Недавно в тг-канале «КоммерсантЪ» прочёл следующее:
«по данным Avito Работа, российский рынок труда в IT показал парадоксальную динамику: растет число резюме, но сохраняется дефицит квалифицированных кадров. За одну вакансию сейчас соревнуются в среднем 14 соискателей. <…> Новые выпускники быстрых курсов зачастую не имеют нужных практических навыков. Это приводит компании к более долгому подбору сотрудников, несмотря на обилие желающих работать в IT» («Авито Работа»).
Думаю, что это касается не только IT-рынка труда.
... Это началось ещё в первой половине 1990-х. Желание быстро заработать, тогда естественно возникло у подавляющего большинства населения нашей страны. В том числе, и на знаниях. Одни стремились быстро их получить, чтобы по-быстрому начать хорошо зарабатывать, другие стремились их быстро передать, чтобы также по-быстрому хорошо заработать.
В результате, мы увидели множество объявлений типа «*** язык за 3 недели», «программирование на *** за 5 уроков», «научим играть на *** за 10 занятий», «диплом *** за 2 года» (вместо звёздочек можете подставить любое подходящее слово). Сейчас это звучит уже как «дистанционное обучение ***», «онлайн курсы ***» и всё те же 2-3 недели, 5-6 уроков, 1-2 года в зависимости от важности получаемого в результате документа об образовании.
На первый взгляд, кажется, что всё логично и оптимально по времени: надо по-быстрому дать человеку начальные знания, а затем уже на практике он самостоятельно «доберёт» всё необходимое для качественного труда (и для зарабатывания хороших денег). Но, в результате получения подобного образования, как правило, и специалист получается «по-быстрому».
Здесь сразу отметим, что в некоторых случаях «по-быстрому» вполне допустимая стратегия получения человеком желаемых знаний. Но, вот деталь, – только в некоторых случаях.
В большинстве же случаев, по поводу такой стратегии получения образования возникает сразу несколько вопросов: 1. Что сможет сделать (а, точнее, натворить) такой специалист в начале своей славной трудовой деятельности? 2. Какая организация должна стать первой жертвой его знаний и умений? 3. Готов ли будет в дальнейшем такой специалист самостоятельно повысить свой образовательный уровень? Ведь эта готовность будет зависеть от его личностных качеств, наличия свободного времени и финансовых возможностей. И, наконец, 4. возможно ли вообще стать специалистом в выбранной области, приобретая опыт и доучиваясь в ходе практической деятельности? Потому, что не всегда удаётся получить даже элементарные базовые знания за 3 недели, 10 уроков и даже за 2 года. Например, в той же области IT.
Мне могут возразить, приводя конкретные примеры успешных специалистов, которые получали образование «по-быстрому» и уже затем совершенствовали свои знания и умения на практике. Не буду спорить – очевидно, бывают такие случаи. Однако, такое мнение может быть только «взглядом со стороны» человека, который сам не является специалистом в данной области. А профессионал и дилетант отличаются именно уровнем знаний в своём деле, что не всегда заметно со стороны. Мы все, не являясь гуру в тех или иных областях знаний, допускаем подобные ошибки в своих суждениях о квалификации окружающих нас людей.
И, конечно же, как я уже отметил выше, всё зависит от конкретной области деятельности, от тех знаний и умений, которые стремится освоить человек. В данном случае, самое главное, понять, что вот эти знания вполне можно получить «по-быстрому», а затем успешно саморазвиваться, а вот эти знания просто невозможно получить за 3 недели, 10 уроков и даже за 2 года, и поэтому лучше не тратить свои время и, скорее всего, деньги, обучаясь таким образом.
Главная проблема для любого человека – вовремя понять, какие знания являются простыми, а какие сложными для усвоения, и, таким образом, не поддаваться на «провокации» – заманчивые предложения обучиться «по-быстрому». Потому, что, в противном случае, он может совершить, возможно, главную ошибку в своей жизни, навсегда оставшись дилетантом в своём деле.
Приведу пример из близкой мне области деятельности – программирования. Я учился программированию 5 лет в университете, на факультете Прикладная математика. То есть, программированию я учился далеко не «по-быстрому». А затем ещё 35 лет постоянно учился (и сейчас учусь) этому делу на практике, разрабатывая коммерческие программы и параллельно занимаясь преподаванием. Именно учился, потому что даже после 5 лет обучения в ВУЗе на профильном факультете я не смог бы назвать себя супер-специалистом: я хорошо знал теоретические основы, различные языки и инструменты программирования. Но, сколько же я тогда ещё не знал…
Поэтому, я с удивлением наблюдаю за тем, как, к примеру, повсеместно предлагается «в самые короткие сроки дистанционно освоить язык программирования ***» (название подставляйте любое). И с интересом наблюдаю за специалистами, которые в результате такого или примерно такого обучения приходят в ИТ-компании и реализуют программы, например, для организаций, с которыми мы работаем.
