О созидательном партнерстве между колледжами, о взаимодействии учреждений СПО и будущими работодателями, учредителями и родительской общественностью наш специальный корреспондент беседует с сегодняшним гостем рубрики. Им стала Наталья Викторовна Еремина, директор Московского государственного образовательного колледжа (МГОК).
– Наталья Викторовна, позвольте для начала задать вам не совсем обычный вопрос: вы уже побывали в отпуске в нынешнем году?
– Пока нет, ведь лето – период ремонтов и приемной кампании. Московский государственный образовательный комплекс (сокращенно – МГОК) – это крупная учебная организация, которая не останавливает свою работу
ни на один день. В нынешнем году приемная кампания особенно важна для нас, поскольку мы ступили на новый этап своего развития, который уже сейчас показал свою эффективность. После того, как президент принял Указ №40,
он фактически открыл еще одну возможность для выпускников 9-х классов московских школ поступить в колледжи по избранному ребятами призванию, с целью скорейшего обретения жизненной самостоятельности. Была некоторая тревожность по данному вопросу со стороны родителей, потому что это нечто новое, а все новое, как правило, настораживает людей. Сейчас уже можно сказать, что в нынешнем году обработано в два раза больше заявлений на поступление в МГОК, нежели в прошлом. 1 сентября к занятиям во МГОКе приступили 980 студентов первокурсников, а если говорить в целом о колледжах Москвы, то количество детей, которые после 9 класса выбрали среднее профессиональное образование, увеличилось на 40 процентов. Кроме того, все они поступили на бюджет, на ту специальность, которую хотели.
– Вы скучаете по колледжу имени Овчинникова, где работали директором до вашего перехода в МГОК?
– Я пришла в колледж имени Павла Акимовича Овчинникова, в начале 2017 года. С ним связана значительная часть моей профессиональной жизни. Сказать, что я скучаю, не могу, просто… В последнее время мы стали ближе с колледжем имени Овчинникова, нежели с другими образовательными организациями. Это обусловлено специализацией наших учреждений, в первую очередь. Я понимаю и хорошо представляю ресурсную базу этих колледжей, возможности педагогических коллективов. То, что лучше получается у МГОКа, мы экстраполируем на колледж имени Овчинникова, и наоборот. В этом еще один плюс сегодняшней системной работы. Поэтому – нет, не скучаю! Ведь я практически со своим прежним местом работы не распрощалась окончательно. Тем более, что оба колледжа промышленные, наши программы пересекаются. Многие преподаватели входят в единое экспертное сообщество, мы часто реализуем совместные проекты.
– Какие, например? Расскажите, пожалуйста.
– Начать можно с самого повседневного, даже банального. Летом в корпусах МГОКа шли ремонтные работы, проходило дооснащение наших мастерских. И многие вещи делались совместно. Это касается декора, специальных приспособлений. Например, у нас уже есть хороший станок лазерной резки, просто он еще не запущен, не прошел пуско-наладочные процедуры. А в колледже имени Овчинникова такое оборудование работает. И по нашему запросу ребята помогали и помогают нам, чтобы мы встретили первое сентября достойно. Я обрисовала достаточно простой кейс. А что касается глубинного погружения, то могу сказать, что в нынешнем году для МГОКа сложилась очень непростая приемная кампания, потому что несколько корпусов фактически только открываются, при чем на территориях, где нас еще не очень хорошо знают. И, конечно же, поддержка, в том числе – консультационная, со стороны
коллег из колледжа имени Овчинникова для нас в этот период очень важна. Более того, в этом году мы вместе проводили своеобразную партнерскую рекламную кампанию – когда я выступала перед будущими абитуриентами, рассказывала о МГОКе, то добавляла, обращаясь к ребятам: «Если вы не подобрали для себя подходящую программу обучения в нашем колледже или вам не удобно территориально, то мы готовы предложить вам партнерские программы в колледже имени Овчинникова». То же самое происходило и у наших друзей и партнеров. Таким образом, мы сразу же в два раза увеличиваем
охват населения (школьников, родителей) и предоставляем им гораздо больший выбор, где ребенку учиться дальше.
