Как выстроена система учёта деятельности предприятий "Мечела" и кто руководит этой работой?
21 ноября в России отмечается День бухгалтера. Профессионалы в этой отрасли в "Мечеле" играют важнейшую роль. Функции бухгалтерского учёта осуществляются на базе Общего центра обслуживания (ОЦО), который создан в Челябинске пять лет назад.
На сегодняшний день это тщательно подобранный штат профессионалов, обслуживающих практически все предприятия большого многопрофильного холдинга, от крупных промышленных гигантов до сервисных компаний. Но в этом и заключается отличительная особенность ОЦО — быть унифицированной структурой для удобства ведения бизнеса.
В честь праздничной даты мы расскажем о том, чем уникален наш ОЦО, какие задачи здесь решаются, и, конечно, как достигается основополагающая цель, которая преследовалась при создании структуры, — в век цифровых технологий быть именно общим центром обслуживания с "человеческим лицом".
На связи по всем направлениям
Общий центр обслуживания компании "Мечел" — это классический ОЦО, включающий три направления деятельности: бухгалтерский и налоговый учёт в полном объёме, управление персоналом (кадровое администрирование, социальная политика) и казначейство. В ОЦО работает свыше 900 человек, включая сотрудников фронт-офисов, расположенных на производственных площадках.
В основе работы ОЦО — готовность функциональных руководителей и сотрудников всегда быть на связи с представителями предприятий Группы.
Фронт-офисы находятся в 34 локациях и работают непосредственно на предприятиях — для удобства взаимодействия. Самый крупный фронт-офис создан на базе Челябинского металлургического комбината. Он обслуживает 7 предприятий общей численностью более 14 тысяч человек. В нём работают 75 человек — бухгалтеры и кадровые специалисты.
Поскольку предприятия "Мечела" работают во многих регионах России, эта служба выведена в отдельное подразделение ОЦО — Управление по взаимодействию с клиентами, которым руководит Ирина Васильевна Коршунова. Также в составе ОЦО работает ещё два основных подразделения: Управление по работе с персоналом под руководством Тамары Александровны Ливчук и Управление учёта и расчётов, которое возглавляет Юлия Анатольевна Клюшникова. Накануне Дня бухгалтера мы встретились с Юлией Анатольевной и поговорили о работе возглавляемого ею профильного подразделения, попросив провести параллель с моментом, когда всё только-только начиналось, и ОЦО был в начале большого пути.
Перенимая процессы
Пять лет назад, когда создавался ОЦО, на обслуживание к нам зашла практически вся челябинская площадка "Мечела" и часть московских компаний. Процесс был непростой, — вспоминает Юлия Клюшникова. — Коллектив формировался из ядра действующих бухгалтеров, работавших на предприятиях. Специалисты, без сомнения, грамотные, но их ждало изменение стиля работы как такового: бухгалтерия в недрах работы одного предприятия и бухгалтерия, которая является общим центром обслуживания для множества разнопрофильных компаний, — это разные понятия.
Основной костяк составили бухгалтеры ЧМК — они явились основой для построения ОЦО. Впоследствии коллектив стал пополняться специалистами с других предприятий Группы и кадрами, привлекаемыми в рамках набора персонала. По сути, все они, подчеркнула Юлия Клюшникова, в оперативном порядке погружались в работу, которой ранее не занимались. Исключением не стал и сам руководящий состав ОЦО.
Перестроиться было непросто. Нам стали поступать не только вопросы в рамках одного предприятия, как ранее, но и вопросы верхнего уровня от самих руководителей предприятий, более сложные и глубокие. Словом, нам потребовалось стать гораздо более функциональными, и это огромный плюс, я считаю. Потребовалось изменить и порядок взаимодействия с бизнесом. На обслуживание добавились новые предприятия, нужно было сразу подхватывать этот функционал, учитывая особенности каждого отдельного предприятия и тонкости учёта в них, так как специфика у всех разная.
