Найти в Дзене

Бог терпел многожёнство. Почему? И почему теперь это недопустимо. Священник Павел Островский.

Почему в Ветхом Завете мы видим праведников, у которых было по несколько жен, а в Новом Завете Церковь говорит о единобрачии? Неужели Бог поменял мнение? Или люди стали другими? Ответ оказывается гораздо глубже, чем кажется на первый взгляд. Он связан не столько с культурой древности, сколько с тем, как Бог постепенно открывал людям Свою любовь и раскрывал суть отношений между Собой и человеком. В Ветхом Завете люди ещё не могли представить, что Бог настолько любит человека, что Сам придёт на землю, станет одним из нас и заключит с нами союз любви. В Новом Завете эта тайна раскрывается полностью. Бог Отец посылает в мир Сына — Иисуса Христа. И Христос приходит не просто как Учитель или Пророк. Он приходит как Жених, который делает предложение Своей Невесте — человеческому роду, Церкви. Не случайно Христос говорит:
«Жених с ними» (Мф. 9:15). Точно так же апостол Павел пишет:
«Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви» (Еф. 5:32). Когда мужчина и женщина соединяютс
Оглавление

Почему в Ветхом Завете мы видим праведников, у которых было по несколько жен, а в Новом Завете Церковь говорит о единобрачии? Неужели Бог поменял мнение? Или люди стали другими?

Ответ оказывается гораздо глубже, чем кажется на первый взгляд. Он связан не столько с культурой древности, сколько с тем, как Бог постепенно открывал людям Свою любовь и раскрывал суть отношений между Собой и человеком.

Бог — Жених, Который делает предложение

В Ветхом Завете люди ещё не могли представить, что Бог настолько любит человека, что Сам придёт на землю, станет одним из нас и заключит с нами союз любви. В Новом Завете эта тайна раскрывается полностью.

Бог Отец посылает в мир Сына — Иисуса Христа. И Христос приходит не просто как Учитель или Пророк. Он приходит как Жених, который делает предложение Своей Невесте — человеческому роду, Церкви.

Не случайно Христос говорит:

«Жених с ними» (Мф. 9:15).

Точно так же апостол Павел пишет:

«Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви» (Еф. 5:32).

Когда мужчина и женщина соединяются в браке, становясь «двое в плоть едину», это является образом союза Христа с Церковью.

Что изменилось от Ветхого к Новому Завету

Если в Новом Завете Бог открывается людям как Жених, вступающий в союз любви, то понятно, что такие отношения предполагают верность и исключительность.

Как сказал бы любой любящий муж: настоящая любовь не терпит второго брака «параллельно».

Истинную любовь невозможно разделить.

Поэтому, когда люди вступают в христианский брак, они в каком-то смысле становятся свидетелями того союза, который Христос заключил с Церковью. И многожёнство здесь оказывается не просто лишним — оно просто противоречит самой сути любви.

Почему многожёнство допускалось раньше

Теперь посмотрим на Ветхий Завет. Там действительно встречается многожёнство, и важно понимать — Бог это не заповедовал, Он лишь терпел его из-за жестокости человеческого сердца и особенностей того времени.

Женщины тогда были фактически бесправны. Их жизнь зависела от мужа. Они не могли обеспечивать себя, и часто многожёнство было единственным способом выживания для женщин и детей.

Вспомним, например, слова Христа о действиях Моисея:

«По жестокосердию вашему Моисей позволил вам разводиться» (Мф. 19:8).

Почему позволил?

Потому что мужчины, вместо того чтобы построить нормальные отношения, просто убивали нелюбимых или «неудобных» жен. Чтобы хоть как-то защитить женщин, им разрешили выдавать разводные письма — пусть уходят живыми.

То же самое и с многожёнством: это была уступка слабости и жестокости людей, а не идеал.

Ветхий Завет — это время духовного детства, когда человечество ещё только училось понимать волю Божию. Святители называют это «тенью закона», преддверием полноты, которая открылась во Христе.

С приходом Христа всё стало на свои места

Когда Христос явил Себя миру, когда люди увидели, что Бог не где-то далеко, а рядом — живой, любящий, отдающий жизнь за нас, стало ясно:

любовь — это союз двоих, а не троих или пятерых.

Христианин, который по-настоящему любит жену, не может представить рядом ещё одну. Это не вопрос запретов или правил — это вопрос сердца.

Как и между Богом и человеком: один Жених, одна Невеста.

Одна любовь, один путь, одна жизнь.

Многожёнство в Ветхом Завете допускалось, потому что люди не были готовы к полноте Божественной любви и жили в условиях жесткой культуры, где женщина была беззащитной.

В Новом Завете Бог раскрывает Себя как Жениха, и отношения с Ним становятся примером для христианского брака — союза двух любящих сердец, в котором нет места раздвоенности.

Именно поэтому единобрачие — это не просто церковная норма.

Это отражение той любви, которую Бог предлагает каждому из нас.