Найти в Дзене
Логопед, дефектолог

Почему ребёнок не подражает: что такое имитация и зачем она нужна

Если вы когда-нибудь наблюдали за маленькими детьми, то наверняка замечали:
они копируют взрослых буквально во всём.
Мама моет посуду — ребёнок рядом «тоже моет».
Папа чинит велосипед — малыш достаёт игрушечный ключ. Так развивается имитация — одно из главных оснований обучения.
Благодаря подражанию типично развивающиеся дети осваивают до 90% всех навыков: от речи и игры до социальных реакций. 💡 А если ребёнок не подражает? У детей с особенностями развития (РАС, ЗПР, СДВГ и др.) путь к имитации может быть сложнее.
Ребёнок может не начать подражать сам — не потому, что не хочет,
а потому что ещё не знает, что можно повторять. И вот здесь роль взрослого особенно важна:
нужно показать, научить и закрепить этот навык. 🧩 Имитация — это не один навык На самом деле это целая система, которая включает несколько уровней: 🧸 Имитация с предметами — ребёнок учится повторять действия: катать машинку, кормить куклу, строить башню. 👐 Моторная имитация — копирует движения тела, жесты, мимику, по
Оглавление

Если вы когда-нибудь наблюдали за маленькими детьми, то наверняка замечали:
они копируют взрослых буквально во всём.
Мама моет посуду — ребёнок рядом «тоже моет».
Папа чинит велосипед — малыш достаёт игрушечный ключ.

Так развивается имитация — одно из главных оснований обучения.
Благодаря подражанию типично развивающиеся дети осваивают
до 90% всех навыков: от речи и игры до социальных реакций.

💡 А если ребёнок не подражает?

У детей с особенностями развития (РАС, ЗПР, СДВГ и др.) путь к имитации может быть сложнее.
Ребёнок может
не начать подражать сам — не потому, что не хочет,
а потому что
ещё не знает, что можно повторять.

И вот здесь роль взрослого особенно важна:
нужно
показать, научить и закрепить этот навык.

🧩 Имитация — это не один навык

На самом деле это целая система, которая включает несколько уровней:

  1. 🧸 Имитация с предметами — ребёнок учится повторять действия: катать машинку, кормить куклу, строить башню.
  2. 👐 Моторная имитация — копирует движения тела, жесты, мимику, позы.
  3. 🗣 Вокальная (эхо) имитация — повторяет звуки, слоги, слова.

Каждый из этих уровней — кирпичик в развитии коммуникации, речи и самостоятельности.

🌱 Зачем нужна имитация

Имитация — это мост между ребёнком и миром.
Когда ребёнок умеет повторять, он:

✔️ Учится играть и взаимодействовать
✔️ Начинает повторять звуки и слова
✔️ Развивает внимание и отклик на взрослого
✔️ Сам осваивает новое, наблюдая за другими

Без имитации обучение идёт только через постоянные инструкции и подсказки.
А с имитацией появляется
внутренняя способность учиться у других — как у всех нас.

💚 Можно ли этому научить?

Да, и это не миф.
Имитация — навык, который развивается при правильной поддержке:

  • через совместные игры,
  • упражнения «повтори за мной»,
  • зеркальные движения,
  • эмоциональный контакт.

Главное — не требовать, а вовлекать.
Делать вместе, с улыбкой, в удовольствии.

✨ Почему это важно

Когда ребёнок начинает подражать —
это первый настоящий шаг к
общению, речи и самостоятельности.

Имитация запускает целую цепочку изменений:
ребёнок становится активнее, внимательнее,
начинает смотреть на взрослого, слушать, реагировать, пробовать новое.

Это тот момент, когда вы впервые видите,
что
мир вокруг ребёнка начинает расширяться
и в нём появляется место для диалога.

Если у вас есть вопросы или вам нужна диагностика, переходите по ссылке Телеграм , и мы сможем вместе разработать эффективный план поддержки вашего ребенка.