Более того, акцентировала Юлия Анатольевна, принимая предприятия на обслуживание, важно было не сломать привычный стиль работы бизнеса, ведь бухгалтерия в рамках работы каждого предприятия всегда играла основополагающую роль, а теперь учётные функции перешли в Челябинск — организационно и территориально.
Взять на обслуживание даже одно предприятие — задача не из лёгких. Нужно понять, какие там процессы, операции, программный продукт, особенности. Это трудоёмкая работа и, конечно, принять одномоментно сразу все предприятия — нереально, — говорит Юлия Клюшникова. — Процесс этот шёл волнообразно, предприятия мы группировали по уровню сложности. Готовясь вести функции, передаваемые в ОЦО, приезжали на места командой и изучали специфику той или иной площадки. Нельзя построить качественный учёт, не понимая, чем занимается предприятие — это факт. Производственные процессы — это основа в нашем деле, без которой работа просто невозможна, обязательно выезжали на места и знакомились с технологиями производства. Когда принимали, например, "Якутуголь", ездили в Нерюнгри, посещали обогатительную фабрику, разрез, исследовали процессы, изучали функционал каждого отдела и каждого бухгалтера, всё это фиксировали, а затем перенимали процессы уже здесь, в Челябинске — и так с каждым предприятием. С учётом того, что на сегодняшний день у нас остались только две компании, не принятые на обслуживание — "Южный Кузбасс" и Коршуновский ГОК, — за пять лет работы мы уже выработали оптимальную модель взаимодействия с бизнесом и придерживаемся её.
Диалог продолжается
«ОЦО — это унифицированный инструмент для бизнеса», — охарактеризовала структуру, в рамках которой работает Управление учёта и расчётов Юлия Клюшникова. Создание таких общих центров обслуживания — мировая тенденция. Крупные холдинги стараются перевести функции бухгалтерского и кадрового учёта в подобные структуры и осуществлять эту деятельность единообразно. Именно по такому принципу организована работа и в ОЦО компании «Мечел».
Мы перестраивали процессы таким образом, чтобы к моменту формирования ОЦО все специалисты выполняли примерно одинаковую работу. Иными словами, одну и ту же операцию можно выполнять по-разному, а нашей задачей было выработать некий единый механизм, эффективный для бизнеса, — акцентирует Юлия Анатольевна. — Поэтому первое, ради чего и создавался ОЦО, — унификация процессов. Второе, конечно, — сокращение затрат на обслуживание, третье — удобство взаимодействия с предприятиями, что подразумевает единая профильная структура. Наша главная цель — выстроить грамотные и прочные взаимоотношения с бизнесом и ни в коем случае не порвать связь предприятий с бухгалтерами, которая существовала ранее, поэтому мы стараемся быть клиентоориентированными, учитывать все нюансы, с которыми сталкиваемся в ходе работы. И этот диалог продолжается.
Штат Управления учёта и расчётов на данный момент составляет более 450 сотрудников. Вакансии в подразделении также есть. Огромный источник кадровых ресурсов — студенты вузов и ссузов: с ними работа ведётся, начиная с третьего курса. Развит институт наставничества — это большой проект ОЦО. По итогам обучения молодёжи выбираются лучший наставник и лучший студент. Также есть проект "Вечерняя школа": в офис периодически приходит преподаватель и по определённой программе проводит обучение.
Однако коллектив так или иначе сложился: он высокопрофессиональный, опытный, сработанный. Основной костяк таких профессионалов трудится здесь с первого дня работы ОЦО.
Все мы работаем в этой сфере достаточно давно, коллектив проходил через множество серьёзных испытаний, проживал разные времена — и хорошие, и не очень. Поэтому ничего невозможного для нас, считаю, не существует, — уверена Юлия Клюшникова. — Сама по себе работа нас никогда не пугала. Да, был объективно непростой и ответственный период, когда мы принимали на обслуживание предприятия, в том числе и крупные, с переводом на новый программный продукт — 1С:ERP, но мы достойно его прошли. Потом был период стабилизации, а сейчас наша задача корректно поддерживать достигнутое состояние и, конечно, совершенствоваться, в частности, автоматизировать процессы. В непростой экономической ситуации мы должны оставаться партнёром для бизнеса, понимающим его текущие задачи. К нам присоединяется молодёжь, что не может не радовать. Многие молодые специалисты приводят с собой родственников и друзей — тоже очень хорошая тенденция. В планах ещё многое. В преддверии нашего профессионального праздника желаю всему коллективу ОЦО крепкого здоровья, терпения. Компании — стабильности и процветания. Всё обязательно наладится и будет хорошо. Идея, ради которой начинался наш проект, непременно оправдает себя вдвойне.
