Найти в Дзене
Чёрный редактор

Побег со свадьбы и нос в декольте: как Семён Стругачев нашел свою Таню и стал народным любимцем

Его лицо и голос знакомы миллионам. Лева Соловейчик из «Особенностей национальной охоты», криминалист Черныга из «Убойной силы», Левий Матфей из «Мастера и Маргариты» — все это он, Семён Стругачев. Актер, чья жизнь напоминает сценарий увлекательной трагикомедии: голодное детство в интернате, сбежавший отец, два неудачных брака и наконец — настоящая любовь, ради которой он однажды сбежал… с собственной свадьбы. Семён родился 10 декабря 1957 года в поселке Смидович. Его отец, Михаил Стругашвили (именно так звучала исходная фамилия), оставил семью, когда мальчику было всего шесть дней от роду. Он ушел к другой женщине, оставив свою супругу одну с четырьмя детьми на руках. Актер не считает своего отца плохим человеком, объясняя его поступок непреодолимым чувством к другой, более молодой женщине. Но эта философская позиция сформировалась у него уже во взрослом возрасте, а в детстве осознание того, что их бросили, давалось тяжело. Семье пришлось непросто. Они перебрались в Биробиджан, где м
Оглавление

Его лицо и голос знакомы миллионам. Лева Соловейчик из «Особенностей национальной охоты», криминалист Черныга из «Убойной силы», Левий Матфей из «Мастера и Маргариты» — все это он, Семён Стругачев.

Актер, чья жизнь напоминает сценарий увлекательной трагикомедии: голодное детство в интернате, сбежавший отец, два неудачных брака и наконец — настоящая любовь, ради которой он однажды сбежал… с собственной свадьбы.

Детство, пропахшее маргарином

Семён родился 10 декабря 1957 года в поселке Смидович. Его отец, Михаил Стругашвили (именно так звучала исходная фамилия), оставил семью, когда мальчику было всего шесть дней от роду. Он ушел к другой женщине, оставив свою супругу одну с четырьмя детьми на руках.

-2

Актер не считает своего отца плохим человеком, объясняя его поступок непреодолимым чувством к другой, более молодой женщине. Но эта философская позиция сформировалась у него уже во взрослом возрасте, а в детстве осознание того, что их бросили, давалось тяжело.

Семье пришлось непросто. Они перебрались в Биробиджан, где мама устроилась на химический завод — делала чернила. Работа была грязной, а платили за нее гроши. Чтобы прокормить детей, маме пришлось отдать Семена и его брата в интернат.

-3

Несмотря на материальные трудности, он вспоминает то время с теплотой, настаивая, что детство остается детством, даже если оно было бедным. Один из самых ярких воспоминаний того периода — первая встреча со сливочным маслом в шестилетнем возрасте в гостях у друга. До этого он искренне верил, что бутерброды бывают только с маргарином, и, узнав правду, дома целую неделю закатывал ночные истерики с требованием дать ему настоящего масла.

Именно в интернате раскрылся его творческий талант. Сначала он пел, и за звонкий голос его прозвали «биробиджанским соловьем». Мечтал о карьере певца, но в 14 лет голос сломался, оставив вместо прекрасного тенора совсем другой тембр. Казалось, мечтам конец, но одноклассницы затащили его в народный театр. И именно там, на подмостках, он нашел свое истинное призвание.

Путь к своему театру

После школы Семен поступил во Владивостоке, в Дальневосточный педагогический институт искусств. Москва или Ленинград были для него недостижимой мечтой — денег на жизнь в большом городе у семьи не было.

Еще на втором курсе он женился на своей сокурснице Марине. Молодые поженились тайно, и для родителей невесты этот брак стал неприятным сюрпризом: их дочь, из обеспеченной семьи, связала жизнь с нищим студентом-евреем. Брак продержался недолго — родители сделали все, чтобы развести молодоженов.

-4

В 25 лет Стругачев женился во второй раз — на актрисе из Владивостокского театра. Этот союз тоже не стал счастливым и распался через три года, оставив после себя неприятный осадок и судебные разбирательства, которые едва не закончились для актера тюремным сроком. Он вспоминает, как его несколько дней продержали в камере, а потом везли в суд в открытой машине в лютый мороз, при этом ему приходилось еще и брюки поддерживать, так как ремень отобрали.

Но именно театр стал его спасением. Он прошел через сцены Приморского краевого театра им. Горького, Горьковского академического театра, Куйбышевского драмтеатра. Он мечтал о Театре Ленсовета, и эта мечта казалась такой же далекой, как когда-то Москва.

-5

Однажды его уже приглашали в Ленинград, но из-за затянувшегося размена квартиры все сорвалось. Казалось, шанс упущен навсегда. Но судьба, как оказалось, просто готовила ему другой сюрприз.

