ГКОУ города Москвы «Школа № 2124 «Центр развития и коррекции» известен
в нашем городе давно: это образовательное учреждение принимает маленьких
воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (причем, с самыми
разными нозологиями) и выпускает окрепших и готовых к жизненным вызовам
юношей и девушек.
О сегодняшнем дне школы рассказывает директор – Аделя Дамировна
Вильшанская.
– Какие перемены произошли в государственно-общественном управлении вашей образовательной организацией?
– В нашей школе создается атмосфера заботы и индивидуального внимания для наших особых учеников и Управляющий совет школы принимает в этом
активное участие. В ГКОУ «Школа № 2124 «Центр развития и коррекция» обучается 772 обучающихся с особыми образовательными потребностями. Это дети с ограниченными возможностями здоровья различных категорий,
большинство из которых имеет инвалидность. Образовательный процесс организован в четырех учебных корпусах, в каждом из которых создана специальная коррекционно-развивающая среда для детей определенной нозологии. Общей целью взаимодействия педагогов, администрации и родителей в нашей школе является создание комфортных психологических и специальных образовательных условий для наших особых учеников. При этом и
сами обучающиеся принимают в этом активное участие, выступают с инициативами по улучшению школьного пространства, по включению школьных событий и воспитательных мероприятий, отвечающих интересам учеников, в общий календарь школы. Интегратором ресурсов для всех
участников школьно-общественной жизни выступает Управляющий совет школы. Вопросы управленческих практик тесно связаны с деятельностью Управляющего совета, который в нашей образовательной организации играет важную роль. Помимо традиционных заседаний, на которых рассматриваются текущие вопросы в части общественного школьного управления, активно реализуются родительские и ученические инициативы, организована деятельность Общественной родительской приемной при Управляющем совете, результативно работает первичное отделение «Движения Первых». «Больше чем школа» – слоган нашей организации, который разделяет каждый, причастный к жизни школы. Тесное взаимодействие с родителями в воспитательных практиках, совместная деятельность с представителями Общественной родительской приемной при УСе в вопросах
обеспечения безопасного пребывания, школьного питания, реализации родительских инициатив расширяет границы деятельности Управляющего совета школы. Все больше в практике школьной жизни мы видим активную
позитивную позицию родителей, открытых к общению и сотрудничеству. И мы все больше ориентированы на создание единого школьного сообщества, где
общей заботой семьи и школы становится оптимальное обучение и развитие особого ребенка. Для нас очевиден тот факт, что результативность обучения, социализации и адаптации для особого ребенка повышается, если родители (законные представители) глубоко понимают особенности его развития, разделяют со специалистами мнение о стратегии помощи, предъявляют адекватные требования к ребенку, не завышая и не занижая их, владеют необходимыми приемами помощи и продуктивного взаимодействия с учетом основного нарушения развития, доверяют школе. Ресурсность родителей
повышает ресурсы ребенка. И конечно же результативность возрастает, если ресурсы семьи и школы объединяются, если семья и школа достигает взаимопонимания, появляются, образно выражаясь, «точки согласия».
И в этих вопросах ведущая роль отводится активистам Управляющего совета.
– Как это реализуется на практике?
– Например, совместной инициативой УС и директора школы стал регулярный формат встреч с активом родителей, который мы назвали «Час с директором». Примерно раз в месяц проходит моя встреча с инициативной группой родителей, на которой я в доверительной обстановке за чашкой чая рассказываю все последние новости, рассуждаю на волнующие родителей темы, отвечаю на вопросы. Идет разговор от «первого лица». Они слышат мою позицию руководителя, понимают, какие задачи я ставлю перед коллективом, какие изменения в развитии школы планирую. По инициативе родителей из
состава УСа созданы Родительский клуб и Родительская гостиная. Где предоставлена возможность общения родителей между собой, творческой самореализации, организации детско-родительских мастер-классов, встреч
со спикерами по интересующим темам. В этом учебном году по запросу родителей была организована серия тематических встреч с приглашенным клиническим психологом по теме взросления детей с особенностями
развития. Не менее результативно в Управляющем совете поддерживаются и развиваются ученические инициативы. Эффективно организуется деятельность «Движения Первых». Первичное отделение «Движения Первых» школы № 2124 по итогам конкурса лучших проектов для детей и молодежи «Конкурс первичных отделений Движения Первых» в прошедшем учебном году вошло
в число победителей. Для сплоченной детско-взрослой команды этот конкурс – не просто соревнование, а возможность расти, вдохновлять, меняться, дружить, сплачиваться, мотивировать других, быть примером. За четыре месяца мы с ребятами прошли огромный конкурсный маршрут, состоящий из заданий и социально значимых дел. И вот теперь у нас есть возможность идти дальше с усилением, выстраивать новые перспективные проекты, реализовывать идеи и мечты. Из Москвы победителями стало 30 школ. Мы единственные из ЦАО. Мы стали обладателем денежной премии, которая пойдет на развитие нашей «первички»!
