Найти в Дзене
Совкомбанк для бизнеса

Точка безубыточности: зачем нужна и по каким формулам ее рассчитать

Из каких показателей состоит точка безубыточности, когда ее нужно считать и можно ли управлять этой метрикой. Точка безубыточности (ТБУ) — это объем продаж, при котором бизнес полностью покрывает все свои расходы. Достижение этого порога показывает, сколько единиц товара или услуг нужно реализовать, чтобы выйти в ноль, а каждая последующая продажа станет прибылью. Допустим, вы начали писать картины под заказ. Пока вы не продадите определенное количество готовых холстов, вырученные средства будут покрывать аренду студии, закупку красок и кистей, а также стоимость доставки. Когда доходы сравняются с расходами, вы достигнете той самой ТБУ. Определение точки безубыточности полезно предпринимателям, которые хотят: В отдельных случаях точка безубыточности становится весомым аргументом при привлечении инвесторов и партнеров, а кризисных ситуаций можно избежать, заранее определив минимальный для выживания уровень продаж. При всех плюсах расчета ТБУ метод работает только в условиях стабильного
Оглавление

Из каких показателей состоит точка безубыточности, когда ее нужно считать и можно ли управлять этой метрикой.

Точка безубыточности простыми словами

Точка безубыточности (ТБУ) — это объем продаж, при котором бизнес полностью покрывает все свои расходы. Достижение этого порога показывает, сколько единиц товара или услуг нужно реализовать, чтобы выйти в ноль, а каждая последующая продажа станет прибылью.

Допустим, вы начали писать картины под заказ. Пока вы не продадите определенное количество готовых холстов, вырученные средства будут покрывать аренду студии, закупку красок и кистей, а также стоимость доставки. Когда доходы сравняются с расходами, вы достигнете той самой ТБУ.

Зачем бизнесу считать ТБУ

Определение точки безубыточности полезно предпринимателям, которые хотят:

  • Открыть новый бизнес — расчет ТБУ поможет определить, какой объем продаж или услуг необходим для поддержания жизнеспособности бизнеса, а также реально ли достичь этого порога;
  • Запустить новый продукт — метрика подскажет, какой будет оптимальная цена на товар или услугу, через какое время полученные доходы сравняются с расходами;
  • Оценить состояние компании — зная состав затрат, вы сможете оптимизировать свои расходы: переводить постоянные в переменные, менять стратегию ценообразования и планировать инвестиции.

В отдельных случаях точка безубыточности становится весомым аргументом при привлечении инвесторов и партнеров, а кризисных ситуаций можно избежать, заранее определив минимальный для выживания уровень продаж.

При всех плюсах расчета ТБУ метод работает только в условиях стабильного рынка. Это значит, резкий скачок цен поставщиков или падение спроса могут быстро изменить картину. Чтобы не стать заложником погрешностей, опирайтесь и на другие метрики, например, срок окупаемости инвестиций или рентабельность продаж.

Из каких показателей складывается точка безубыточности

  • Переменные затраты — расходы, которые напрямую зависят от объема производства или продаж: сырье, сдельная зарплата, комиссия за операции, транспортные расходы;
  • Постоянные затраты — расходы, которые не зависят от объема производства: аренда, коммунальные платежи, счета за интернет, оклады административного персонала;
  • Выручка — общая сумма денег, которую вы получаете после реализации товаров и услуг;
  • Цена за единицу товара — конечная стоимость, по которой вы продаете товар или услугу. При большом количестве товаров с разным ценником принято считать среднюю стоимость за единицу;

Как рассчитать точку безубыточности

Точку безубыточности можно рассчитать в денежных единицах или натуральном выражении — штуках, литрах, килограммах, количестве оказанных услуг.

ТБУ в натуральном выражении полезна для компаний, которые продают один основной товар или услугу. Например, онлайн-курс или тур на Алтай. А вот бизнесу с широкими ассортиментом и ценовым диапазоном подойдет формула ТБУ в денежном выражении. С ней ставить цели на месяц проще, чем определять точку безубыточности для каждого товара.

-2

Представим предпринимателя, который продает свечи ручной работы за 1500 рублей. На каждую единицу товара приходится 500 рублей — в них входят стоимость доставки и материалов. К постоянным затратам он относит коммунальные платежи и посевы в социальных сетях — в сумме получается 3000 рублей за месяц.

Подставим значения в формулу и получим такой результат: 3000 рублей / (1500 рублей − 500 рублей) = 3. Получается, для выхода в ноль предпринимателю нужно изготавливать 3 свечи в месяц, а каждая последующая покупка станет его прибылью.

Какие факторы влияют на точку безубыточности

Принято считать, что низкая точка безубыточности — хороший знак для бизнеса, однако этот показатель динамичен и может изменяться в зависимости от разных факторов. Вот, что повышает ТБУ:

  • Увеличение объема продаж — растут как постоянные (открытие нового филиала), так и переменные (увеличение закупок сырья) затраты;
  • Рыночные колебания — инфляция может привести к росту себестоимости товаров, а спрос и выручка расти перестанут;
  • Непредвиденные траты — неожиданная поломка техники, увольнение ключевого сотрудника или уход поставщика с рынка.

Чтобы сделать бизнес устойчивее, вы можете скорректировать точку безубыточности. Для этого потребуется:

  • Снизить расходы — переехать в более дешевое помещение, заменить часть персонала услугами аутсорсинга, продать неэффективные активы, консолидировать грузы и отказаться от дорогостоящих подписок или ПО;
  • Увеличить маржинальность — осторожно повысить цену и продвигать высокомаржинальные товары или услуги, внедрить сопутствующие им товары.

Больше о бизнесе можно узнать в нашем телеграм-канале «Совкомбанк для бизнеса» или группе во ВКонтакте — подписывайтесь и оставайтесь в курсе главных бизнес-трендов.