Друзья, делюсь редкой газетной заметкой, рассказывающей о трёх принципиальных достижениях Дулёвского фарфорового завода в 1934 году: посещение завода послом США Вильямом Буллитом, технологический прорыв в изготовлении фарфоровых протезов глаз, организация Художественной лаборатории и эксперименты с формами посуды Евы Штрикер. Взгляните!
Синельников А. ДУЛЁВО – ГОРОД ФАРФОРА // Рабочая Москва, Орган МК и МГК ВКП(б), МОСОБЛИСПОЛКОМА, МОССОВЕТА и МОСПС, 1934. – №270, 21 ноября. – С. 4.
Посол был удивлен.
– Неужели эти экспонаты, представленные здесь, на выставке в Политехническом музее, выпускаются массовым производством?
Директор Дулёвской фарфоровой фабрики т. Бялковский ответил:
– Мы можем изготовлять ещё лучшие вещи. Здесь собрана только небольшая часть образцов нашей продукции.
8 мая посол приехал в Дулёво. Он оставил письмо:
«УВАЖАЕМЫЙ г-н БЯЛКОВСКИЙ!
Я хочу выразить вам мою искреннюю благодарность за предоставленную мне возможность осмотреть Дулёвскую фарфоровую фабрику. Это посещение было тем более интересно для меня, что выявило достижения советской лёгкой промышленности в области изготовления продукции, украшающей повседневную жизнь рабочих Советского союза.
Художественный талант, высокое мастерство и эффективность вашей организации – это качества, которыми можете гордиться Вы и Ваши коллеги. Искренне поздравляю вас с проделываемой Вами работой.
Искренно уважающий вас
ВИЛЬЯМ X. БУЛЛИТ».
Бывшая вотчина фарфорового фабриканта Кузнецова изменилась до неузнаваемости. Изменилась фабрика, изменились люди.
В наследие от Кузнецова осталось полукустарное предприятие. Взять хотя бы первый подсобный цех – массозаготовительный. При Кузнецове это было небольшое полутёмное помещение. Но и оно наполовину сгорело в 1918 году. Сейчас по существу это новый обширный цех.
Второй подсобный цех – капсюльный. Фарфор подвергается обжигу в горновой печи. Чтобы пламя не повредило его, он заключается в капсюль, сделанный из огнеупорной глины и шамота. В строящемся новом капсюльном цехе формовка будет уже не ручной, а автоматической.
Работа в этом цехе всегда считалась вредной для здоровья. К 30 годам кузнецовский рабочий, как правило, заболевал туберкулезом и выбывал из строя. Сейчас труд решительно оздоровлён и рационализирован. Устроена вытяжная вентиляция. Ежедневно вредные цехи чистятся. Регулярно раз в месяц производится генеральная уборка. И теперь в этом цехе работают 50-летние мастера и не менее 70 процентов женщин! (Раньше женщин было всего две).
***
За годы первой пятилетки в Дулёве построен новый корпус для выработки красок, эмалей и жидкого золота, ранее ввозившихся из-за границы. Дулёвский фарфор нашёл применение в самых различных областях нашей жизни. Из него изготовляют шкалы термометров для самолётов, дверные ручки... глаза для кукол. Победой мирового значения является освоение фабрикой глазных протезов.
Однажды в частной беседе директор Бялковский жаловался руководителю центральной лаборатории Туманову:
– Измучился я с дочерью. Нигде не могу достать ей приличного глазного протеза. Уже из Германии получил – и тот через два месяца почернел.
Туманов задумался. На другой день сказал директору:
– Попробуем наладить производство фарфоровых протезов.
Первые опыты не давали результатов. По этому вопросу нигде в мире не существовало не только литературы, но и элементарных справок. Все делалось наощупь.
За дело взялась группа энтузиастов – старый мастер по фарфору Борис Александрович Леонтьев, живописец Надежда Николаевна Пащинская и мастер-живописец Фёдор Фёдорович Маслов. Долгие дни и ночи они возились над обжигом и раскраской. Долгие дни не выходила из лаборатории инженер Лосева, которая пыталась найти сложную рецептуру хрусталика. И вот первый опыт удался! Первый фарфоровый глазной протез был признан удовлетворительным. 24 года одноглазый рабочий фабрики Фёдор Иванович Грязнов ходил с повязкой. Фабричный врач вставил Грязнову фарфоровый глазной протез. В течение нескольких месяцев протез не портился, не чернел. Грязнов и до сих пор ходит с ним.
– Взгляните на стеклянные протезы, – говорит нам начальник цеха Мальков.
Перед нами помутневшие стекляшки. Это – глазные протезы лучшей в мире германской фирмы Мюллера. Слёзы – это щелочь. Они разъедающе действуют на стекло. Мюллеровский протез чернеет через короткое время и даже крошится. За каждый такой протез мы платили пять рублей золотом. Дулёвский протез стоит только 8 рублей советскими деньгами. Щелочь на него не действует. Таких протезов фабрика выпускает теперь две тысячи штук в месяц.
С января этого года импорт глазных протезов прекращен!
***
Новая посуда должна быть удобной и красивой. Ещё недавно на чашках, тарелках и блюдах Дулёвской фабрики пестрел псевдоиндустриальный безвкусный рисунок. А потребитель требовал живой, оригинальной расцветки и рисунка.
Сейчас на фабрике создана скульптурно-художественная лаборатория, не без успеха пытающаяся создать свой оригинальный рисунок и орнамент.
Руководительница этой лаборатории молодая специалистка т. Штрикер демонстрировала нам совершенно новые, оригинальные по форме вещи. Например, сервиз для завтрака. В нём прибор для яиц, чайница, маслёнка, большой и маленький чайники, молочник, сухарница, пепельница.
Как бы вы ни наклоняли чайник – его крышка не упадёт, хотя она легко снимается. Этот сервиз занимает очень мало места. И будет стоить не дороже существующих обычных громоздких сервизов.
В этой лаборатории, помимо старых опытных мастеров, работает молодёжь, окончившая ВХУТЕИН и Силикатный институт. В подарок VII съезду советов они готовят великолепную фарфоровую вазу диаметром в 50 сантиметров и высотой в 90 сантиметров. Барельеф делает Леонтьев, рисунок – Замятина. Ваза изображает победный путь Октября – от захвата Зимнего дворца до постройки Дворца советов.
***
В текущем году фабрика выпускает 17 миллионов штук изделий. После реконструкции, на которую ассигновано около 18 миллионов рублей, в 1936–1937 годах она будет давать 34 миллиона штук, ровно в два раза больше.
Подписывайтесь на мой канал, давайте о себе знать в комментариях или нажатием кнопок шкалы лайков. Будем видеть красоту вместе!
#явижукрасоту #ясчастлив