Найти в Дзене
За впечатлениями!

Фильм «Авиатор» 2025 (отзыв): очередная режиссерская отсебятина

Вышел самый спорный, кажется, фильм этого года. Для многих таким стала недавняя «Алиса в Стране чудес», но лично для меня чего не должно было случиться, так это «Авиатора». Несколько лет назад поклонников книги Евгения Водолазкина (включая меня), обрадовала новость – по ней снимают фильм. Оказалось, это последняя хорошая новость об «Авиаторе». Выяснилось, что режиссёром выступает Егор Кончаловский, средний рейтинг фильмов которого - 5,7 из 10. Потом оказалось, что сценарий полностью трансформировал сюжет книги. Потом – что режиссер даже в переписанный сценарий добавил «своего видения». В общем, в кино я шла, не ожидая ничего хорошего, уповая на чудо и тот факт, что среди авторов сценария всё же числился Водолазкин. ЗРЯ. Книга, которая сочетает в себе глубокий смысл, ясную философию и изумительный русский литературный язык, достойна соответствующей экранизации, не так ли? Нет, в современном русском кино – не так. Здесь царит уже набивший оскомину и истрепавший всяческое терпение навязан
Оглавление

Вышел самый спорный, кажется, фильм этого года. Для многих таким стала недавняя «Алиса в Стране чудес», но лично для меня чего не должно было случиться, так это «Авиатора».

Преамбула (можно пропустить). Причем тут книга?

Несколько лет назад поклонников книги Евгения Водолазкина (включая меня), обрадовала новость – по ней снимают фильм. Оказалось, это последняя хорошая новость об «Авиаторе».

Выяснилось, что режиссёром выступает Егор Кончаловский, средний рейтинг фильмов которого - 5,7 из 10. Потом оказалось, что сценарий полностью трансформировал сюжет книги. Потом – что режиссер даже в переписанный сценарий добавил «своего видения». В общем, в кино я шла, не ожидая ничего хорошего, уповая на чудо и тот факт, что среди авторов сценария всё же числился Водолазкин. ЗРЯ.

Сценарий для тех, кто не хочет думать

Книга, которая сочетает в себе глубокий смысл, ясную философию и изумительный русский литературный язык, достойна соответствующей экранизации, не так ли? Нет, в современном русском кино – не так.

Здесь царит уже набивший оскомину и истрепавший всяческое терпение навязанный авторский взгляд, который режиссеры пытаются приткнуть к любому классическому или просто известному произведению. Вот это «переделать под себя», «переосмыслить», «добавить новую актуальность», а в результате сделать никому не нужную режиссерскую интерпретацию любимой миллионами книги. «Авиатору» в этом смысле досталось по полной программе.

Сюжет

Иннокентий Платонов (Александр Горбатов), возвращается к жизни после вековой заморозки. Его погрузили в лед в лагере на Соловках в ходе эксперимента «Лазарь», а размораживает в 2026 году ученый-крионик Константин Гейгер (Константин Хабенский).

Теперь задача Иннокентия – вспомнить всё. В том числе, секрет собственной заморозки, который важен олигарху Виктору Желткову (Евгений Стычкин), желающему заморозить себя для жизни в светлом будущем.

Помогать Платонову будет Анастасия (Дарья Кукарских) – жена Гейгера, удивительным образом один-в-один похожая на женщину, которую Иннокентий любил 100 лет назад. Совпадение? В фильме – да, хотя в книге всё было логично. И разумеется, между интеллигентным мужчиной имперского воспитания («таких сейчас не делают») и борющейся с внутренним неупокоением девушкой вспыхивает искра.

Это очень, просто до неприличия по отношению к первоисточнику, простенькая история. Простяцкая даже, я бы сказала. Выбрасывающая за борт художественного произведения проблемы памяти, истории, времени и его влияния на личность. И обстоятельно раскладывающая на освободившемся месте банальный адюльтер и всепобеждающую любовь.

