Недавно стали известны номинанты на премию The Game Awards 2025. Среди претендентов на звание лучшей инди-игры можно отметить Claire Obscure: Expedition 33, проект, который по всем производственным признакам напоминает AA, но по формальным считается «независимым». Это заставило меня задаться над двумя вопросами: что такое «инди-игра» в 2025 году и не пора ли нам, наконец, честно ответить, куда делось это понятие?
Итак, что такое инди? С этимологической точки зрения это сокращение английского слова independent. То есть независимый.
Инди культура распространена среди всех возможных видов творчества: кино, игры, музыка и тд. Её изначальная суть быть альтернативой коммерческим продуктам, где на первое место выходит не искусство, а прибыль крупных компаний.
Ирония судьбы заключается в том, что культура, изначально противопоставлявшая себя коммерческому мейнстриму, нашла себе теплое место и вполне неплохо себя чувствует среди больших акул бизнеса, практически во всех сферах. В видеоиграх это проявляется особенно ярко. Сейчас не просто большое количество так называемых независимых видеоигровых издательств, сейчас даже крупные значимые компании вроде Microsoft издают маленькие инди проекты.
Заглянув в титры нашумевшей инди-игры, можно наверняка найти там ветеранов из крупных компаний. Инди-сцена стала магнитом для профессионалов, ищущих творческой свободы.
Несомненно, все это крайне положительно сказалось на качестве инди-игр. Опытные разработчики с грамотной поддержкой издательства с минимальным влиянием на процесс разработки - это здоровая почва для создания качественной небольшой игры с интересными экспериментами в плане геймплея.
В сети уже давно встречаются горячие споры на тему того, что можно ли считать инди ту, или иную игру, если у каждой второй имеется свой издатель. Но положение дел оказалось таким, что если небольшая игра сделана независимой студией и на игру не претендует издатель - то это инди. Это то, почему достаточно крупная игра Clair Obscur: Expedition 33 оказалась подходящей под эти критерии.
Так почему же я не считаю Clair Obscur: Expedition 33 инди игрой и не приемлю ее номинацию в соответствующей категории.
Для сравнения я хочу взять одну хорошо знакомую мне игру Sally Face. От идеи до ее реализации, все выполнено одним единственным человеком Стивом Гэбри. Sally Face - это чистейшее инди, как оно есть.
Разработкой Clair Obscur: Expedition 33 занималась целая команда разработчиков более 30 человек. Это студия хороших размеров, где каждый член команды занимается своим делом, и у многих за плечами работа в крупных студиях над не менее крупными проектами.
Clair Obscur: Expedition 33 - это серьезный проект, с множеством постановочных сцен, актеров озвучки и геймплеем требующем серьезной наладки баланса. Разработка игры настолько разносторонняя, на сколько вообще может быть разносторонней разработка видеоигр. В игру вложены десятки миллионов долларов бюджета, компанией, в списке акционеров которой мелькает Netase.
Я думаю, что никто не будет спорить, что Clair Obscur: Expedition 33 находиться очень далеко от классического авторского инди? Тогда идем дальше.
Попробуем зайти с другого конца. Возьмём недавно пройденную мной Silent Hill f. В разработке тоже участвует частная компания. Да, игра, является частью медиа франшизы, заказана и профинансирована издателем, владеющем правами. Но что интересно, даже при всем при этом игра сильно отличается от предшественниц, а фирменный почерк приглашенного автора сценария с легкостью прослеживается на протяжении сюжета. То есть игра не теряет авторского стиля, но тем не менее, не становиться инди. Я думаю со статусом Silent Hill f все тоже согласны?
Сравнивая Silent Hill f и Clair Obscur: Expedition 33 мы отмечаем единственное очевидное различие, независимость Sandfall Interactive как студии разработчика, и полное владение правами на разрабатываемую ими игру. И в этом заключается вся ирония, статус инди определяется лишь юридическим аспектом.
Добавление Clair Obscur: Expedition 33 в номинации предназначенные для инди игр это жестокая несправедливость по отношению к одиночкам и совсем маленьким коллективам, которые просто неспособны бороться за внимание игроков с такими крупными проектами.
Отсутствие озвучки, изометрическая камера, простота или "мультяшность'' графики, это те нюансы, которые могут отпугнуть массового игрока от инди проекта, а "экспедиция" сочетает в себе все атрибуты дорогого коммерческого проекта. В конце концов фактически она и является таким проектом.
В защиту Clair Obscur: Expedition 33 вы можете сказать, что ее разработка начиналась с малого, и только потом студия и бюджет разрослись до такого масштаба и они не виноваты, что сделали шедевр. Но тут стоить вспомнить некоторые успешные инди проекты прошлого. Задайте себе вопрос, а Minecraft это инди? И тут становится очевидно, что ответ будет разделен на до и после. Независимая разработка в прошлом, и статус медиа франшизы сейчас. И я считаю, что это схоже с историей "экспедиции". Начавшись с малого Clair Obscur: Expedition 33 еще до своего релиза превратилась в успешный коммерческий проект. Я надеюсь, что вы не забыли анонс кинофильма по игре, который случился еще до ее выхода?
История разработки Clair Obscur: Expedition 33 -это наглядная иллюстрация философского «парадокса кучи». Игра обрастала масштабом, вырос коллектив, бюджет и амбиции. Все это добавлялось по зернышку, и вот перед нами на релизе перед нами полновесная гора, неотличимая от творений крупных студий. Но, согласно формальной логике, мы должны по-прежнему называть это «инди», ведь никто не может указать, на каком именно зернышке произошла метаморфоза.
Организаторы шоу TGA2025 в этом случае выступают адвокатами дьявола, которые найдя юридическую зацепку смогли выпустить опасного убийцу из зала суда, и теперь рады этому, хвастаясь самым большим количеством номинаций за всю историю The Game Awards. Помяните мое слово, в следующем году повсеместно будет распространяться новостной нарратив на тему "экспедиции" и GTA6. Мол маленькая инди игра получила больше номинаций на TGA, чем высокобюджетная игра от большущей студии Rockstar Games. А зная, что акционерами Kepler interactive выступает китайский гигант NetEase, тут в пору начать думать над теориями заговора. Хотя и теории тут не нужны.
В одном из отчетов Kepler interactive о капитале и информации акционеров от апреля 2025 года привилегированным акционером являются компания NetEase активы которой стоят 15,444 млрд йен. Они не принимают ключевых решений в студии, но очевидно являются главным спонсором этой компании и получают с этого дивиденды. Естественно, чтобы получить прибыль, как и работают крупные студии гиганты, только тут все происходит в тени.
В этом и заключается весь абсурд ситуации. Следующая игра Quantic Dream не будет считаться инди, потому что студия является дочерней компанией NetEase. А Claire Obscur: Expedition 33 останется инди, потому что её разработчик юридически независим, даже если деньги на создание игры в конечном счёте текут из кармана того же гиганта. Получается, что статус «инди» определяется не сутью проекта, его масштабом или источником финансирования, а лишь тем, как оформлены документы о собственности.
Справедливости ради, финансирование от Kepler Interactive получают и другие, гораздо более скромные проекты, чье номинирование не вызвало бы подобного резонанса. Но именно громкий случай с «Экспедицией» заставляет нас снова спросить себя, а не мертво ли инди?
Это мое видение ситуации с Clair Obscur: Expedition 33 на TGA2025, а что вы думаете по этому поводу? Является ли "экспедиция" инди? Достойна ли она называться инди? И вообще такое для вас инди? Пишите в комментариях!