Судьба молодого человека по имени Мишель Колюччи, принявшего сценический псевдоним Колюш, казалась волшебной сказкой. Родившись в 1944-м году в самой обычной семье, далекой от искусств, на рубеже 60-70-х Колюш начал выступать в качестве stand up комика и быстро завоевал широкую популярность. Тогда он познакомился со многими начинающими актерами, включая Патрика Деваэра, который в недалеком будущем станет одним из главных актеров Франции 70-х и лучшим другом Колюша.
Естественно, на популярного комика обратили внимание кинопродюсеры, и уже в 1976-м Колюш - партнер гиганта французской комедии, великого Луи де Фюнеса в "Крылышке или ножке". В возрасте около тридцати Колюш - полноценная "звезда" первой величины. Помните, как популярны были в СССР начала 80-х его фильмы "Инспектор-разиня" и "Банзай!"?
А вот личная жизнь забавного комика была не так радужна. В 1981-м Колюш развелся с женой. Еще в 70-х он испытывал проблемы с алкоголем, а после развода пристрастился к наркотикам. В 82-м Колюш начал отношения с - во сюжет! - женой закадычного товарища Патрика Деваэра, и та бросила мужа всего после двух лет брака. Деваэр, человек и без того неуравновешенный, вскоре покончил жизнь самоубийством. По чудовищной иронии судьбы он застрелился из ружья, подаренного лучшим другом - Колюшем...
Муки совести подтолкнули Колюша к глубокой депрессии, которую, разумеется, сопровождали обильные возлияния и наркотики.
В этот мрачный период продюсер и режиссер Клод Берри предложил комику главную роль в криминальной neo-noir драме "Чао, паяц" (Tchao Pantin/So Long, Stooge, 1983). Чисто теоретически этот выбор был очевидным, вопиющим мискастом, но Берри уже работал с Колюшем, знал о его моральном состоянии и твердо верил, что всеми любимый комедиант способен сыграть серьезную драматическую роль.
Забегая вперед, сообщу: риск, предпринятый Берри, оправдался с лихвой. Тихая драма без трюков и спецэффектов вошла в десятку кассовых лидеров года во Франции. В 1984-м "Чао, паяц" выиграл пять премий "Сезар" при двенадцати номинациях. Главное событие церемонии - "Сезар" Колюша, первое "официальное" признание его таланта. Большим сюрпризом это, правда, не было. Критика и зрители с большим энтузиазмом оценили его работу. Обаятельный "инспектор-разиня" блестяще трансформировался в меланхоличного алкоголика, бывшего инспектора полиции Ламбера.
"Чао, паяц" - один из самых печальных фильмов нуар, виденных мною, а видел я их, поверьте, немало. Режиссер Берри словно нарочно игнорирует самые эффектные приемы жанра. В "Паяце" нет крутого детектива, коррумпированного копа, харизматичного злодея, роковой женщины, запутанного сюжета и броского визуального стиля. Зато с лихвой хватает меланхолии, боли от потерь, ощущения безнадежности и невозможности обрести счастья, даже когда оно, кажется, совсем рядом...
Каждую ночь Ламбер работает на заправочной станции. Пользуясь малым количеством клиентов, тихо бухает всю смену. Когда-то он был большим начальником, уважаемым полицейским чином, всего себя отдавал борьбе с пороками общества, а вот проблемы с отчуждением собственного сына и его последующей наркозависимостью вовремя не решил. Наркотики привели сына к смерти от передозировки. Ламбер потерял семью, спился, уволился из полиции и теперь коротает грустные ночи за бутылкой спиртного.
Случай сводит Ламбера с арабским юношей Бенсуссаном. Бенсуссан занимается мелким криминалом: толкает дурь, угоняет мопеды, приворовывает при случае. Между спившимся французом и непьющим арабом возникает некое подобие дружбы. Общение с задиристым, резким на реакции юношей скрашивает пустые алко-ночи Ламбера, предлагает призрачное напоминание о былой семейной жизни и общению с умершим сыном.
Но мы, опытные зрители, знакомые с жанром, понимаем: благостного финала не будет. "Чао, паяц" - не комедия об отношениях людей разных возрастов и рас вроде относительно недавней ленты "1+1". Бенсуссан - преступник мелкий, но он играет с огнем и может столкнуться с проблемами крупными. Что в фильме noir неизбежно произойдет, автоматически вовлекая в кровавый водоворот событий и бывшего полицейского с заправки...
