Найти в Дзене

Про домашние хлопоты и деньги

В коррекции поведения у детей мы как специалисты часто используем систему поощрений и, конечно же, рекомендуем также делать дома. Естественно для малышей это поощрение может быть в виде конфет, мармеладок, игрушек и т.д. Но дети взрослеют и родители не находят ничего лучше, чем заменить поощрение деньгами. Так вот сегодня поговорим о том, почему стимулирование выполнения домашних хлопок деньгами не лучший вариант. Когда вы вводите денежное поощрение за повседневные домашние дела, Вы сами превращаете семейные командные взаимоотношения в рыночные. У ребенка формируется установка, что его помощь - это услуга, а не вклад в общее дело. В результате обесценивается сама идея безвозмездной помощи и поддержки, на которых собственно и строятся семейные отношения. Что происходит, когда ребенок привыкает к обязательной оплате повседневных домашних хлопот? Не сложно догадаться, что при исчезновении денежного стимула исчезает любая помощь. Таким образом, если вдруг Вы решите не платить совсем, урез

В коррекции поведения у детей мы как специалисты часто используем систему поощрений и, конечно же, рекомендуем также делать дома. Естественно для малышей это поощрение может быть в виде конфет, мармеладок, игрушек и т.д. Но дети взрослеют и родители не находят ничего лучше, чем заменить поощрение деньгами. Так вот сегодня поговорим о том, почему стимулирование выполнения домашних хлопок деньгами не лучший вариант.

Когда вы вводите денежное поощрение за повседневные домашние дела, Вы сами превращаете семейные командные взаимоотношения в рыночные. У ребенка формируется установка, что его помощь - это услуга, а не вклад в общее дело. В результате обесценивается сама идея безвозмездной помощи и поддержки, на которых собственно и строятся семейные отношения.

Что происходит, когда ребенок привыкает к обязательной оплате повседневных домашних хлопот? Не сложно догадаться, что при исчезновении денежного стимула исчезает любая помощь. Таким образом, если вдруг Вы решите не платить совсем, урезать помощь или Ваша финансовое состояние неожиданно изменится, то Вы останетесь один на один с бытом. Ведь если нет вознаграждения, то зачем помогать? Более того, таким образом, мы гасим любую инициативу ребенка быть полезным. А в будущем, рискуем столкнуться с ситуацией, когда наш подросший ребенок воспринимает все взаимоотношения с людьми через призму финансовой выгоды.

Что же тогда делать? Не давать деньги детям совсем?

Конечно, все не так категорично. Важно учитывать 2 правила в отношении материальных взаимодействий с детьми:

1. Не путать карманные деньги и поощрение деньгами. Карманные деньги – это достаточно важный инструмент для обучения финансовой грамотности. И цель этого инструмента не поощрять за какую – то работу, а научить ребенка самостоятельности, планированию, умению расставлять приоритеты. Поэтому не стоит делать из карманных денег предмет манипуляции, лучше выдавать их с четко установленным промежутком и без условий.

2. Мы можем вознаграждать ребенка деньгами, но только в том случае, если он выполнил задачи, выходящие за рамки обычных. То есть, повседневные дела (уборка комнаты, мытье посуды, домашние задания) – это минимальный вклад ребенка в жизнь семьи, это его обязанности, выступающие аналогом обязанностей родителей. А, к примеру, разобрать папин рабочий стол, сходить за рекламными буклетами в типографию для маминой работы и т.п. – могут стать поводом для договоренности, потому что такие дела, не входят в обязанности ребенка, такие задачи мы в принципе могли бы поручить наемным рабочим, значит за это мы можем заплатить. Такой подход поможет нам научить ребенка ценить труд.

Но что же делать с бытовыми делами, как мотивировать ребенка их выполнять? Валютой стоит сделать более ценные вещи, а именно Ваше время вместе с ним и Ваше внимание: «Спасибо, что помог с воскресной уборкой! теперь у нас есть свободный вечер, чтобы посмотреть фильм вместе или поиграть в приставку!» Соответственно, чем больше ребенок помогает Вам, тем больше у Вас времени на то, чтобы провести с ним время так, как ему хотелось бы.

Другой вариант – повышение уровня доверия и ответственности. Мы можем поощрить своевременное выполнение своих обязанностей ребенком, например, разрешением выбрать на какой фильм в кино Вы все вместе пойдете или доверить более «взрослые» задачи. То есть чем больше ребенок справляется со своими обязанностями, тем более ответственные дела ему могут поручить родители, иногда это становится наивысшей похвалой.

А Вы как считаете допустимо платить детям за уборку в комнате или хорошие оценки? Были ли в Вашем опыте случаи, когда денежная мотивация срабатывала положительно?