– Взаимоотношения УСа и администрации: добавилось ли у директора хлопот? Насколько они оправданы?
– Я могу сказать, что это приятные хлопоты. Все дополнительные усилия приносят плодотворные результаты. Совместно намечаются планы по развитию организации, часть из которых реализуется совместно. Хорошим примером такой практики можно назвать реализацию школьного проекта «Город для
твоей жизни». Идея проекта была представлена и одобрена на заседании Управляющего совета, нам удалось договориться о совместной его реализации с Префектурой Центрального административного округа. О результатах
проекта, его продвижении мы регулярно сообщаем на заседаниях УСа, вносим коррективы, получаем одобрение. О чем наш проект? Проект направлен на формирование у детей с интеллектуальными нарушениями практических навыков ориентировки в общественном пространстве города и получении потребительских услуг, а также на изучение ресурсов городской среды для повседневной жизни. Проект мы назвали «Город для твоей жизни». С одной стороны – это тот ресурс, который предоставляет городская среда, и ресурсы именно того города, в котором проживает ребенок и которые можно использовать в своей жизни, а с другой стороны – это отработка тех практических навыков в общественном пространстве города, которые позволят школьникам быть активными получателями услуг и сформируют соответствующие жизненные компетенции. Мы также предполагали, что успешная социализация ребенка, понимание им того, как устроено все вокруг, как он будет дальше жить, как адаптироваться, то есть некая предсказуемость и понятность социального мира, его доступность, поможет ребенку сделать «правильный выбор будущего» и не поддаться влиянию негативных факторов.
Уникальность проекта заключалась в привлечении широкого круга учреждений и предприятий города к совместной организации практических занятий на
их базе в специально моделируемых жизненных ситуациях, при этом интегратором ресурса для освоения школьниками инфраструктуры городской среды выступает территориальный орган исполнительной власти – Префектура ЦАО города Москвы. Безусловно это инклюзивный проект, который имеет большую социальную значимость. Он направлен на формирование жизненных компетенций у детей с интеллектуальными нарушениями в условиях городской среды. Это интеграция ресурсов школы и города по подготовке детей к последующей самостоятельной жизни, их успешной социализации и ориентировке в общественном пространстве города. Мы предусмотрели практические занятия в организациях сферы услуг, сферы культуры и различных предприятиях города по темам учебного предмета Основы социальной жизни, на которых наши ученики в специально моделируемых ситуациях получают жизненные и социальные навыки и компетенции. Занятия проходят в аптеках, на почте, кинотеатрах, театрах, МФЦ, метро, вокзале, в химчистке, в мастерской по ремонту обуви, парках, супермаркетах. Особенностью проекта является то, что принимающая сторона является активным участником образовательных отношений, они создают реалистичные ситуации, в которых ребята учатся покупке билетов, оформлению документов в МФЦ, отправке и получении посылки. Кроме того, дети расширяют социальные контакты и тренируют коммуникативные навыки, учатся правильному обращению, отрабатывают речевые модули. Мы специально разрабатываем сценарии этих занятий и предварительно прорабатываем их с принимающей стороной. И не только
наши ученики учатся у взрослых, но и взрослые учатся у наших ребят общению с людьми, имеющими особенности. Всего за год было совершено 69 выходов. Опыт наш был представлен на ОТР в авторской программе Олега Николаевича Смолина «От прав к возможностям». Результаты проекта констатируют его успех. Эффективность отмечается и родителями наших учеников. Первое, о чем стоит сказать – это приобретаемый социальный опыт. Расширение коммуникативных средств. Уверенное поведение. Социальная интеграция. Дети хорошо знают город, его возможности. Они соблюдают принятые нормы, демонстрируют адаптивное поведение. Также происходит тесное знакомство