Люди кодируют – набирают тексты программ, совершенно не задумываясь о том, что затем требуется их тестирование (поиск возможных ошибок) и отладка (исправление ошибок). Думаю, что многие из них и не знают, как это реально делается. В результате, – ошибки, ошибки, ошибки…
Ошибки при разработке программ допускают все. Но, когда ты видишь элементарные ошибки, которые просто невозможно сделать, если обладаешь хотя бы базовыми знаниями технологии программирования, то понимаешь, что имеешь дело со специалистом, обучавшимся «по-быстрому».
К чему приводят ошибки в программах, если мы говорим о коммерческих разработках для организаций, которые зарабатывают деньги? Правильно, организации начинают меньше зарабатывать. Потому, что вместо того, чтобы заниматься своим делом, пользователям этих программ приходится выполнять работу обучавшихся «по-быстрому» программистов – тестировать их программы на своих рабочих местах и выявлять ошибки.
Другая проблема – пользовательский интерфейс программ. Многие разработчики программ, по-моему, вообще не представляют, что именно и в каком виде люди хотят увидеть на экранах своих компьютеров и смартфонов. В результате, мы, пользователи, видим жуткие отчёты с неотформатированными данными в «окнах-амбразурах» и огромное количество всяких значков, ярлычков и кнопочек. Ситуацию часто спасает инструмент программирования, который помогает разработчику создать что-то приличное, как по форме, так и по содержанию. Но, только в том случае, если разработчик обладает хотя бы базовыми знаниями в области программного дизайна.
Проблема для любой ИТ-компании заключается в том, что неудовлетворительные знания её программистов не могут быть нивелированы ни за счёт использования современных инструментов разработки программ, ни за счёт качественной работы приставленных к ним постановщиков задачи, программных дизайнеров, тестировщиков. Результат будет один – недовольные клиенты.
Дело в том, что постановка задачи, разработка дизайна, кодирование, тестирование и отладка программы – функционал, который может быть либо максимально сконцентрирован «в руках» программиста, либо максимально распределён между соответствующими специалистами. В первом случае, программист является центральной фигурой процесса разработки. Существенно упрощается функционал остальных специалистов, которые, в этом случае, могут и не потребоваться. Упрощается и управление процессом разработки. В результате, разработка программы, как правило, ускоряется и удешевляется.
Программист, обучавшийся «по-быстрому», сможет выполнять только функционал кодировщика. И тогда ему требуются другие, фактически обслуживающие его, специалисты. В этом случае, усложняется всё – и функционал этих специалистов, и управление процессом разработки программы. Как можно догадаться, усложнение процесса приводит к его удлинению и удорожанию в целом. Это – цена, которую платит ИТ-компания и, естественно, её клиенты за программиста, обученного «по-быстрому».
В подтверждение этого – ещё одна интересная ситуация, сложившаяся сейчас на рынке труда: по информации РИА Новости тестировщики стали самыми высокооплачиваемыми офисными специалистами этим летом – работодатели предлагают им в среднем 129 тысяч рублей. На втором месте – инженеры (!), которые летом могли рассчитывать в среднем на 105,5 тысяч в месяц (исследование «Авито Работы»). Действительно, когда программист превращается в кодировщика, возрастает роль обслуживающего его персонала.
«По-быстрому» можно изучить только инструкции языка и научиться основам написания программного кода. Но, освоить технологии программирования «по-быстрому» невозможно. Потому, что это сложные знания. Не просто развить и алгоритмическое мышление. Более того, не всем это дано, точно так же, как не у всех людей имеются музыкальные, художественные, и многие другие способности. Но, не все это понимают. И, поэтому, в условиях массового (психоза) обучения «по-быстрому», мы, пользователи, всё чаще сталкиваемся с многочисленными ошибками в программах с ужасным пользовательским интерфейсом.
Но не всё так плохо…
Со временем люди уже начали догадываться, что за 3 недели изучения английского языка невозможно научиться говорить на нём с «йоркширским диалектом», а за 10 уроков игры на гитаре можно научиться только бренчать. Теперь, очередь за языками программирования и, вообще, за ИТ-технологиями. Когда-то люди всё же догадаются, что получение сложных знаний требует от человека гораздо больших времени и сил, чем это может показаться на первый взгляд.
И, в заключение, ещё раз приведу фрагмент текста из тг-канала «КоммерсантЪ»: «Новые выпускники быстрых курсов зачастую не имеют нужных практических навыков». Ошибочка! Непонимание сути проблемы. Новые выпускники быстрых курсов, в первую очередь, не имеют нужных теоретических знаний, необходимых для успешной практической работы.
Сентябрь 2025 г.