Найти в Дзене

«Дракон» – аристократ мира яхтинга

Оглавление

Класс «Дракон» – одна из самых узнаваемых гоночных килевых яхт в истории парусного спорта. Его проект разработал норвежский яхтсмен Йохан Анкер, и первая лодка сошлась со стапеля в конце 1920-х (согласно официальной истории, проект одобрен в 1929 г.) Первоначально Дракон задумывался как доступная швертботная яхта для крейсерских плаваний (около 20 м² парусного вооружения), но очень быстро переквалифицировался в гоночный монотип. Уже в 1948 году класс «Дракон» вошёл в программу Олимпийских игр и оставался олимпийским вплоть до 1972 года.

Подписывайтесь на телеграмм канал ПРО ЯХТЫ.

После ухода из олимпийской программы «Дракон» приобрёл черты элитарной классики парусного спорта и активно участвовал в международных регатах (проводятся ежегодные чемпионаты мира и Европы, престижный «Золотой Кубок» и пр.).

-2

Основные вехи развития «Дракона»:

с 1928 года был объявлен конкурс на дешёвую и относительно быструю килевую яхту (результат – проект Анкера);

1929 – первой спущена лодка «Dragon I»;

1946–1948 – класс признан ВИФ (Международной федерацией парусного спорта) и включён в Олимпиаду;

1955 и далее – активно строился в Европе и СССР (на советских верфях в Таллине и Ленинграде)

1973 – впервые введён стеклопластиковый корпус, каркас стал упрощённым (сохранив фирменное длинное килевое днище)

1972–наши дни – «Дракон» пережил ренессанс как спортивно-клубная яхта, постоянно строится (в среднем по 30–40 лодок в год).

Все эти этапы отразились в конструкции: первоначально яхта имела небольшую рубку и спальные места («крыша» и койки), но уже к 1940-м годам её «очистили» для гонок – убрали каюту, добавили большую геную и спинакер сохранив классическую грот-стаксельную схему парусов.

-3

Длина лодки 8,90 м, ширина 1,95 м, осадка около 1,20 м, водоизмещение ≈1700 кг. Традиционно корпус строился со шпангоутами из дерева, сегодня популярна постройка из герметичного стеклопластика, но оригинальные «метровые» очертания и большой килевой груз остались неизменными.

Парусное вооружение – типовой бермудский шлюп с гротом (~16 м²) и стакселем (~12 м²), а также полуэллиптическим спинакером (~24 м²) для спринтерских гонок Такая сбалансированная схема и элегантные пропорции делают «Дракона» «совершенной» яхтой – по словам российского класса, это «красивая яхта, а многие считают её совершенной».

-4

Прочувствовать гармонию конструкции помогает и вид сбоку: «Дракон» сохраняет изящные метрические линии корпуса и длинный килевой пузырь, заложенные при рождении класса. Усовершенствования (металлическая мачта, фальшборт, современное такелажное оснащение) происходят постепенно, чтобы не обесценивать старые лодки. Управляется «Дракон» экипажем из 3–4 человек; ограничения по весу экипажа позволяют участвовать как ветеранам, так и молодёжи. Таким образом, архитектура яхты напрямую связана с её историей: изначальный «крейсер», эволюционировавший в гоночный монотип, весь перевоплотился в спортивный коктейль из элегантности и технической гибкости.

«Спорт королей» и известные яхтсмены

Благодаря утончённому облику и сложности управления «Дракон» упрочил за собой репутацию «аристократского» судна. Так, журнал Sail-World отмечает: «Поскольку этот класс любят аристократы, „Дракон“ получил прозвище яхты королей». В числе поклонников были не только любители, но и королевские особы: членами Международной ассоциации «Дракон» (IDA) долгие годы руководит Датская королевская семья. С рождения «Дракон» всегда ходил под парусом знатных фамилий – это отмечено и в России: по утверждению газеты Korabel, после 1972 года «Дракон» «постепенно стал яхтой элитарной, и сейчас ни один другой класс не может похвастаться таким количеством яхтсменов королевских кровей».

-5

Из конкретных примеров: сразу после Второй мировой Великобритания подарила драконовскую яхту «Bluebottle» принцу Филиппу – будущему герцогу Эдинбургскому – в день свадьбы с королевой Елизаветой II. Принц Филипп активно гонял на ней и вливал в послевоенный яхтинг свежую волну интереса.

«Bluebottle» гоняется до сих пор. Сегодня 21 ноября 2025 года было сообщено:

Королевская гоночная яхта Bluebottle GBR192 вписала новую важную главу в историю международного класса Dragon, выиграв легендарный трофей Marblehead Trophy. Трофей Марблхеда — престижный международный приз по парусному спорту, присуждаемый яхтам класса «Дракон». Учрежденный в 1929 году жителями Марблхеда, штат Массачусетс, он был приурочен к 300-летию города и прославил его наследие как известного центра парусного спорта.

Греческий король Константин (будущий король Константин II) ещё 20-летним принцем выиграл золотую медаль Олимпиады-1960 в классе «Дракон». В Дании супруг королевы Магре II – принц Хенрик – всю жизнь владел шестью «Драконами» и соревновался вплоть до глубокой старости (Его сын, наследный кронпринц Фредерик, вместе с супругой тоже активно участвует в престижных регатах.)

-6

Король Норвегии Харальд V , олимпиец и прожжённый яхтсмен, и сегодня поддерживает традицию «большой парусной семьи» в Скандинавии. Можно сказать, что мем «яхтинг – спорт королей» действительно появился вместе с «Драконом», перенявшим часть этой королевской романтики.

«Дракон» в СССР и России

Класс «Дракон» очень рано вышел на территорию СССР. Уже в 1950–1960-е годы советские верфи серийно строили деревянные «Драконы» – сообщают историки, одни из первых корпусов спускались на воду на Таллинской и Ленинградской верфях. Советские спортсмены не раз приносили медали с международных регат. С уходом класса из олимпийской программы «Дракон» в СССР на время почти исчез как массовый вид спорта, но к концу XX века интерес возродился.

-7

Сегодня в России действует Ассоциация яхт «Дракон», регулярно проводятся национальные чемпионаты, и российских шкиперов можно встретить на мировых регатах. По мнению международных наблюдателей, за последние годы «русские рулевые стали серьёзной силой в классе», а российские команды стабильно попадают в призы крупных турниров.

-8

В целом «Дракон» в России и мире прошёл путь от народной яхты индустриального периода до «суперэлитного» класса. Но при всём этом он остаётся «лодкой для всех» – от чемпионов до ретро-любителей. Как символ сочетания технической элегантности и человеческих страстей, «Дракон» иллюстрирует идею о том, что в парусном спорте всё взаимосвязано: история и дизайн, королевская традиция и командный дух, мастерство экипажа и красота яхты. Он по праву считается классикой парусного спорта – настоящим аристократом среди яхт.

-9

Яхты
4360 интересуются