ребят с людьми разных профессий, расширяются их представления о социальном мире. Родители отмечают, что приобретенные навыки могут использоваться самостоятельно в семье и быту. Они могут поручить ребенку совершить покупку, отмечают, что ребенок знает, как вести себя в общественном пространстве, видят, что он быстрее адаптируется к новой ситуации. Быстрее понимает, как правильно поступить или как решить доступную жизненную ситуацию. И мы получили дополнительный эффект – большую готовность сотрудников городских учреждений и предприятий к
взаимодействию с лицами с интеллектуальными нарушениями. Не только наши ребята получали жизненные навыки, но и сотрудники принимающей стороны
получали необходимые компетенции для работы с людьми, имеющими особенности. Вот так совместная реализация инициативы и поддержка Управляющего совета помогла качественно повлиять на внедрение
инновационной коррекционнообразовательной технологии.
– Какой повседневный результат приносит взаимодействие администрации и УСа?
– Самый главный результат – в событиях каждого дня. Мы видим интересные воспитательные практики, которые не только способствуют вовлечению ребят
в позитивную социальную занятость, но и повышают их мотивацию занимать активную жизненную и гражданскую позицию, быть полезными обществу, совершать добрые дела, проявлять инициативы. Мы наблюдаем
за развитием образовательных проектов, специально создаваемых для наших особых учеников с учетом их потребностей и возможностей. Мы констатируем
вовлеченность родителей в наше общее дело с заботой об особом детстве. Я могу сказать о сформированном прочном школьном сообществе, которое объединяют единые ценности и смыслы. И это очень ценно!
– Расскажите поподробнее о предпринятой вами инициативе по включению в УС представителей родительской общественности от каждого школьного отделения.
– Общественная родительская приёмная была создана при Управляющем совете ГКОУ «Школа № 2124» для оказания родителям (законным представителям) консультационной, справочной, информационно-просветительской, социально-правовой и других видов поддержки. Она объединяет родительский актив из разных учебных корпусов, что позволяет оперативно собирать информацию и своевременно реагировать на возникающие ситуации. Активное участие родителей в работе общественной родительской приёмной позволяет администрации ГКОУ «Школа № 2124»
всегда быть в центре интересов и ожиданий родителей обучающихся, оперативно реагировать на запросы, поддерживать инициативы родителей, реализовывать совместные проекты.
В состав общественной родительской приёмной входят члены из числа родительской общественности, заинтересованные и способные оказывать своевременную помощь, проводить консультации и информировать
родителей каждого учебного корпуса нашей школы. Шестой год совместной работы показал, что мы имеем как минимум четыре маркера взаимодействия:
– взаимная заинтересованность в реализации конкретных целей; – открытость и доверие; – взаимопомощь; – совместные усилия в решении разных вопросов.
Приведу пример, как с помощью родителей решались неординарные вопросы: около нашего учебного корпуса «Киевский» родители, во главе с членом УС
С.М. Митровичем, вели длительную работу с разными инстанциями города по обеспечению безопасности движения возле здания школы и, как итог – Центр организации дорожного движения (ЦОДД):
– увеличил количество парковочных мест для инвалидов;
– нанес специальную разметку;
– установил дополнительные «лежачие полицейские».