"Чао, паяц" - очень крепко сделанное кино. Клод Берри, опытный продюсер и режиссер, отлично чувствует жанр и - главное! - настрой именно этой ленты. Он понимает, что "Паяц" - фильм актерский, и строго ограничивает самого себя. "Паяц" должен впечатлять актёрской игрой и горькой атмосферой нуар-драмы, а не пижонством режиссерских изысков, эффектным монтажом и яркими красками.
Отсюда и намеренная, настроенческая сдержанность выдающегося оператора Брюно Нюйттена. Главное - не бросающаяся в глаза виртуозность камеры, а фокус на актерах (обращает на себя внимание обилие крупных планов) и меланхоличная атмосфера, в которой существуют герои. С задачей Нюйттен блестяще справился, получив один из пяти "Сезаров".
Работа Колюша в "Паяце" выше всяких похвал - "французский "Оскар" более чем заслужен. Если это ваш первый фильм с его участием, игра Колюша впечатляет. Если же вы знали его только как топового комика - поражает.
Сложно поверить, что этот грустный, словно подмороженный человек с потухшим, печальным взглядом - тот же энергичный живчик, что веселил публику образом очаровательного недотепы, которому в финале все равно повезет. Сдержанность и глубина Колюша в роли Ламбера выдают в нем потенциал большого актера, способного исполнять сложные, нюансированные драматические роли.
Остается только подивиться прозорливости Берри и со вздохом добавить: "Не было бы счастья, да несчастье помогло". Понятно, что внутренний кризис, который Колюш переживал в реальной жизни, позволил ему глубже прочувствовать отчужденное, опустошенное болью потерь состояние его героя.
Достойную компанию Колюшу составило трио актеров в ролях других важных персонажей.
В первую очередь отметим, Ришара Анконина - Бенсуссана. Ему удалось создать реалистичный, трогательный образ мелкой сошки на побегушках. Никакого будущего у Бенсуссана нет. Он перебивается от подачки к подачке и живет в жалкой квартирке, в которой есть одно "богатство" - полки, заставленные дешевыми бульварными романами. Видимо, молодой человек находит единственный способ отвлечься от безнадежной реальности - побег в вымышленный мир pulp fiction. А в немногословном алкоголике Ламбере Бенсуссан, воспитанный нелюбимыми приёмными родителями, находит подобие отцовской фигуры.
Анконина заслуженно получил аж два "Сезара" - за лучшую роль второго плана и как самый многообещающий актер.
Две аналогичные номинации и у молодой актрисы Аньес Сораль. Сами премии она не получила, что не мешает по достоинству оценить ее работу. Карьера Сораль продолжается до сих пор, однако девушка Лола, невольно вошедшая в жизни Бенсуссана и Ламбера, по-прежнему остается ее самой известной ролью.
Впервые в кадре Лола появляется в агрессивном панковском облике старшей сестры "Аварии" - дочери мента", но по ходу сюжета с нее спадает личина бедовой девчонки, и Лола открывает подлинную сущность - женственную и нежную. В фильме это превращение поэтично показано одним кадром - проливной дождь смывает остатки яркой косметики с лица Лолы...
Филипп Леотар ненадолго появляется во второй части "Паяца", но все равно запоминается. Если вы смотрели приличное количество французских детективов 70-80-х, то даже если не вспомните имя этого актера, наверняка узнаете его выразительное лицо.
В "Паяце" Леотар в очередной раз играет умного полицейского. Его герой - типичный "флик" (или коп) французского криминального кино, опытного, в меру циничного и в меру же человечного, все и всех понимающего реалиста.
У Леотара и Колюша вместе всего три сцены, и актеры отыгрывают их на "отлично". Алкаш, вспомнивший о былом призвании, и усталый от несовершенства мира служитель закона - великолепная пара. Им не нужны лишние слова и объяснения, два профессионала умеют расшифровывать недоговоренности, чувствуют смысл пауз и легко считывают смыслы между строк...
Как я писал в начале публикации, фильм принес успех всем создателям. Похвалы критиков, принятие зрителем, солидная касса, отличный "улов" при вручении "Сезаров", но...
Увы, название "Чао, паяц" оказалось пророческим. Вскоре с "паяцем" пришлось прощаться в действительности. Комедиант, доказавший, что "паяц" может превратиться в серьезного актера, погиб в 1986-м году в возрасте всего сорока одного года. Колюш был страстным и умелым мотоциклистом, но в последней поездке его мотоцикл лоб в лоб столкнулся с грузовиком.
Жизнь, казавшаяся сказкой, обернулась драмой, а закончилась трагедией.
P.S.
Чтобы не заканчивать публикацию на совсем грустной ноте, вспомню правильный мужской диалог из "Паяца".
Бенсуссан: "Может быть, лучше Coca Cola?"
Ламбер: "Да! И много-много рома".