Найти в Дзене
Где мои дети

Жалобы подростка: капризы или психосоматика

Помните, как грели градусник у батареи, чтобы не идти утром в школу? Наши родители быстро нас рассекречивали и все равно отправляли на уроки, не разбираясь в причинах поступка. А причины могли быть разными — ссоры с одноклассниками, плохая успеваемость, общий перегруз по учебе и внешкольным занятиям и даже буллинг. Иногда и притворятся не нужно было, живот сам начинал болеть, стоило лишь подумать об уроке физкультуры или школьной столовой. Наши родители сказали бы, что это лень, но мы понимаем — психосоматика. Знакомая ситуация? Помимо болей в животе без объективных причин, у детей и подростков могут быть и другие проявления психосоматических расстройств: «Такие симптомы у школьников достаточно типичны. Они сигнализируют, что в жизни ребёнка есть неразрешённая проблема. Часто это связано с тревогой по поводу школы: страх оценивания, натянутые отношения с одноклассниками или учителями, завышенные требования к себе или со стороны взрослых», — говорит Наталья Фомичёва, преподаватель Моско
Оглавление

Помните, как грели градусник у батареи, чтобы не идти утром в школу? Наши родители быстро нас рассекречивали и все равно отправляли на уроки, не разбираясь в причинах поступка.

А причины могли быть разными — ссоры с одноклассниками, плохая успеваемость, общий перегруз по учебе и внешкольным занятиям и даже буллинг. Иногда и притворятся не нужно было, живот сам начинал болеть, стоило лишь подумать об уроке физкультуры или школьной столовой. Наши родители сказали бы, что это лень, но мы понимаем — психосоматика.

Внешне здоровый ребёнок говорит с утра, что у него крутит живот, его тошнит и мутит

Знакомая ситуация? Помимо болей в животе без объективных причин, у детей и подростков могут быть и другие проявления психосоматических расстройств:

  • головные боли и мигрени,
  • кашель, затруднённое дыхание,
  • кожные реакции (экземы, аллергии),
  • нарушения аппетита, сна, тики.
«Такие симптомы у школьников достаточно типичны. Они сигнализируют, что в жизни ребёнка есть неразрешённая проблема. Часто это связано с тревогой по поводу школы: страх оценивания, натянутые отношения с одноклассниками или учителями, завышенные требования к себе или со стороны взрослых», — говорит Наталья Фомичёва, преподаватель Московского института психоанализа.

Как проявляется психосоматика: 4 признака

Мы собрали основные маркеры, которые помогают родителям вовремя заметить состояние ребёнка и отличить психосоматическую реакцию от физического заболевания. Важно понимать: психосоматика — не симуляция и не попытка манипуляции взрослыми, а способ организма сигнализировать, что он больше не справляется со стрессом.

Признак 1. Симптом появляется или усиливается в конкретной ситуации

Ребёнок может чувствовать себя вполне нормально вечером или в выходной день, но стоит ему увидеть школьный рюкзак, вспомнить о контрольной, услышать имя учителя или представить разговор с одноклассником — как симптомы возвращаются. У кого-то начинает болеть живот перед первым уроком, у других резко поднимается тревога перед кружком или музыкальной школой.

Многие дети даже не осознают связь между стрессом и телесными ощущениями: они искренне уверены, что заболели. Но родителям важно наблюдать за повторяющимися ситуациями. Если недомогание появляется по расписанию — перед школой, секцией, выступлением, родительским собранием — это почти всегда эмоциональный сигнал, а не физическое заболевание.

Признак 2. Обследования ничего не показывают, а симптомы продолжаются

Такое случается довольно часто: ребёнок жалуется на боль или тошноту, родители идут к педиатру, сдают анализы, делают УЗИ — но результаты в норме. Врач говорит: «Со здоровьем всё хорошо», однако ребёнок продолжает испытывать дискомфорт.

При психосоматике тело реагирует на стресс так же реально, как при физической болезни. Ощущения могут быть очень сильными — от спазмов в животе до головокружения или кашля.

Признак 3. Улучшение на выходных, праздниках и каникулах

Если симптомы исчезают или становятся значительно слабее, когда ребёнок не ходит в школу и не сталкивается с тревожащими его ситуациями, это прямой намёк на психологическую природу проблемы.

Многие родители замечают: стоит наступить субботе — ребёнок бодрый, веселый, хорошо ест и спит, а в воскресенье вечером снова жалуется на боль в животе или головную боль.

Такое «перепады» между буднями и выходными — типичный признак того, что источник стресса связан с учебной или социальной средой.

Признак 4. Присутствуют другие эмоциональные трудности

Часто психосоматика сопровождается другими проявлениями внутреннего напряжения. Это могут быть:

  • повышенная тревожность, страхи, особенно связанные со школой или выступлениями;
  • трудности со сном: долгие попытки уснуть, частые пробуждения, ночные кошмары;
  • снижение аппетита или, наоборот, «заедание» стресса;
  • слезливость, быстрая утомляемость, раздражительность;
  • замкнутость, избегание общения, отказ делиться переживаниями.

Что делать родителям

Не обесценивайте переживания ребёнка, даже если вам кажется, что он «всё выдумывает». Не осуждая, поддержите, обсудите, что его беспокоит.

«Я вижу, что тебе тяжело, расскажи, что тебя тревожит»

Если вы видите, что ситуация повторяется, стоит подключить школьного психолога: он поможет разобраться с отношениями в классе и снизить уровень тревоги. Также важно обратиться к врачу, чтобы исключить медицинские причины.

Психосоматика — это не каприз и не проявление слабости. Это способ детской психики просить о помощи. И чем внимательнее мы относимся к таким сигналам, тем быстрее ребёнок снова почувствует себя уверенно и спокойно.

Подписывайтесь на ГМД-медиа. Нам важно, чтобы дети оставались счастливыми и здоровыми, а мир вокруг них был надежным и безопасным.