Найти в Дзене

Как подростковая дружба приводит к самоповреждениям

Большинство из нас знает, каково это – быть подростком в школе и как это вписываться (или не вписываться) в школьную социальную иерархию. Обычно она выглядит так: популярные дети, одиночки и те, кто находится между ними, у которых есть друзья в разных группах.

Однако подростковые иерархии — это больше, чем просто временный социальный порядок. Исследования показывают, что эти социальные сети и позиции могут влиять и на психическое здоровье. В недавно опубликованном исследовании мои коллеги и я обнаружили, что это также связано с одной из самых серьезных проблем со здоровьем среди современной молодежи: самоповреждением.

Самоповреждение — намеренное причинение себе вреда, часто встречающееся в подростковом возрасте. Хотя, вероятно, некоторые случаи самоповреждения остаются незарегистрированными, около 16–22 % подростков сообщают, что хотя бы раз причиняли себе вред. Похоже, что такое поведение становится все более распространенным, особенно среди девочек-подростков. Вызывает беспокойство тот факт, что подростки, которые причиняют себе вред, подвержены повышенному риску ухудшения физического и психического здоровья, в том числе с летальным исходом, вплоть до самоубийства.

Существует множество причин, по которым человек может наносить себе вред. Например, это может быть механизм преодоления эмоционального дистресса (внутриличностный), когда человек сосредотачивается на физических ощущениях. Или это может быть обусловлено социальными факторами (межличностными), такими как отношения со сверстниками.

Например, подростки могут подвергаться влиянию поведения других или использовать его как средство для выражения дистресса. Действительно, исследования показали, что отношения со сверстниками имеют огромное значение в подростковом возрасте и влияют на самоповреждение.

Однако мало исследований было посвящено тому, как дружеское общение подростков в школе связано с самоповреждением. Мы устранили этот пробел, проанализировав данные о дружеских сетях подростков и случаях самоповреждений в исследовании психического здоровья подростков в Великобритании под названием «Резильентность, этническая принадлежность и психическое здоровье подростков», в котором на протяжении длительного периода времени наблюдали за большой группой людей.

В исследовании были собраны данные примерно 4000 подростков из 12 общеобразовательных средних школ в центральной части южного Лондона. Учащиеся этих школ заполняли анкеты о своем психическом здоровье и социальных сетях (среди прочего) на протяжении определенного периода времени. На сегодняшний день это крупнейшее исследование психического здоровья подростков из различных районов центральных частей городов Великобритании.

В этом исследовании мы сосредоточились на первом году сбора данных, когда подросткам было от 11 до 14 лет. Подросткам было предложено сообщить, «пробовали ли они когда-нибудь навредить себе или причинить себе боль», и 14 % ответили «да». Им также было предложено назвать друзей из своего класса. Это первое когортное исследование в Великобритании, в котором были собраны данные как о школьных дружеских сетях, так и о самоповреждениях.

Мы использовали анализ социальных сетей, чтобы «составить карту» дружеских сетей подростков и рассчитать несколько показателей, отражающих социальное положение молодых людей в их сетях.

Сюда входили: «популярность» (сколько человек назвали вас другом), «связующая роль» (быть посредником и связывать между собой группы друзей, которые иначе были бы не связаны между собой) и социальная изоляция (ноль или только один друг), среди прочих показателей. Мы также посмотрели, сколько из их друзей сообщали о самоповреждениях, а затем исследовали, связаны ли эти различные показатели сети с самоповреждениями и каким образом.

Социальные сети и самоповреждения

Мы обнаружили, что как то, с кем подростки дружат в школе, так и то, как они связаны со своими друзьями, по-разному связано с самоповреждениями. Поразительно, что почти у половины подростков был хотя бы один друг, который сообщал о самоповреждениях. Это было связано с тем, что подростки чаще сообщали о самоповреждениях, что может свидетельствовать о влиянии сверстников.

Различные социальные позиции в подростковых сетях также были связаны с самоповреждениями. Некоторые позиции были защитными, то есть подростки были менее склонны к самоповреждениям, в то время как другие позиции были рискованными, то есть подростки были более склонны к самоповреждениям. К рискованным позициям относились социальная изоляция, но также в некоторой степени популярность и посредничество (промежуточное положение).

Хотя популярность часто рассматривается как желательный социальный статус, она также может повлечь за собой социальное давление, которое косвенно может привести к самоповреждению. Бриджинг может отражать положение подростков, которые находятся «между» разными группами друзей, что может быть социально обременительным и связано с самоповреждением.

Защитные позиции включали «социальность» (называя многих людей друзьями) и принадлежность к сплоченной группе друзей, которые дружат друг с другом. Однако самые сильные связи были обнаружены в случае социальной изоляции и наличия друзей, которые сообщают о самоповреждении.

Мы также проверили, есть ли различия по половому признаку. Мы ожидали, что эффект будет сильнее среди девочек по сравнению с мальчиками. Однако мы не нашли достаточных доказательств этого, что позволяет предположить, что социальные сети связаны с самоповреждением одинаково как у мальчиков, так и у девочек из нашей разнообразной выборки, проживающей в центральной части Лондона.

Важно отметить, что эти выводы основаны на данных, собранных в один конкретный момент времени. Это означает, что наши выводы являются ассоциациями, и мы не можем делать выводы о причинно-следственной связи или устанавливать, в каком направлении могут быть эти ассоциации. Например, социальные сети предсказывают самоповреждения или самоповреждения предсказывают социальные сети? Это требует дальнейшего изучения.

Наше исследование подчеркивает, что самоповреждение является важной проблемой здоровья, которую необходимо решать в подростковом возрасте, и учет социальных сетей подростков в школе может быть важной частью решения этой проблемы. В частности, самоповреждение не следует рассматривать в изоляции — для некоторых это поведение может иметь социальные компоненты и формироваться под влиянием социальных сетей подростков.

Это также предполагает, что если и связь (например, наличие друзей, которые причиняют себе вред) и разрыв связи (социальная изоляция) со сверстниками связаны между собой, то для предотвращения самоповреждений в школах необходимо применять более чем один подход. Хотя может возникнуть соблазн сосредоточиться на тех, кто социально изолирован, также важно учитывать динамику дружеских групп и то, как самоповреждения подростков могут повлиять на более широкую сеть сверстников.

В конечном итоге, отношения со сверстниками в подростковом возрасте глубоко влияют на нас и могут продолжать формировать психическое здоровье на протяжении десятилетий. Чем лучше мы понимаем социальные сети подростков, тем лучше мы можем поддерживать психическое здоровье молодых людей.

Оригинальная статья на русском языке: Как подростковая дружба приводит к самоповреждениям

ПсиБлог.рф — ресурс программы Дистанционного Обучения Психологии

Оригинальная статья: Holly Crudgington - How teen friendships may predict self harm, October 2025

Перевод: Остренко Анна Александровна

Редакторы: Симонов Вячеслав МихайловичШипилина Елена Ивановна

Источник изображения: freepik.com

Ключевые слова: психология, дружба, подростки, самоповреждения, социальная изоляция.