В 1930-40-е годы пролетариат трудился за скромную зарплату и был доволен этим. Дух рабочего класса поддерживали писатели, создавая вдохновляющие произведения, однако их труд оплачивался гораздо лучше. Их доходы в несколько раз превышали среднюю заработную плату рабочего по стране, что позволяло вести комфортную жизнь и не сильно ограничивать себя в расходах. За несколько месяцев упорного труда можно было накопить на покупку дачи, автомобиля или других заметных приобретений. При этом одно удачное произведение могло обеспечивать доходы на всю жизнь, а затем приносить значительные прибыли и наследникам, превращаясь в источник миллионных состояний.
Сколько написал - столько получил
В Советском Союзе было престижно и весьма выгодно иметь знакомства и связи с влиятельными людьми на высших уровнях власти. Такие отношения открывали доступ к привилегиям, о которых обычные граждане могли только мечтать. Писатели, драматурги и композиторы нередко налаживали дружеские отношения с представителями руководства, и не столько важно было, больше или меньше ты зарабатываешь по сравнению с коллегами. Главное - это возможности. Положение позволяло обойти очередь на получение квартиры в престижном районе, стать владельцем дачи, а также регулярно получать путёвки в санатории или на модные курорты.
У представителей творческих профессий не существовало фиксированной зарплаты. Их доход напрямую зависел от того, сколько произведений они создавали и где их публиковали. Основным источником заработка становились статьи в газетах, пьесы, рассказы, романы и другие труды. Даже публичные выступления приносили значительную прибыль. Однако творческий путь - дело непредсказуемое. Бывали периоды, когда вдохновение покидало, настроение ухудшалось, или возникали другие барьеры, мешавшие работе. В таких ситуациях государство брало заботу о творце на себя, выплачивая ему пособие за нетрудоспособность - одну тысячу рублей в месяц. Для сравнения, средняя зарплата рабочего в те годы составляла порядка 250-350 рублей, а сельский трудяга зарабатывал чуть более 200 рублей в месяц на 1930-е годы.
Эта система поддерживала творцов, наверняка вдохновляя многих из них на новые высоты. Но важно отметить, что эта поддержка часто была связана с лояльностью к системе и определёнными обязательствами перед властью, даже творчество не оставалось полностью свободным.
Проценты за работу
Согласно закону, автор имел право получать процент от прибыли, полученной с его произведений. Этот процент варьировался в пределах от 1,5% до 5-8%. При определении размера вознаграждения учитывались различные факторы, было ли это произведение одноактным или многоактным, написано ли оно в прозе или стихах, являлась ли это оригинальная пьеса или перевод. Наиболее выгодно было создавать многоактовые произведения, так как их процент был выше. Например, автор многоактной пьесы мог получить 8%, тогда как за одноактную пьесу начислялось только 2,5%. Такое распределение ставок основывалось на положениях о минимальных размерах вознаграждений, принятых в 1995 году. Многоактовым считалось произведение, состоящее минимум из двух актов.
За литературные произведения в стихах выплачивались ставки в размере 10% и 3%, аналогично оценивались и детские пьесы. Однако детские произведения, написанные в стихах, оплачивались ещё выше - 11% и 3,5%. Композиторам за многоактовые оперы начислялось 8% и 3,5% за один акт. Стоит отметить, что на эти ставки не влияло количество проданных билетов или тираж произведения.
Драматург мог заработать до 50 тысяч рублей в год за одну пьесу, которая могла ставиться одновременно в нескольких театрах, что позволяло получать гонорары от каждого из них. Таким образом, авторы не просто обеспечивали себя средствами к существованию, но и могли получать весьма приличный доход - от 500 тысяч до миллиона рублей в год.
Получали больше, чем работники заводов
Доход писателей напрямую зависел от объёма их произведений, поскольку размер вознаграждения основывался на количестве печатных листов, где один лист содержал 40 тысяч знаков. Чем больше страниц у книги, тем выше стоимость работы. Издательства выплачивали за один печатный лист суммы в диапазоне от 150 до 550 рублей, а конечная ставка определялась популярностью автора. Для начинающих писателей тариф редко превышал 150 рублей, иногда даже снижался до 120. В то же время признанные мастера слова получали максимальное вознаграждение, так как их произведения мгновенно расходились крупными тиражами.
Поэтический труд также оценивался достаточно разнообразно, за стихотворение из 30 строк платили от 30 до 200 рублей. Если расчёт вёлся за каждую строку, то стоимость варьировалась от 70 копеек до 2 рублей. Выплаты за книги могли достигать впечатляющих сумм. Так, писатель мог заработать от 3 до 8 тысяч рублей за книгу с тиражом в 100 тысяч экземпляров. При переиздании добавлялись ещё 60% от первоначального гонорара. Если же тираж увеличивался до 115 тысяч, заработок автоматически удваивался. Особенно выгодным занятием считалось написание собраний сочинений, каждое новое издание оплачивалось в полном размере.
