Найти в Дзене
Чиабатта | Видеоигры

Номинация для своих. Почему Clair Obscur: Expedition 33 - это не инди, а лицемерие.

Недавно стали известны номинанты на премию The Game Awards 2025. Среди претендентов на звание лучшей инди-игры можно отметить Claire Obscure: Expedition 33, проект, который по всем производственным признакам напоминает AA, но по формальным считается «независимым». Это заставило меня задаться над двумя вопросами: что такое «инди-игра» в 2025 году и не пора ли нам, наконец, честно ответить, куда делось это понятие? Итак, что такое инди? С этимологической точки зрения это сокращение английского слова independent. То есть независимый. Инди культура распространена среди всех возможных видов творчества: кино, игры, музыка и тд. Её изначальная суть быть альтернативой коммерческим продуктам, где на первое место выходит не искусство, а прибыль крупных компаний. Ирония судьбы заключается в том, что культура, изначально противопоставлявшая себя коммерческому мейнстриму, нашла себе теплое место и вполне неплохо себя чувствует среди больших акул бизнеса, практически во всех сферах. В видеоиграх э

Недавно стали известны номинанты на премию The Game Awards 2025. Среди претендентов на звание лучшей инди-игры можно отметить Claire Obscure: Expedition 33, проект, который по всем производственным признакам напоминает AA, но по формальным считается «независимым». Это заставило меня задаться над двумя вопросами: что такое «инди-игра» в 2025 году и не пора ли нам, наконец, честно ответить, куда делось это понятие?

Итак, что такое инди? С этимологической точки зрения это сокращение английского слова independent. То есть независимый.

Инди культура распространена среди всех возможных видов творчества: кино, игры, музыка и тд. Её изначальная суть быть альтернативой коммерческим продуктам, где на первое место выходит не искусство, а прибыль крупных компаний.

Ирония судьбы заключается в том, что культура, изначально противопоставлявшая себя коммерческому мейнстриму, нашла себе теплое место и вполне неплохо себя чувствует среди больших акул бизнеса, практически во всех сферах. В видеоиграх это проявляется особенно ярко. Сейчас не просто большое количество так называемых независимых видеоигровых издательств, сейчас даже крупные значимые компании вроде Microsoft издают маленькие инди проекты.

-2

Заглянув в титры нашумевшей инди-игры, можно наверняка найти там ветеранов из крупных компаний. Инди-сцена стала магнитом для профессионалов, ищущих творческой свободы.

Несомненно, все это крайне положительно сказалось на качестве инди-игр. Опытные разработчики с грамотной поддержкой издательства с минимальным влиянием на процесс разработки - это здоровая почва для создания качественной небольшой игры с интересными экспериментами в плане геймплея.

В сети уже давно встречаются горячие споры на тему того, что можно ли считать инди ту, или иную игру, если у каждой второй имеется свой издатель. Но положение дел оказалось таким, что если небольшая игра сделана независимой студией и на игру не претендует издатель - то это инди. Это то, почему достаточно крупная игра Clair Obscur: Expedition 33 оказалась подходящей под эти критерии.

Так почему же я не считаю Clair Obscur: Expedition 33 инди игрой и не приемлю ее номинацию в соответствующей категории.

Для сравнения я хочу взять одну хорошо знакомую мне игру Sally Face. От идеи до ее реализации, все выполнено одним единственным человеком Стивом Гэбри. Sally Face - это чистейшее инди, как оно есть.

-3

Разработкой Clair Obscur: Expedition 33 занималась целая команда разработчиков более 30 человек. Это студия хороших размеров, где каждый член команды занимается своим делом, и у многих за плечами работа в крупных студиях над не менее крупными проектами.

Clair Obscur: Expedition 33 - это серьезный проект, с множеством постановочных сцен, актеров озвучки и геймплеем требующем серьезной наладки баланса. Разработка игры настолько разносторонняя, на сколько вообще может быть разносторонней разработка видеоигр. В игру вложены десятки миллионов долларов бюджета, компанией, в списке акционеров которой мелькает Netase.

Я думаю, что никто не будет спорить, что Clair Obscur: Expedition 33 находиться очень далеко от классического авторского инди? Тогда идем дальше.

Попробуем зайти с другого конца. Возьмём недавно пройденную мной Silent Hill f. В разработке тоже участвует частная компания. Да, игра, является частью медиа франшизы, заказана и профинансирована издателем, владеющем правами. Но что интересно, даже при всем при этом игра сильно отличается от предшественниц, а фирменный почерк приглашенного автора сценария с легкостью прослеживается на протяжении сюжета. То есть игра не теряет авторского стиля, но тем не менее, не становиться инди. Я думаю со статусом Silent Hill f все тоже согласны?

