Найти в Дзене
Space girl

Советская космическая система "Альбатрос" Подводные крылья для космоса

Приветствую вас мои космические друзья. Конструкторское бюро Ростислава Алексеева разработало и построило множество уникальных судов. Большую часть своих исследований Ростислав Алексеев уделял экранному эффекту. Этот эффект заключается в том что крыло летательного аппарата создает большую подъемную силу и испытывает меньшее сопротивление, когда оно находится в непосредственной близости от поверхности земли, чем когда оно находится высоко в воздухе. Обычно самолеты не используют экранный эффект из-за повышенного риска. КБ построило самый большой экраноплан под названием КМ ("Корабль макет") или "Каспийский монстр", испытание которого, в конечном итоге, закончилось аварией. КБ Алексеева также разрабатывает и проектирует суда на подводных крыльях, среди которых знаменитые "Ракеты", "Метеоры" и "Кометы", а также более современные - "Валдай" и "Комета-120Р". Но какова же связь между этими судами и космическими полетами? С начала 1970-х годов советская космическая программа находилась в кр

Приветствую вас мои космические друзья.

Конструкторское бюро Ростислава Алексеева разработало и построило множество уникальных судов. Большую часть своих исследований Ростислав Алексеев уделял экранному эффекту. Этот эффект заключается в том что крыло летательного аппарата создает большую подъемную силу и испытывает меньшее сопротивление, когда оно находится в непосредственной близости от поверхности земли, чем когда оно находится высоко в воздухе. Обычно самолеты не используют экранный эффект из-за повышенного риска. КБ построило самый большой экраноплан под названием КМ ("Корабль макет") или "Каспийский монстр", испытание которого, в конечном итоге, закончилось аварией.

КБ Алексеева также разрабатывает и проектирует суда на подводных крыльях, среди которых знаменитые "Ракеты", "Метеоры" и "Кометы", а также более современные - "Валдай" и "Комета-120Р".

Но какова же связь между этими судами и космическими полетами? С начала 1970-х годов советская космическая программа находилась в кризисе. Советское руководство приняло решение о реструктуризации космической программы страны, и в мае 1974 года Василий Мишин возглавлявший ЦКБЭМ покинул свой пост, ЦКБЭМ был объединен с КБ "Энергомаш" Валентина Глушко, создав НПО "Энергия". Главным инженером новой организации стал Валентин Глушко, который в июне 1974 года окончательно закрыл советскую лунную программу. Все внимание было переключено с полетов на Луну на программу советского космического челнока и создание орбитальных станций.

Опытное конструкторское бюро ОКБ-51 П.О. Сухого с самого начала находилось на периферии советской космической программы, оно так и не смогло воплотить свой опыт в создании самолётов в конкретные космические проекты. В 1974 году ОКБ-51 объединились с Центральным конструкторским бюро Ростислава Алексеева, чтобы разработать совместный проект орбитального челнока. Дело в том что в то время, ещё не было решено, что Советский Союз возьмет за основу проект американского "Спейс шаттла".

Их проект получил название "Альбатрос", и это единственный из когда-либо предложенных проектов трифибийного космоплана, которому для выхода на орбиту требовались как вода, так и воздух.

Использование самолётов в качестве воздушных пусковых установок обсуждалось несколько раз. Но разработчики проекта "Альбатрос" решили пойти еще дальше. Они решили - почему бы не использовать судно на подводных крыльях, чтобы добавить немного мощности своем орбитальному космоплану.

В результате получился трёхступенчатый аппарат, первой ступенью которого должно было стать построенное КБ Алексеева судно на подводных крыльях массой около 1800 тонн и длиной 70 метров, которое с большой натяжкой можно было бы рассматривать как морскую версию внешнего топливного бака космического челнока. Он должен был нести 200 тонн жидкого кислорода и жидкого водорода для обеспечения начального разгона второй ступени.

Предполагаемая схема космической системы "Альбатрос". (Источник Encyclopedia Astronautica).
Предполагаемая схема космической системы "Альбатрос". (Источник Encyclopedia Astronautica).

Установленная на судне с подводными крыльями, вторая ступень массой 210-тонн должна была использовать топливо которое несло судно, чтобы разогнать всю конструкцию до скорости 180 км/ч за 110 секунд. В качестве взлетно-посадочной полосы должна была использоваться либо акватория Каспийского моря, либо Аральского моря, или озера Байкал. Затем вторая ступень и ракетоплан размещенный на ней, должны были стартовать расходуя топливо из своих баков. Вторая ступень должна была представлять собой высокоскоростной многоразовый крылатый ракетоплан-ускоритель разработанный КБ Сухого, который поднимет на большую высоту третью ступень — собственно сам космоплан. После чего космоплан должен был выйти на околоземную орбиту, а сам ускоритель должен был совершить посадку.

Третья ступень представляла собой бесхвостый ракетоплан массой около 80 тонн и длиной 40 метров, что сопоставимо с американским "Спейс шаттлом". По оценкам, он должен был выводить на низкую околоземную орбиту 30 тонн полезной нагрузки и иметь экипаж состоящий из двух человек. Он был бы больше, чем некоторые модификации европейского шаттла "Гермес" но во многом он был похож на "Гермес". Воздушная пусковая установка была интересным решением, но лежащее в основе всей системы судно с подводным крылом, было поистине удивительным предложением.

-2

Нетрудно понять, почему эта идея так и не была реализована. Даже если отбросить неопытность обоих конструкторских бюро в проектировании космических аппаратов, предложенная ими схема выглядит на первый взгляд нелепой. Тратить тонны топлива чтобы разогнать всю систему до совсем небольших скоростей, было бы расточительно. В конечном итоге был принят проект который во многом повторял американский "Спейс шаттл".

Ну а на сегодня у меня всё. Спасибо за внимание!