Любовь, которая пришла на роликах

Работая в Куйбышеве, он участвовал в спектакле «Двенадцатая ночь». По задумке режиссера, актеры передвигались по сцене на роликах. Семен, игравший шута, был единственным, кто ходил пешком.

Однажды во время репетиции он стоял в кулисах и наблюдал за партнершей, Татьяной Титовой, которая осваивала ролики. На ней было пышное платье с глубоким вырезом.

-6
«И тут Таня разогналась, а остановиться не может — едет ко мне и кричит: «Ловите меня!» — с улыбкой вспоминает актер. — Ну я и поймал. Да так ловко, что мой нос просто уперся в ее декольте... В этот же момент я шепнул ей на ухо: «Давайте премьеру вместе отметим».

Она согласилась. Хотя за ней ухаживали высокие русские красавцы, она почему-то выбрала его — маленького, носатого, но, по его собственному признанию, чертовски обаятельного.

Их роман развивался стремительно. Семен приезжал к Тане на велосипеде и, поскольку она жила на первом этаже, часто забирался к ней прямо через окно. Знакомство с будущей тещей произошло внезапно: однажды утром он тихо сидел в комнате, пока та не постучала в дверь и не сказала: «Долго будешь там сидеть? Давай выходи, хоть посмотрю на тебя».

-7

Свадьба с подставным женихом

Когда Стругачева наконец-то пригласили в Театр Ленсовета, он предложил Тане поехать с ним. Девушка сомневалась, думала, что с его отъездом их роман закончится. Чтобы развеять ее сомнения, он сказал: «Пошли в загс».

Регистрация была скромной, а сразу после нее актеру пришлось срочно уехать на спектакль — его просто не отпустили. Невеста же отправилась к гостям одна.

-8

Он с юмором рассказывает, что его место рядом с невестой занял друг Женя Жуков — высокий белокурый красавец. И когда гости кричали «Горько!», невеста целовалась с подставным женихом. Многие родственники Тани до свадьбы с ним знакомы не были и впоследствии очень удивлялись, обнаружив, что ее настоящий муж — это совсем другой человек.

Семейная жизнь и творческий взлет

В Ленинград они приехали вместе. Театр выделил им семиметровую комнату в общежитии, соседями по которому были два десятка кошек и куры с театральной постановки «Коварство и любовь». Именно здесь, в этих спартанских условиях, в 1990 году родилась их дочь.

-9

Изначально они планировали назвать девочку Анастасией, но когда актер приехал в загс оформлять документы, сотрудница учреждения посоветовала назвать ребенка в честь его матери — Евгении. Теща, в честь которой они не назвали девочку, сначала серьезно обиделась, но уже через несколько минут смогла простить зятя.

Из-за плотного рабочего графика актер почти не видел, как растет его дочь. С горечью он признается, что был плохим отцом и очень расстроился, когда однажды с удивлением осознал, что дочь уже совсем взрослая, а он пропустил все ее детство. Сейчас его дочь Евгения стала журналисткой, и у нее уже своя семья.

-10

Настоящая всенародная слава пришла к Стругачеву в 38 лет, после выхода «Особенностей национальной охоты». Интересно, что на роль Льва Соловейчика его пригласили случайно — утвержденный на эту роль актер выбыл, а Рогожкину нужен был артист «с длинным носом».

Он вспоминает, что съемки первой картины проходили за очень скромный гонорар, и лишь после успешного продолжения — «Особенностей национальной рыбалки» — он смог позволить себе купить отдельную квартиру и машину.

Образ Соловейчика настолько приклеился к актеру, что ему стали предлагать однотипные роли. Разрушить этот стереотип помог режиссер Владимир Бортко, доверивший ему роль Левия Матфея в «Мастере и Маргарите». Во время съемок Стругачев перенес тяжелую операцию, но отказался от дублера и сам нес на руках Сергея Безрукова, что стоило ему повторного визита в операционную.

С гордостью он отмечает, что теперь может с уверенностью заявить — никто из актеров не может больше похвастаться, что носил на руках самого Безрукова.

«Я не везунчик. Я всего добивался сам»

Сегодня Семен Стругачев — Народный артист России, служащий родному Театру Ленсовета уже более 35 лет. Он счастлив в браке с Татьяной, которая ради семьи оставила актерскую профессию. Пройдя через голодное детство, неудачные браки и жизненные перипетии, он сумел построить ту самую жизнь, о которой мечтал.

-11

Он не считает себя везунчиком, уверяя, что всего в жизни добивался самостоятельно, принимая подчас очень непростые решения. Сейчас, оглядываясь на пройденный путь, он с надеждой говорит, что высшие силы ведут его по жизни, и очень надеется, что они от него не отвернутся.

Его история — это не просто рассказ о карьерном взлете. Это история о том, как мальчик из бедной семьи, пройдя через лишения и неудачи, сумел не сломаться, найти свою любовь и стать тем, кем стал — настоящим народным любимцем, чье обаяние и талант покорили миллионы зрителей.