– Как складываются будни приемной комиссии в МГОКе?
– Члены нашей приемной комиссии работали фактически в режиме 24/7. Задача – встретиться с абитуриентами и их родителями в максимально удобное для них время и проконсультировать по всем без исключения вопросам. В этом году в наших приемных комиссиях абитуриенты не подают заявления. Почему? Потому что стало возможным подавать их на портале mos.ru. Все оформляется в электронном формате за три минуты с мобильного устройства. Определенную консультационную часть закрывают школы. Мы же фактически, приглашая абитуриентов на встречу, более подробно и полно погружаем их в будущую профессию. Чем отличается техническое обслуживание и эксплуатация роботизированной техники? Чем отличается технология машиностроения от металлообрабатывающего производства? Об этом и о многом другом школьники получают представление при знакомстве с программой нашего МГОКа. У нас не монопрофильное и не узкопрофильное обучение. В Москве есть несколько колледжей, которые реализуют два-три направления. Они специализированные, там все достаточно просто. Когда будущие абитуриенты с родителями приходят на День открытых дверей к нам в колледж, у многих из них просто глаза разбегаются от широты возможностей, которые мы предоставляем. Понять все сразу просто невозможно. Мы им говорим: не бойтесь наших промышленных названий! Мы все вам покажем изнутри, расскажем, с какими предприятиями сотрудничаем. И у абитуриентов складывается полная картина того, чем он будет в дальнейшем заниматься.
– Хватает ли на всех желающих бюджетных мест?
– Их количество в нынешнем году значительно расширилось. Это позволило ребятам подать документы на широчайший спектр профессий и программ.
Во-вторых, конечно же, изменился сам формат набора студентов. Если раньше все желающие учиться у нас должны были прийти в приемную комиссию, самостоятельно подать заявление, предоставляя все документы, то сейчас все это делается практически в один клик. Времени на подачу заявлений о приеме
в МГОК отводилось ровно один месяц. Этого срока было более чем достаточно для того, чтобы ребята смогли подать заявление, первая волна была сразу же зачислена, и мы могли бы продолжать набор, чтобы аккуратно и внимательно распределить всех по бюджетным местам.
– Какие основные востребованные профессии вы могли бы назвать? Скажем, из тех новых и ожидаемых специальностей, о которых принято говорить в образовательном пространстве.
– Каждая профессия из того спектра направлений, который
предлагает наш колледж, имеет свою окраску. Ведущие направления – машиностроение и металлообработка. По специальности «оператор металлообрабатывающих станков» набор в этом году осуществлялся впервые. Почему? Еще в прошлом году мы набирали ребят по двум специальностям: наладчик станков и оператор станков с ЧПУ. Но предприятия-партнеры говорят нам о том, что в недалеком будущем узкопрофильные направления востребованы не будут. Нужны специалисты на стыке компетенций. Именно поэтому мы объединяем две программы в единую и в результате даем выпускнику именно те навыки, которые нужны на заводе. По технологии машиностроения у МГОКа в нынешнем году – 120 бюджетных мест, это огромное количество, которого мы прежде не имели. Причина в том, что эта специальность перекликается с высшим инженерным образованием. И, конечно же, она включает в себя уникальный спектр мультиквалификаций. Здесь я опять возвращаюсь к тому, что будущее – за мультипрофильностью. Целевой набор по технологии машиностроения у нас включает шесть
дополнительных квалификаций. Это, конечно, очень интересная программа, емкая, содержательная. При этом дополнительные квалификации мы будем осваивать вместе с нашим целевым партнером. По данному направлению мы по плану Департамента образования и науки города Москвы сотрудничаем с государственной корпорацией «Ростех». И, соответственно, 60 бюджетных мест из 120 уже анонсированы под работников столичного предприятия корпорации
«Ростех» – производственный комплекс «Салют». В этой партнерской программе МГОК также взаимодействует с колледжем имени Овчинникова. Могу добавить, что в нынешнем году с нами выходят на сотрудничество и другие государственные корпорации, такие как «Роскосмос». Их предприятие НПО имени Лавочкина на сегодняшний день является ведущим в программе освоения космоса, в том числе – дальнего. А особенностью колледжа имени Овчинникова в нынешнем году является сотрудничество с «Росатомом».