Мотиваторы роста
Для самой Юлии Клюшниковой, которая также будет принимать поздравления с Днём бухгалтера, этот год — юбилейный втройне. За её плечами — не только первая "пятилетка" работы в ОЦО, но и 30-летие работы в компании и личный золотой юбилей, который она отметила 1 ноября.
Юлия Анатольевна начинала свою карьеру на ЧМК, устроившись на комбинат в 1995 году, после окончания Финансово-кредитного техникума (ныне — Челябинская банковская школа). Признаётся, что в планах было лишь попрактиковаться в выбранной бухгалтерской специальности, а после — поступать в вуз по своему профилю. Но судьба распорядилась несколько иначе: работа увлекла и затянула. Без отрыва от неё наша собеседница окончила вечернее отделение Всероссийского финансово-экономического института по специальности "Финансы и кредит".
В определённой мере Юлия Клюшникова связывает свой выбор в пользу ЧМК с примером родителей, которые отдали комбинату долгие годы своего труда: мама — экономической службе предприятия, отец — прокатному цеху №1. Какое-то время мама и дочка даже работали в одной службе, что конечно, укрепило настрой нашей героини продолжить расти как профессионал именно на ЧМК, где всё буквально родное.
Поначалу работала бухгалтером, позже была назначена начальником отдела, затем — заместителем главного бухгалтера, а спустя год получила предложение возглавить бухгалтерскую службу промышленного гиганта. Работая главным бухгалтером ЧМК, Юлия Клюшникова пережила вместе с комбинатом непростые времена: ничего не пугало и не останавливало, в том числе — новые вызовы и задачи. В послужном списке нашей героини был даже опыт работы начальником отдела международной отчётности, когда предприятие выходило на мировые рынки сбыта: абсолютно другие правила бухучёта, которые приходилось осваивать буквально с нуля. В Общий центр обслуживания "Мечела", только-только созданный, Юлия Анатольевна уходила с должности главного бухгалтера ЧМК и, что вполне логично, сразу же возглавила там профильное подразделение — Управление учёта и расчётов.
Всё, с чем бы ни была связана моя работа, было и остаётся для меня очень интересным. Новые вызовы всегда мотивируют. Я люблю новые задачи: для меня это скорее интересно нежели сложно, — делится Юлия Клюшникова. — Так получилось, что из вызовов, по сути, и состояла вся моя карьера, более-менее спокойные времена можно пересчитать по пальцам. Но всё было настолько логично и правильно, что сразу понималось и принималось. Главное перед чем-то новым и незнакомым — разложить всё по полочкам, поставить цели. Когда это сделано — идти не страшно, появляется уверенность, которая помогает двигаться вперёд. Бояться вообще ничего не стоит, если ты понимаешь, что тебе это нужно. Кроме того, я всегда помнила, что за мной — надёжные люди. Вообще, коллектив — пожалуй, главный мотиватор для меня. Он не даёт расслабиться и свернуть с выбранного пути, сказать себе: "Я не могу!" — и сдаться. И ключевой момент: без коллектива никогда не будет достигнут результат. Могу смело утверждать, что у меня отличные помощники — наши директора департаментов, начальники отделов. Нельзя не отметить и живое участие в нашей работе руководителя проекта ОЦО Татьяны Анатольевны Калядиной, которая искренне переживает за нас, старается оградить от многих проблем, на своём примере показывает, что невозможного нет. Коллектив уже проделал огромную работу, результат которой сегодня налицо. Впереди нас ждут не менее интересные задачи и верю, что вместе мы справимся.
Источник: газета "Челябинский металлург"