Найти в Дзене

Сила слова

Слово имеет силу. Неспроста Коран означает чтение вслух, а Евангелие начинается строчкой: В начале было Слово. Что человек говорит, то и воплощается. Говорить нужно обдуманно, понимая последствия. Похоже, и на небесах действует бюрократия: фиксируется буквальный смысл сказанного. Точно так же, как в российских судах: в Гражданском кодексе прямо указано: принимается во внимание буквальное значение слов. Если назвал кого-то сукиным сыном, трудно убедить, что это была иносказательная похвала. Есть притча. Открылись небесные врата, старушка загадала желание: Пусть у меня все дырки закроются. Она имела в виду протекающую крышу, старую одежду, ведра. Но у неё опухло горло, рот закрылся — и она умерла. В нашей семье было нечто похожее. Родную деревню признали неперспективной, и отец с огромными трудами перенёс дом в другой населённый пункт. 5 детей, бедность, тяжёлая работа. И в сердцах он сказал: Если вас переселю, то и умереть не жалко. Пожалуйста. После переезда он вскоре умер. И таких сл

Слово имеет силу. Неспроста Коран означает чтение вслух, а Евангелие начинается строчкой: В начале было Слово. Что человек говорит, то и воплощается. Говорить нужно обдуманно, понимая последствия.

Похоже, и на небесах действует бюрократия: фиксируется буквальный смысл сказанного. Точно так же, как в российских судах: в Гражданском кодексе прямо указано: принимается во внимание буквальное значение слов. Если назвал кого-то сукиным сыном, трудно убедить, что это была иносказательная похвала.

Есть притча. Открылись небесные врата, старушка загадала желание: Пусть у меня все дырки закроются. Она имела в виду протекающую крышу, старую одежду, ведра. Но у неё опухло горло, рот закрылся — и она умерла.

В нашей семье было нечто похожее. Родную деревню признали неперспективной, и отец с огромными трудами перенёс дом в другой населённый пункт. 5 детей, бедность, тяжёлая работа. И в сердцах он сказал: Если вас переселю, то и умереть не жалко. Пожалуйста. После переезда он вскоре умер. И таких случаев много: люди говорят: выйду на пенсию и ничего делать не буду. Так и выходит. Не потому что не хотят, а потому что уже не могут.

Сила слова ярко видна и в судьбах наших известных людей. Муса Джалиль в 13 лет написал стихотворение Бәхет и назвал счастьем гибель на войне с врагом. Его жизнь пошла именно по этой траектории. Хади Такташ, вопреки мифу, не предсказа» свою смерть, он сам себя запрограммировал: Первый снег не знаю, как пойдёт, но кажется, в тот день я умру. Так и случилось. Ильфак Шигапов писал: Тәңре дәште миңа таңда… и ушёл именно на рассвете. Перед этим говорил, что продажа газет, его последнее дело для народа.

Говорят, что Гаяз Исхаки в Инкыйраз описал будущее татар. И люди повторяют как мантру: нам осталось 80 лет. Но это неправильная трактовка. Но это единственная антиутопия о будущем нашего народа, а утопий нет. Нужна позитивная модель будущего, светлый сценарий, чтобы перебить мрачную инерцию. А мы периодически пишем патриотические песни и повторяем: Мы не исчезнем, Мы не умрём. Ну мы и не исчезаем. Но и не развиваемся. Песни, которые зовут вперед, не должны держать народ в состоянии страха.

Слова нужно выбирать осторожно. Иногда слово причиняет больший вред, чем поступок. Нельзя в сердцах желать: чтобы мои глаза его не видели, чтобы уши не слышали его голоса. Это звучит как проклятие самому себе. Мысль должна быть доброй. Нельзя желать плохого — ни другим, ни себе.