Общественная родительская приемная помогает разнообразить формы организации сотрудничества. В первую очередь мы заботимся об открытости информации о жизни школы для родителей в формировании школьного сообщества. Ресурсом выступают социальные сети, подписчиками
которых являются большинство наших родителей. Родители активны в своих комментариях. Там же они задают вопросы, которые прорабатываются нашей управленческой командой. Хорошо себя зарекомендовало участие родителей в совместных воспитательных практиках – популярными мероприятиями стали мастер-классы от родителей, которые они проводят для учеников из разных классов, формат открытого микрофона, на котором родители в неформальной
обстановке общаются с ребятами, рассказывают о своей профессии или обсуждают социально значимые темы, совместные спортивные праздники, детскородительские акции «Движения Первых». Ко Дню отца, к примеру, проводились акции «Папе с любовью!», «Папа в топе». Важна поддержка инициатив родителей. В этом году по инициативе родителей запущен проект
детско-родительского клуба. Это формат общения «без галстуков» для педагогов и родителей и возможность дополнительной совместной детско-родительской творческой активности в кругу школьного сообщества.
Смыслообразующим мероприятием для нас является школьный детско-родительсий инклюзивный фестиваль «Ярче вместе», который объединяет все школьное сообщество и проводится при поддержке родителей.
Фестиваль «Ярче вместе» – это большой детский праздник добрых и отзывчивых сердец. Он направлен на поддержку семьи ребенка с ОВЗ, раскрытие его
творческого потенциала и веры в возможности особого ребенка. В течение года готовятся творческие совместные номера, в которых могут принимать участие все члены семьи, друзья семей и наши ребята. Номера демонстрируются сначала на школьных площадках, и отбираются яркие из
них для Гала-концерта. Гала-концерт готовится совместно с родителями, перед началом большая программа, это творческие активности и мастер-классы от
наших родителей, в номерах с нашими учениками принимают участие родители, другие члены семей, а также звезды эстрады. Мы чествуем наших спортсменов, приглашаем Почетных гостей поддержать наших талантливых
учеников. Это большой праздник семьи и школы для наших ребят. В подготовке к школьному фестивалю этого года родители оказали неоценимую поддержку:
от аренды зала на 1000 мест до приглашения волонтерских организаций для проведения интерактивных мероприятий для учеников. Вовлеченность родителей в школьную жизнь повышает уровень доверия образовательной
организации, они чувствуют свою сопричастность. Это формирует и общую атмосферу поддержки и заботы особенных детей.
– Каковы успехи деятельности педагогов по учебным результатам, а также социализации и профессиональному ориентированию обучающихся?
– В прошлом учебном году 17 выпускников, обучающихся по образовательным программам цензового уровня успешно сдали экзамены в форме ГВЭ и получили аттестат об основном общем образовании. 49 выпускников прошли итоговую аттестацию и получили свидетельство об обучении. Из них 8 человек закончили школу по адаптированной программе первого варианта для
детей с интеллектуальными нарушениями и 41 человек по адаптированной программе второго варианта. 90% выпускников, в том числе и ребята с тяжелыми множественными нарушениями развития, поступили в образовательные организации для получения среднего специального образования или на программы профессионального обучения. Школа уделяет большое внимание профориентационным мероприятиям. Наши ученики
включены в городские и всероссийские проекты. Ученики 6-9 классов принимают участие во всероссийском проекте «Билет в твое будущее».
Для профессионального самоопределения они проходят тестирование в несколько этапов и потом принимают участие в профессиональных пробах на базе колледжей города Москвы. Участие в московском проекте профессиональное обучение без границ» позволяет нашим ученикам проходить обучение по выбранной специальности. В прошлом учебном году выпускники прошли обучение по специальности оператор ЭВМ на базе КМБ № 4 и получили свидетельство о профессии рабочего. Московский проект «Мастерство начинается здесь» дает возможность познакомиться ебятам с рынком труда и пройти ориентационное тестирование. Они узнают свои сильные стороны, мотиваторы и способности. Специалисты помогают школьникамподобрать отрасль и дают направление на прохождение
профессиональных проб на базе колледжей. Ребята с интеллектуальными
нарушениями успешно принимают участие в городском конкурсе «Профориентация через сказку». В прошлом учебном году мы стали победителями. Также мы активно принимаем участие в городских конкурсах
профессионального мастерства. Ученики с интеллектуальными нарушениями результативно участвуют в конкурсе «Навыки умелых».
