Найти в Дзене
Вижу красоту

1934 год. Достижения Дулёвского фарфорового завода

Сервиз «Посольский» / «Президентский сервиз». 1934. Музей Дулёвского фарфорового завода
Сервиз «Посольский» / «Президентский сервиз». 1934. Музей Дулёвского фарфорового завода

Друзья, делюсь редкой газетной заметкой, рассказывающей о трёх принципиальных достижениях Дулёвского фарфорового завода в 1934 году: посещение завода послом США Вильямом Буллитом, технологический прорыв в изготовлении фарфоровых протезов глаз, организация Художественной лаборатории и эксперименты с формами посуды Евы Штрикер. Взгляните!

-2
Синельников А. ДУЛЁВО – ГОРОД ФАРФОРА // Рабочая Москва, Орган МК и МГК ВКП(б), МОСОБЛИСПОЛКОМА, МОССОВЕТА и МОСПС, 1934. – №270, 21 ноября. – С. 4.

Посол был удивлен.

– Неужели эти экспонаты, представленные здесь, на выставке в Политехническом музее, выпускаются массовым производством?

Директор Дулёвской фарфоровой фабрики т. Бялковский ответил:

– Мы можем изготовлять ещё лучшие вещи. Здесь собрана только небольшая часть образцов нашей продукции.

Полпред Советского Союза в США Трояновский А.А. (слева) и посол США в Советском Союзе Вильям К. Буллит на обеде в отеле «Астор». 1933 (?) Москва. Государственный центральный музей современной истории России / ГИК 20082/150б. Госкаталог: 5445429.
Полпред Советского Союза в США Трояновский А.А. (слева) и посол США в Советском Союзе Вильям К. Буллит на обеде в отеле «Астор». 1933 (?) Москва. Государственный центральный музей современной истории России / ГИК 20082/150б. Госкаталог: 5445429.

8 мая посол приехал в Дулёво. Он оставил письмо:

«УВАЖАЕМЫЙ г-н БЯЛКОВСКИЙ!

Я хочу выразить вам мою искреннюю благодарность за предоставленную мне возможность осмотреть Дулёвскую фарфоровую фабрику. Это посещение было тем более интересно для меня, что выявило достижения советской лёгкой промышленности в области изготовления продукции, украшающей повседневную жизнь рабочих Советского союза.

Художественный талант, высокое мастерство и эффективность вашей организации – это качества, которыми можете гордиться Вы и Ваши коллеги. Искренне поздравляю вас с проделываемой Вами работой.

Искренно уважающий вас

ВИЛЬЯМ X. БУЛЛИТ».

Посол США г. Буллит – на Дулёвской фабрике // Газета «Горн», орган парткома, ФЗК и заводоуправления Дулёвского завода им. газеты «Правда» (Орехово-Зуево), 1934. – № 11 (158), от 20 мая. – С. 2.
Посол США г. Буллит – на Дулёвской фабрике // Газета «Горн», орган парткома, ФЗК и заводоуправления Дулёвского завода им. газеты «Правда» (Орехово-Зуево), 1934. – № 11 (158), от 20 мая. – С. 2.

Бывшая вотчина фарфорового фабриканта Кузнецова изменилась до неузнаваемости. Изменилась фабрика, изменились люди.

В наследие от Кузнецова осталось полукустарное предприятие. Взять хотя бы первый подсобный цех – массозаготовительный. При Кузнецове это было небольшое полутёмное помещение. Но и оно наполовину сгорело в 1918 году. Сейчас по существу это новый обширный цех.

Второй подсобный цех – капсюльный. Фарфор подвергается обжигу в горновой печи. Чтобы пламя не повредило его, он заключается в капсюль, сделанный из огнеупорной глины и шамота. В строящемся новом капсюльном цехе формовка будет уже не ручной, а автоматической.

Работа в этом цехе всегда считалась вредной для здоровья. К 30 годам кузнецовский рабочий, как правило, заболевал туберкулезом и выбывал из строя. Сейчас труд решительно оздоровлён и рационализирован. Устроена вытяжная вентиляция. Ежедневно вредные цехи чистятся. Регулярно раз в месяц производится генеральная уборка. И теперь в этом цехе работают 50-летние мастера и не менее 70 процентов женщин! (Раньше женщин было всего две).

***

За годы первой пятилетки в Дулёве построен новый корпус для выработки красок, эмалей и жидкого золота, ранее ввозившихся из-за границы. Дулёвский фарфор нашёл применение в самых различных областях нашей жизни. Из него изготовляют шкалы термометров для самолётов, дверные ручки... глаза для кукол. Победой мирового значения является освоение фабрикой глазных протезов.

Однажды в частной беседе директор Бялковский жаловался руководителю центральной лаборатории Туманову:

– Измучился я с дочерью. Нигде не могу достать ей приличного глазного протеза. Уже из Германии получил – и тот через два месяца почернел.