-4

Сравнивая Silent Hill f и Clair Obscur: Expedition 33 мы отмечаем единственное очевидное различие, независимость Sandfall Interactive как студии разработчика, и полное владение правами на разрабатываемую ими игру. И в этом заключается вся ирония, статус инди определяется лишь юридическим аспектом.

Добавление Clair Obscur: Expedition 33 в номинации предназначенные для инди игр это жестокая несправедливость по отношению к одиночкам и совсем маленьким коллективам, которые просто неспособны бороться за внимание игроков с такими крупными проектами.

Отсутствие озвучки, изометрическая камера, простота или "мультяшность'' графики, это те нюансы, которые могут отпугнуть массового игрока от инди проекта, а "экспедиция" сочетает в себе все атрибуты дорогого коммерческого проекта. В конце концов фактически она и является таким проектом.

В защиту Clair Obscur: Expedition 33 вы можете сказать, что ее разработка начиналась с малого, и только потом студия и бюджет разрослись до такого масштаба и они не виноваты, что сделали шедевр. Но тут стоить вспомнить некоторые успешные инди проекты прошлого. Задайте себе вопрос, а Minecraft это инди? И тут становится очевидно, что ответ будет разделен на до и после. Независимая разработка в прошлом, и статус медиа франшизы сейчас. И я считаю, что это схоже с историей "экспедиции". Начавшись с малого Clair Obscur: Expedition 33 еще до своего релиза превратилась в успешный коммерческий проект. Я надеюсь, что вы не забыли анонс кинофильма по игре, который случился еще до ее выхода?

Страничка номинации лучшая инди игра на сайте TGA2025
Страничка номинации лучшая инди игра на сайте TGA2025

История разработки Clair Obscur: Expedition 33 -это наглядная иллюстрация философского «парадокса кучи». Игра обрастала масштабом, вырос коллектив, бюджет и амбиции. Все это добавлялось по зернышку, и вот перед нами на релизе перед нами полновесная гора, неотличимая от творений крупных студий. Но, согласно формальной логике, мы должны по-прежнему называть это «инди», ведь никто не может указать, на каком именно зернышке произошла метаморфоза.

Организаторы шоу TGA2025 в этом случае выступают адвокатами дьявола, которые найдя юридическую зацепку смогли выпустить опасного убийцу из зала суда, и теперь рады этому, хвастаясь самым большим количеством номинаций за всю историю The Game Awards. Помяните мое слово, в следующем году повсеместно будет распространяться новостной нарратив на тему "экспедиции" и GTA6. Мол маленькая инди игра получила больше номинаций на TGA, чем высокобюджетная игра от большущей студии Rockstar Games. А зная, что акционерами Kepler interactive выступает китайский гигант NetEase, тут в пору начать думать над теориями заговора. Хотя и теории тут не нужны.

В одном из отчетов Kepler interactive о капитале и информации акционеров от апреля 2025 года привилегированным акционером являются компания NetEase активы которой стоят 15,444 млрд йен. Они не принимают ключевых решений в студии, но очевидно являются главным спонсором этой компании и получают с этого дивиденды. Естественно, чтобы получить прибыль, как и работают крупные студии гиганты, только тут все происходит в тени.

Отчет взят с сайта : https://find-and-update.company information.service.gov.uk/company/12545265/filing-history
Отчет взят с сайта : https://find-and-update.company information.service.gov.uk/company/12545265/filing-history

В этом и заключается весь абсурд ситуации. Следующая игра Quantic Dream не будет считаться инди, потому что студия является дочерней компанией NetEase. А Claire Obscur: Expedition 33 останется инди, потому что её разработчик юридически независим, даже если деньги на создание игры в конечном счёте текут из кармана того же гиганта. Получается, что статус «инди» определяется не сутью проекта, его масштабом или источником финансирования, а лишь тем, как оформлены документы о собственности.

Справедливости ради, финансирование от Kepler Interactive получают и другие, гораздо более скромные проекты, чье номинирование не вызвало бы подобного резонанса. Но именно громкий случай с «Экспедицией» заставляет нас снова спросить себя, а не мертво ли инди?

Это мое видение ситуации с Clair Obscur: Expedition 33 на TGA2025, а что вы думаете по этому поводу? Является ли "экспедиция" инди? Достойна ли она называться инди? И вообще такое для вас инди? Пишите в комментариях!