Свои особенности есть у каждого образовательного учреждения.
Это связано и с территориальной расположенностью, и с исторически налаженными связями. Еще одна область сотрудничества с колледжем имени Овчинникова – центры трудоустройства, которые работают совместно. Это
стало возможным, потому что мы объединили два огромных ресурса – партнерские базы по трудоустройству. Отчасти предприятия, берущие на работу наших выпускников, совпадают. Но при этом мы еще и взаимно обогатили свои базы по трудоустройству. Наши карьерные центры разрабатывают совместную программу продвижения первокурсников по профессиям – уже с первого
года обучения. В задачу наших лучших преподавателей – амбассадоров своего направления – будет входить влюбить первокурсников в ту профессию, которую
они выбрали. Сегодня ребята, которые делают свой дальнейший выбор в пользу колледжей, в первые дни обучения пребывают в эйфории, которая потом
снижается. И наша задача – не дать угаснуть этому горению. И в этом смысле карьерные наставники очень важны. Чтобы этого не случилось, карьерные центры МГОКа и колледжа имени Овчинникова разрабатывают совместную программу наставничества. Особенно приятно говорить о нашем сотрудничестве с производственным комплексом «Салют», который является общим партнером как колледжа имени Овчинникова, так и МГОКа. Значимым событием стало назначение руководителя производственного комплекса «Салют» АО «Объединенной двигателестроительной корпорации (ОДК) Алексея
Николаевича Громова председателем Управляющего совета нашего колледжа. Это предприятие является нашим непосредственным соседом.
– Какие, на ваш взгляд, задачи нужно решить Управляющему совету МГОКа? И как эти задачи изменились в настоящее время.
– Весной в Департаменте образования и науки города Москвы произошли важные изменения в подходе к управлению колледжами. Ранее колледжи рассматривались наравне со школами, и представителями учредителя в
Управляющих советах выступали сотрудники городских образовательных учреждений, входящих в структуру ДОНМ. Весной было принято стратегическое решение выделить колледжи в особую категорию. Это решение обусловлено тем, что, несмотря напринадлежность к городской образовательной системе, система среднего профессионального образования (СПО) имеет существенные особенности, требующие особого подхода в управлении и развитии.
Нашими ведущими кураторами, условно говоря, являются представители отрасли, предприятий. И поэтому в качестве представителей учредителя к нам
в Управляющий совет были направлены непосредственно специалисты Московского центра развития профессионального образования, отраслевые менеджеры. Это люди, которые глубоко понимают специфику отрасли,
перспективы ее развития. У нас представителем учредителя стала Адилова Кристина Олеговна, начальник отдела развития проектов промышленности.