Для сравнения: стоимость дачи в Подмосковье того времени составляла около 10 тысяч рублей. Таким образом, успешные авторы могли обеспечить себе комфортную жизнь исключительно литературным трудом.
К примеру, Сергей Довлатов вспоминал, как однажды ему срочно понадобились деньги, и за неделю он написал рассказ о рабочем-передовике объёмом в два печатных листа, за что получил тысячу рублей. А поэт Александр Жаров, известный по строчкам "Взвейтесь кострами, синие ночи", зарабатывал на стихах к государственным праздникам. Он писал к каждой важной дате в Советском Союзе, и гонорары, которые поступали со всей страны, обеспечивали его беззаботным существованием.
За какие произведения писателей наказывали?
В СССР авторов высоко ценили, если они состояли в Союзе писателей. Это своего рода знак признания, удостоверяющий, что человек прошёл проверку. Такие авторы имели больше шансов на публикацию, чем обычные люди, не входящие в Союз. Однако, если автор каким-либо образом порочил себя или организация считала, что его творчество идёт вразрез с принципами социализма, последствия могли быть крайне тяжёлыми.
Так, например, сатирик Михаил Зощенко подвергся суровым репрессиям из-за своей, казалось бы, безобидной сказки "Приключения обезьяны". Союз счёл, что он слишком приукрасил поведение мартышки, сравнив его с поступками некоторых граждан СССР, что вызвало негативные интерпретации. Зощенко исключили из организации, перестали публиковать его произведения, а гонорары прекратили поступать. Лишившись средств к существованию, писатель был вынужден зарабатывать, ремонтируя обувь, этому ремеслу он научился ещё в юности.
Кто из писателей стал миллионером?
Знаменитые писатели пользовались многочисленными привилегиями, благодаря чему их жизнь была заметно проще. С одной стороны, их активно публиковали, с другой - они обладали необходимыми связями и находились в фаворе у партийной верхушки.
Максим Горький получал рекордные гонорары, за один печатный лист суммы достигали 1200 рублей, что значительно превышало ставки других авторов. Это обеспечивало ему средства на роскошную жизнь: коллекционирование антиквариата, редких монет, медалей и драгоценных камней. У него были возможности путешествовать в Италию, приобретать французские вина, а также оказывать финансовую помощь большевикам.
Неоднозначное отношение к высоким доходам литераторов высказывали А. Фадеев и М. Суслов. В своём письме Сталину они поднимали вопрос несправедливости системы авторских вознаграждений. По их мнению, советскому человеку не подобает зарабатывать такие огромные суммы, тем более что средний рабочий получал 600-700 рублей, а крестьяне зачастую трудились за трудодни в колхозах. Между тем писатели и драматурги зарабатывали тысячи.
К примеру, за четыре года творческой работы Константин Симонов получил порядка 2,5 миллиона рублей, что объяснялось его невероятной популярностью и высокой производительностью. Немалые состояния нажили также драматурги Лавренев и Барянов, ставшие миллионерами. Софронов и братья Тур смогли заработать чуть более полумиллиона рублей.
Заработки переводчиков
В Советском Союзе произведение становилось публичным достоянием сразу после его публикации. Так предусматривалось законом об авторском праве 1928 года. Это давало возможность всем использовать такие работы, включая их перевод, который часто приносил значительную прибыль. Переводчики могли становиться соавторами и получать вознаграждение, сравнимое с доходом самого автора произведения.
Размеры гонораров за переводы подтверждают их доходность, например, Мингулина заработала 810 тысяч рублей, Рубинштейн - 670 тысяч рублей, Зубова - 588 тысяч рублей, а Щепкина-Куперник - впечатляющие 1,3 миллиона рублей.
Иногда переводчики подвергали тексты переработке, добавляя свои изменения и представляя результат как самостоятельную работу. Однако это отражалось на качестве материалов и снижало их художественную ценность. Несмотря на такие упрощённые подходы к работе, переводчики нередко получали весьма приличные доходы.
Заработали миллионы, ещё и наследникам досталось
Закон об авторских правах, принятый в 1928 году, закрепил право на получение доходов с произведений даже после смерти автора. Авторское вознаграждение переходит к наследникам автора, которые в течение 15 лет продолжают получать процентные отчисления за использование и публикацию произведений. Однако это право нельзя передать более одного раза. Если что-то случается с прямым наследником, выплаты прекращаются, и другие родственники, к которым переходит собственность, уже не имеют права на эти отчисления.
Наследники Максима Горького, благодаря его пьесам и книгам, заработали почти 10 миллионов рублей, а наследники Владимира Маяковского получили около 5 миллионов рублей. Семье Алексея Толстого за его собрание сочинений полагались выплаты свыше 4 миллионов рублей. Доходы от произведений Константина Паустовского принесли его наследникам более 1 миллиона рублей. Такие значительные суммы оказывали существенную поддержку наследникам, особенно если учесть уровень заработных плат в СССР того времени. Для обычного рабочего человека тысяча рублей считалась мечтой, а миллионы казались недостижимыми.