В какой-то момент даже мелькнула мысль, что Евгений Водолазкин, переписывая свою историю (или соглашаясь на её переписку), просто развлекался, представляя альтернативную судьбу Иннокентия. Но принять это получается с трудом. Евгений Германович, моргните два раза, если вас заставили.

Кино, которое не задаёт вопросов

Это очередной фильм, который боится мыслей – и создателей, и зрителя. Одним не дай бог перетрудиться, другим – разволноваться. У нас же всё с заботой о народе, а народ – что? Устал, издергался, правильно, зачем ему еще думать в кино. Пусть расслаааабляяется. И вот тут-то авторы расстарались!

Пустая красота

Визуально это очень красивый фильм. Со стерильно прекрасной природой. Стерильно прекрасными особняками. Стерильно прекрасным Петербургом. Великолепной Анастасией. И изумительной музыкой.

Музыка – это настоящее волшебство, пишу без малейшей иронии, я действительно восхищена. Максим Фадеев, браво! (Это же вам не нейросетка писала, правда??) Если я когда-то еще раз включу «Авиатора» (что вряд ли), то только ради того, чтобы фоном к мытью посуды слушать дивные саунд-треки и бархатный голос Александра Горбатова.

Но увы, как часто в последнее время бывает, фильм может иметь безупречный визуальный ряд и, что реже, но хорошее музыкальное сопровождение, однако на этом плюсы заканчиваются. Впрочем, в «Авиаторе» есть еще один.

Актёрский состав

Каст золотой. Константин Хабенский и Евгений Стычкин в главных ролях. Ирина Пегова, Игорь Миркурбанов, Алексей Кравченко, Антон Шагин, Виталий Кищенко – на периферии.

Ключевые персонажи – Анастасия и Платонов – в руках опытных актеров с незаезженными лицами. Особенно впечатлительным зрителям дали отдохнуть от Александра Петрова и... от «засилия» кого из девушек страдают массы? Аглаи Тарасовой? Юлии Пересильд? В общем, никого из них нет. Есть красивые, выразительные, попадающие в образ Александр Горбатов и Дарья Кукарских.

Хочется похвалить актёрскую игру (со своего, дилетантского, зрительского кресла, конечно - я не профессор ВГИКа и даже не притворяюсь экспертом). Моя оценка мало что стоит, но мне понравилось, как играли актёры. Фильм изобилует крупными планами, и есть возможность в полной мере насладиться гаммой эмоций в глазах Хабенского, тоской и смятением на лице Горбатова, слезами Кукарских и жалкой потерянностью Пеговой.

Но.

Всё портит режиссура

Вроде бы каждый актёр в отдельно взятом кадре хорош. Но проходит минут 20 фильма и общая тональность начинает неистово утомлять. Это ооччень монотонно. Знаете, как смычком взять на скрипке одну ноту и дооооолго, протяяяжно её держать. Вот так отражается на игре актёров рука режиссера. Он их всех сливает в одну интонацию.

Из общей вязкости немного выбивается Стычкин, которого, как оказалось, никаким Кончаловским не испортишь. Но даже Хабенский поддался режиссёрскому рупору, что уж говорить об остальных. Тут-то и приходит крамольная мысль: возможно, совсем без режиссера было бы лучше.

«Скажите спасибо, Андреасяну не отдали! Умники», – где-то сейчас сказал продюсер.

Что по итогу

Сначала даже отзыв об этой пустышке писать не хотела. Но знаете, как бывает – понесло. Вот как Кончаловскому – нет бы продолжение «Мой папа – вождь» снять, а нет, туда же, Водолазкина... Так и мне, иногда сложно заткнуться.

Ставлю на КП картине 6 из 10. И моё мнение совпадает с массовой оценкой. Не совсем позорище, но и хорошего мало.

По своему обыкновению, никому ничего не рекомендую, никого ни от чего не отговариваю. То, что не нравится мне, запросто может восхитить вас. Прислушивайтесь к собственному восприятию – оно самое честное.