Я считаю, что это очень правильно и важно для деятельности Управляющего совета. Потому что видение куратора будущей модели выпускника очень структурно и полно. На данном этапе мы рассматриваем его в прикладном смысле. В самом начале лета мы с Кристиной Олеговной объезжали наши учебные и производственные корпуса, буквально по каждому кабинету проходили и составляли перечень необходимого для проведения ремонтных работ. Немаловажен тот факт, что у нас в этом году все работы разделились на две части: частично выполняемые подрядчиком и частично выполняемые хозяйственным способом. Понятно, что очень многие вещи с точки зрения минимизации затрат, соответствия современному имиджу образовательной организации нуждаются в оптимизации. И успехи тут есть. В качестве
примера можно привести проект оформления стены в актовом зале, реализованный при поддержке коллег из колледжа имени Овчинникова. Он включает создание масштабного красочного панно, посвященного системе
московского образования. А ведь поначалу все выглядело очень печально. Здание мы получили в свой состав только весной, в нем давно не велся образовательный процесс. Приглашая туда ребят с 1 сентября, я брала на себя достаточно большие обязательства. Надо было привести все в современный вид. Планируется обновление состава Управляющего совета, поскольку выпускники и их родители, ранее входившие в состав УС, покинули совет. С началом нового учебного года мы приступим к организационной работе по довыборам в Управляющий совет — это традиционная ежегодная процедура. В настоящее время в его составе четыре вакантных места, которые могут занять как родители обучающихся, так и сами студенты. Что касается содержательной работы, то отдельно хочу отметить преимущество летнего периода для директора — появляется возможность глубоко погрузиться в нормотворческую
деятельность и работу с нормативно-правовыми актами. Ряд документов был переработан, их проекты направлены в Управляющий совет для согласования и
утверждения. Эти изменения носят базовый характер для функционирования учреждения. Еще одно важное направление, которое есть в плане азаимодействия с Управляющим советом — это поддержка наших проектов
по адаптации обучающихся. Весь прошлый год колледжи Москвы вели серьезную работу по измерению того, что практически невозможно измерить. Проводили среди наших студентов опрос на тему: насколько их ожидания от
учебы в колледже совпали с действительностью? Чего им хватает, чего – не хватает. Опрос проводился, начиная с первокурсников и до выпускников. Результаты, которые мы получили, дали нам большую базу для дальнейшего анализа и формирования новых планов на следующий год. Для нас вопрос качественной адаптации стоит более чем остро. Наш контингент студентов – это ребята из самых разных семей. С разными укладами, разными правилами жизни. И, наконец, с разными баллами по успеваемости. И, конечно же с разными ожиданиями. Ктото приходил к нам на дни открытых дверей в течение года и действительно загорелся мечтой поступить в МГОК. Кто-то завершил обучение в 9-м классе не слишком успешно и, получив в нынешнем году бюджетное место у нас в колледже, очень счастлив. Кто-то вообще не очень хорошо понимает, куда он поступает, потому что в столь юном возрасте сложно сделать осознанный выбор. Довольно часто на Дне открытых дверей и даже во время приемной компании к нам приходит ребята и говорят, что не знают, кем хотят быть. А ведь в Москве созданы поистине впечатляющие возможности
для профессиональной ориентации молодежи, и что особенно важно — все профориентационные мероприятия доступны совершенно бесплатно. Например, эти дни в Гостином дворе проходит масштабный форум «Москва 2030. Территория будущего», который продлится до середины сентября. На его
площадке работает специальная зона столичных колледжей, где посетители могут познакомиться с актуальными и востребованными профессиями, а также получить практический опыт в различных профессиональных направлениях. На протяжении всего года московские колледжи активно проводят дни открытых
дверей и организуют масштабные фестивали профессий, предоставляя школьникам широкие возможности для знакомства с миром профессионального образования. С 2023 года в Москве реализуется комплексная программа профориентации для учащихся девятых классов. В ее
рамках школьники могут пройти бесплатное профессиональное тестирование, получить консультации от экспертов службы занятости, принять участие в практических профессиональных пробах в современных мастерских и лабораториях колледжей, а также посетить предприятия потенциальных работодателей. Но не смотря на все эти возможности, подростки часто приходят к нам несколько растерянными: кто-то с тревогой, кто-то с недопониманием. Поэтому педагогическому коллективу очень важно сразу подхватить этих ребят, помочь им максимально адаптироваться, снять тревожность, дать им реальную картину мира и их будущего. Картину их дальнейшей профессиональной траектории – успешной, красивой, востребованной. Это – огромный план мероприятий, куда включены все, начиная с преподавателей и работников воспитательной службы, заканчивая предприятиями-партнерами и администрацией колледжа. План, на мой взгляд, отличный. Наше поколение в свое время не получало такого внимания со стороны образовательной организации, городских властей, производственников. Это очень нужно ребятам. Хочет ся, чтобы у них все сложилось в жизни хорошо.
Интервью провела Светлана Аннина
Материал из журнала "Управляющий совет образовательной организации. Сегодня. Завтра. Послезавтра"