Конечно же, ежегодно мы принимаем участие в чемпионате профессионального мастерства для детей с ОВЗ и инвалидностью «Абилимпикс». В 2025 году мы выбрали 12 компетенций, было 22 участника. У нас четыре финалиста: компетенции «Архитектор будущего. Нейросетевое искусство», «Гончарное дело», «Адаптивная физическая культура» и компетенция «Портной».
– Приведите примеры позитивного решения проблем (конфликтов) при совместном участии УСа и администрации.
– Мы уделяем большое вниманию недопущению конфликтов и конструктивному решению ситуаций посредством представителей Общественной родительской приемной. Каждый из запросов родителей с учебных корпусов анализируется администрацией и посредством обратной связи сообщается адресату, удается найти компромисс или оптимальное
решение. Случаи обращений родителей в вышестоящие инстанции сведены практически к нулю, но в то же время в редких случаях к рассмотрению обращения подключается председатель Управляющего совета, анализирует ситуацию, при необходимости участвует в переговорах с заявителем.
– Какова роль Управляющего совета в школьной жизни?
– Наши общие планы и перспективы совместной работы показывают свою результативность и вовлеченность активных родителей в совместную деятельность. У нас действительно сложилась сплоченная команда компетентных родителей, душой и сердцем готовых поддержать наши инициативы и предложить свои, влияющие на развитие школы, чтобы
она стала более уютной, комфортной современной образовательной площадкой. Еще один формат встреч, о котором хотелось бы рассказать -
это «Родительская гостиная». Это теплая, дружелюбная атмосфера, где можно в комфортной обстановке поделиться жизненным опытом, свободно поговорить на темы воспитания и социализации детей, зарядиться позитивными эмоциями и замотивироваться, получить знания, которые помогут родителям особого ребенка найти свой ресурс. Члены УСа распределены по комиссиям. Например, комиссия по питанию проводит мониторинг организации питания в школьных столовых в корпусах школы, а комиссия по безопасности проводит мониторинг обеспечения безопасной среды. УС активно вовлечен в реализацию
Программы воспитания. Члены УСа открывают праздничные события, участвуют в них вместе со своими детьми, показывая пример другим и тем самым вовлекая родителей в совместную деятельность. Оказывают помощь
в фотосъемках событий разного масштаба. Они ведут разъяснительную работу среди родителей. Активно помогают в улучшении и обновлении образовательного пространства школы (обсуждают, вносят предложения, берут
на себя роль). Активные участники школьных соцсетей: пишут посты, участвуют в освещении событий (ремонтные работы, облагораживание территории и т. д.), готовят видеопоздравления, анонсы. Участвуют в качестве жюри школьных конкурсов. Участвуют в общегородских субботниках. Сотрудничают с командой
воспитания, ученическим советом, поддерживают идеи и выдвигают инициативы: традицией стал флешмоб «Лето в объективе», трудовая акция «Дело мастера боится» к 1 мая, акция «Я - изобретатель», посвященная Дню
детских изобретений, акция «Неделя волшебства!» к Новому году, акция «Вместе с мамой» ко Дню матери. Через акции, которые организует «Движение Первых», в том числе региональное отделение, мы создаем в наших школьных
соцсетях интернет-площадку, где родители наших учеников, в том числе детей, имеющих тяжелые множественные нарушения развития, делятся своим сотворчеством. Например, когда ко Дню народного единства стартовал кулинарный флешмоб, мы получили большое количество фотографий, где дети вместе с родителями на кухне готовят национальные блюда. Мы выпустили жизнеутверждающие посты с рецептами и позитивными фотографиями.
Кстати, в этом учебном году региональное отделение «Движения Первых», обратив внимание на то, как успешно мы адаптируем их задания, вышло к нам с предложением помочь в составлении программы для детей с ОВЗ. Члены УСа неоднократно высказывали слова благодарности администрации школы за заботу о детях и постоянное движение вперед в развитии учреждения.
Интервью провела Галина Светлова
Материал из журнала "Управляющий совет образовательной организации. Сегодня. Завтра. Послезавтра"