прерывается аркой.

Иду на второй этаж, эта лестница красивая.

Октябрьская лестница вид на нижнюю площадку
Октябрьская лестница вид на нижнюю площадку
Октябрьская лестница, вид с нижней площадки наверх
Октябрьская лестница, вид с нижней площадки наверх
Октябрьская лестница боковая часть
Октябрьская лестница боковая часть

Сверху оглянулась:

Октябрьская лестница, вид на нижнюю площадку
Октябрьская лестница, вид на нижнюю площадку
Октябрьская лестница площадки первого и второго этажа
Октябрьская лестница площадки первого и второго этажа

Октябрьская лестница была создана Монферраном (после пожара 1837 была воссоздана Брюлловым по первоначальному проекту). На втором этаже статуя Александры Федоровны, жены Николая Первого (когда-то она стояла в его кабинете на третьем этаже).

Александра Федоровна
Александра Федоровна

Очень хорошо она здесь вписалась, почему здесь? Может напоминает нам о том, что лестница раньше называлась "ея императорского величества", то есть лестница императрицы, здесь были покои жены Павла, а комнаты жены Александра Второго есть до сих пор. Хотя Александра Федоровна не первая императрица, жившая в Зимнем, но после пожара 1837 - первая. На этой лестнице меня охватывает какое-то спокойствие и умиротворение, совершенно нет ауры буйных революционных матросов с винтовками, их след изгладился, может еще и потому, что народу на лестнице мало. Выхожу на второй этаж, площадка лестницы отделена окнами:

-28

С двух сторон не окна, а зеркала. Пространство за зеркалами, по моим подсчетам, как раз над Золотой кладовой (она на первом этаже). Есть ли там что-нибудь на втором я не знаю, но предполагаю, что там сидит дракон и охраняет наше золото.

Если бы я штурмовала Зимний сейчас, то все прошло бы удачно, я в нем ориентируюсь. Но если бы мне пришлось штурмовать Зимний в мое первое посещение - я бы точно заблудилась и не нашла Временное правительство. Откуда матросы знали куда бежать? Посмотрите на план: им нужно через переходный (серебро, 302) зал попасть в 167, а оттуда в Темный коридор (303), по нему добежать до Ротонды (156), дальше в Большую (Арапскую) столовую (155), а из нее уже в Малую столовую (188), в которой было арестовано Временное правительство. Как они не заблудились, могли с самого начала свернуть не туда и попасть в интерьеры Вырвиглаз (289-307) или вообще убежать в другую сторону по внутренней или наружной французской анфиладе (синим цветом)? Видимо кто-то их вел, иначе бы точно заблудились.

Церковная и Салтыковская лестницы непрерывны с первого этажа на третий, а вот Октябрьская и Комендантская на втором этаже прерываются, вход на третий рядом. Октябрьская лестница на третий этаж имеет такое же название, но она совсем другая, деревянная.

Октябрьская лестница на третий этаж
Октябрьская лестница на третий этаж

По этой картине сразу понятно, что нас ждет на 3 этаже - Япония. Япония это залы 376, 375 и 358, через зал 358 можно попасть в Китай. А две анфилады со стороны Дворцовой площади - это запасная галерея европейской живописи (наружные залы, коричневый цвет) и запасная галерея искусства Центральной Азии (красный цвет, мои любимые фрески, сказочной красоты многие). В конце балкончик-переход (из 343 зала в 316), с балкончика можно посмотреть сверху на Александровский зал.

Комендантская лестница всегда была чисто служебной.

Комендантский подъезд
Комендантский подъезд

От арки главного входа, если стоять к ней лицом два одинаковых подъезда, слева Октябрьский, он всегда закрыт, а справа Комендантский, через него заходят экскурсии.

табличка у Комендантского подъезда
табличка у Комендантского подъезда

Сразу от входа видим лестницу, она прямо напротив входа, в отличие от других лестниц Зимнего дворца, которые от входа сбоку.

Комендантская лестница
Комендантская лестница

Справа лифт и туалеты, сейчас туалет под Иорданской закрыт и поэтому все толпятся под Комендантской. По мне так лучше сбегать в Новый Эрмитаж, там под лестницами тоже туалеты, а народу мало. Если мы пойдем налево, то выйдем в большой кофейно-сувенирный коридор, который ведет к Главной (Иорданской) лестнице. Если из коридора повернуть через зал Египта (100, мумия справа!), через переход дойти до Нового Эрмитажа, то из 106 зала можно идти хоть налево (туалет под Советской лестницей), хоть направо (туалет под Теребеневской.

Поднимаясь по Комендантской можно видеть желтые (а не зеленые) стены Зимнего дворца во внутренних двориках.

Комендантская лестница
Комендантская лестница

Кстати, опять мы видим, что лестничный пролет перерезает окно. На втором этаже, пройдя через зал 269, мы конечно сразу бежим осматривать анфиладу парадных залов: справа Большая церковь (271) впереди галерея 1812 года (197), справа от нее Тронный (Георгиевский), слева Гербовый ну и т.д.

Комендантская лестница - последняя лестница Зимнего, название которой я узнала. Для меня часть лестницы со второго этажа на третий всегда называлась "лестница импрессионистов", потому что раньше они были здесь, на третьем этаже. Но сейчас они переехали в Главный штаб.

Дени-Антуан Шоде Император Наполеон I
Дени-Антуан Шоде Император Наполеон I

На третьем этаже, на площадке Комендантской лестницы у лифта стоит грустный Наполеон. Ему тоже жалко, что импрессионисты уехали в Главный штаб. Хотя я понимаю. что это разумно, но привычка есть привычка. Сейчас на третьем этаже продолжение запасной галереи европейской живописи, а последние залы 324-328 - это галерея графики. Экспозиция меняется раз в 4 месяца и мы можем постепенно посмотреть рисунки хранящиеся в запасниках Эрмитаже.

Написала длинную и нудную статью, но это надо было сделать, упорядочивание в своей голове лестниц - полезное дело для посетителя Эрмитажа. Иначе злиться начинаешь: Где я? Куда я иду? Эти бесконечные французы! Эти бесконечные амфоры! Наконечники стрел! Ну и т.д.