Туманов задумался. На другой день сказал директору:

– Попробуем наладить производство фарфоровых протезов.

Первые опыты не давали результатов. По этому вопросу нигде в мире не существовало не только литературы, но и элементарных справок. Все делалось наощупь.

За дело взялась группа энтузиастов – старый мастер по фарфору Борис Александрович Леонтьев, живописец Надежда Николаевна Пащинская и мастер-живописец Фёдор Фёдорович Маслов. Долгие дни и ночи они возились над обжигом и раскраской. Долгие дни не выходила из лаборатории инженер Лосева, которая пыталась найти сложную рецептуру хрусталика. И вот первый опыт удался! Первый фарфоровый глазной протез был признан удовлетворительным. 24 года одноглазый рабочий фабрики Фёдор Иванович Грязнов ходил с повязкой. Фабричный врач вставил Грязнову фарфоровый глазной протез. В течение нескольких месяцев протез не портился, не чернел. Грязнов и до сих пор ходит с ним.

– Взгляните на стеклянные протезы, – говорит нам начальник цеха Мальков.

Перед нами помутневшие стекляшки. Это – глазные протезы лучшей в мире германской фирмы Мюллера. Слёзы – это щелочь. Они разъедающе действуют на стекло. Мюллеровский протез чернеет через короткое время и даже крошится. За каждый такой протез мы платили пять рублей золотом. Дулёвский протез стоит только 8 рублей советскими деньгами. Щелочь на него не действует. Таких протезов фабрика выпускает теперь две тысячи штук в месяц.

С января этого года импорт глазных протезов прекращен!

***

Набор для завтрака: прибор для яиц, стакан, тарелка, кольцо для салфеток. 1930-е. Дулёво
Набор для завтрака: прибор для яиц, стакан, тарелка, кольцо для салфеток. 1930-е. Дулёво

Новая посуда должна быть удобной и красивой. Ещё недавно на чашках, тарелках и блюдах Дулёвской фабрики пестрел псевдоиндустриальный безвкусный рисунок. А потребитель требовал живой, оригинальной расцветки и рисунка.

Сейчас на фабрике создана скульптурно-художественная лаборатория, не без успеха пытающаяся создать свой оригинальный рисунок и орнамент.

Руководительница этой лаборатории молодая специалистка т. Штрикер демонстрировала нам совершенно новые, оригинальные по форме вещи. Например, сервиз для завтрака. В нём прибор для яиц, чайница, маслёнка, большой и маленький чайники, молочник, сухарница, пепельница.

Ева Штрикер. Чайный сервиз. 1935 . Дулёво
Ева Штрикер. Чайный сервиз. 1935 . Дулёво

Как бы вы ни наклоняли чайник – его крышка не упадёт, хотя она легко снимается. Этот сервиз занимает очень мало места. И будет стоить не дороже существующих обычных громоздких сервизов.

Надежда Замятина (эскиз). Леонтьев (мастер-формовщик). Мигунов (мастер-живописец). Ваза, посвященная 1917 году – подарок VII Всесоюзному съезду советов от коллектива Дулёвской фарфоровой фабрики. 1935. Высота 70 см. Государственный центральный музей современной истории России / ГИК 11801/8Д. Госкаталог: 6198058.
Надежда Замятина (эскиз). Леонтьев (мастер-формовщик). Мигунов (мастер-живописец). Ваза, посвященная 1917 году – подарок VII Всесоюзному съезду советов от коллектива Дулёвской фарфоровой фабрики. 1935. Высота 70 см. Государственный центральный музей современной истории России / ГИК 11801/8Д. Госкаталог: 6198058.

В этой лаборатории, помимо старых опытных мастеров, работает молодёжь, окончившая ВХУТЕИН и Силикатный институт. В подарок VII съезду советов они готовят великолепную фарфоровую вазу диаметром в 50 сантиметров и высотой в 90 сантиметров. Барельеф делает Леонтьев, рисунок – Замятина. Ваза изображает победный путь Октября – от захвата Зимнего дворца до постройки Дворца советов.

Ева Штрикер (Цайзель). Кофейный сервиз «С-3» / «Мокко». 1935. Дулёво. Государственный центральный музей современной истории России / 16632а/10б. Госкаталог: 5439933.
Ева Штрикер (Цайзель). Кофейный сервиз «С-3» / «Мокко». 1935. Дулёво. Государственный центральный музей современной истории России / 16632а/10б. Госкаталог: 5439933.

***

В текущем году фабрика выпускает 17 миллионов штук изделий. После реконструкции, на которую ассигновано около 18 миллионов рублей, в 1936–1937 годах она будет давать 34 миллиона штук, ровно в два раза больше.

Подписывайтесь на мой канал, давайте о себе знать в комментариях или нажатием кнопок шкалы лайков. Будем видеть красоту вместе!

#явижукрасоту #ясчастлив