Найти в Дзене

Обеспечительные меры по решению налогового органа: виды, процедура, ответственность.

Введение Обеспечительные меры – это способ обеспечения налоговым органом возможности взыскания начисленных налогоплательщику по решению сумм налоговой задолженности. Это имеет важное значение на стадии вынесения решения налогового органа, так как со времени вынесения решения до даты вступления в силу может пройти достаточно значительный период времени – вплоть до года – полутора лет. Ведь налогоплательщик, не согласившись с вынесенным решением, будет оспаривать его во всех трех судебных инстанциях. 1. Правовая основа для применения обеспечительных мер Нормативному регулированию обеспечительной меры посвящен ряд нормативных документов. Во-первых, это непосредственно Налоговый Кодекс РФ (далее – НК РФ), пункты 10-13 которого описывают процедуру принятия решения о применении (принятии, замене и снятии обеспечительных мер). Кроме того, дополнительными статьями в регулировании обеспечительных мер являются статьи 73, 74 и ряд других статей главы 11 НК РФ, регулирующие отдельные способы обес

Введение

Обеспечительные меры – это способ обеспечения налоговым органом возможности взыскания начисленных налогоплательщику по решению сумм налоговой задолженности. Это имеет важное значение на стадии вынесения решения налогового органа, так как со времени вынесения решения до даты вступления в силу может пройти достаточно значительный период времени – вплоть до года – полутора лет. Ведь налогоплательщик, не согласившись с вынесенным решением, будет оспаривать его во всех трех судебных инстанциях.

1. Правовая основа для применения обеспечительных мер

Нормативному регулированию обеспечительной меры посвящен ряд нормативных документов.

Во-первых, это непосредственно Налоговый Кодекс РФ (далее – НК РФ), пункты 10-13 которого описывают процедуру принятия решения о применении (принятии, замене и снятии обеспечительных мер). Кроме того, дополнительными статьями в регулировании обеспечительных мер являются статьи 73, 74 и ряд других статей главы 11 НК РФ, регулирующие отдельные способы обеспечения исполнения налогоплательщиком своих обязательств.

Во-вторых, это Приказ Федеральной налоговой службы от 7 ноября 2018 г. N ММВ-7-2/628@ «Об утверждении форм документов, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации и используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, оснований и порядка продления срока проведения выездной налоговой проверки, требований к документам, представляемым в налоговый орган на бумажном носителе, порядка взаимодействия налоговых органов по выполнению поручений об истребовании документов, требований к составлению акта налоговой проверки, требований к составлению акта об обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации налоговых правонарушениях (за исключением налоговых правонарушений, дела о выявлении которых рассматриваются в порядке, установленном статьей 101 Налогового кодекса Российской Федерации)".

Данный документ содержит утвержденные формы решений о: принятии, замене и отмене обеспечительных мер. Формы этих решений утверждены вышеуказанным Приказом и налоговый орган не может их дополнить или изменить, а также составить в произвольной форме.

В-третьих, ответственность за нарушение решения налогового органа предусмотрена административным и уголовным законодательством РФ.

2. Виды обеспечительных мер, объем и последовательность их применения.

Пункт 10 статьи 101 НК РФ указывает следующие виды обеспечительных мер:

1) запрет на отчуждение (передачу в залог) имущества налогоплательщика без согласия налогового органа. Предусмотренный настоящим подпунктом запрет на отчуждение (передачу в залог) производится последовательно в отношении:

- недвижимого имущества, в том числе не участвующего в производстве продукции (работ, услуг);

- транспортных средств, ценных бумаг, предметов дизайна служебных помещений;

- иного имущества, за исключением готовой продукции, сырья и материалов;

- готовой продукции, сырья и материалов.

2) приостановление операций по счетам в банке, по счетам цифрового рубля в порядке, установленном статьей 76 НК РФ.

Применительно к объему обеспечительных мер – стоимость обеспечивающего налоговые требования имущества не должна превышать сумму начисленных налогов, пеней и штрафов. Практика показывает, что размер налоговой задолженности, включающей все вышеуказанные позиции, определяется на дату вынесения решения налоговым органом.

Указанные меры применяются в данной последовательности и в пределах начисленной суммы налоговой задолженности, включая пени и штрафы.

Относительно очередности применения обеспечительных мер установлена следующая последовательность:

1. Сначала накладывается запрет на отчуждение имущества. При этом запрет на отчуждение (передачу в залог) имущества каждой последующей группы применяется в случае, если совокупная стоимость имущества из предыдущих групп, определяемая по данным бухгалтерского учета, меньше общей суммы недоимки, пеней и штрафов, подлежащей уплате на основании решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

2. И только при стоимостной недостаточности имущества по пункту 1) применяется пункт о приостановлении операций по счету и только на сумму, не покрытую балансовой стоимостью имущества.

3. Процедура принятия/замены/отмены обеспечительных мер

Принятие решения о наложении обеспечительных мер.

Решение о принятии обеспечительных мер принимается налоговым органом одновременно с вынесением решения о привлечении к налоговой ответственности. При этом такое решение является самостоятельным документом.

Мотивом вынесения решения в соответствии с пунктом 10 статьи 101 НК РФ является мнение руководителя/заместителя налогового органа.

«…руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе исходя из фактического наличия имущества налогоплательщика, известного налоговому органу, принять обеспечительные меры, направленные на обеспечение возможности исполнения указанного решения, если есть достаточные основания полагать, что непринятие этих мер может затруднить или сделать невозможным в дальнейшем исполнение такого решения и (или) взыскание недоимки, пеней и штрафов, указанных в решении».

Решение налогового органа о применении обеспечительных мер вступает в силу со дня его вынесения. Также вступают в силу со дня из вынесения и решения о замене/отмене обеспечительной меры.

Копия решения о принятии обеспечительных мер и решение об их замене/отмене (полностью или частично) вручаются налогоплательщику в течение 5 дней после дня его вынесения лично или передаются иным способом, подтверждающим получение. При отправке заказным письмом документ считается полученным через 6 дней с даты отправления. Это важно учитывать при дальнейших процессуальных шагах и обжаловании.

Принятие решения о замене обеспечительных мер.

Замене обеспечительных мер посвящен пункты 11 и 12 статьи 101 НК РФ. Здесь важно обратить внимание на две возможные процедуры:

А) когда налоговый орган вправе заменить обеспечительную меру (пункт 11);

Б) когда налоговый орган обязан ее заменить (пункт 12).

В отношении первого случая замена производится на основании заявления налогоплательщика и при условии замены на:

- залог котируемых (обращающихся на бирже) ценных бумаг;

- поручительство третьих лиц.

Во втором случае налоговый орган обязан произвести замену обеспечения в случае предоставления банковской гарантии.

Принятие решения о снятии обеспечительных мер.

Решение о снятии обеспечительных мер отменяется:

- на основании заявления налогоплательщика: в части, соответствующей объему исполненного решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения;

- решения вышестоящего налогового органа (при обжаловании налогоплательщиком);

- решения суда (при обжаловании налогоплательщиком).

С формами решения о наложении, замене и снятии обеспечительных мер вы можете ознакомиться на нашем Телеграмм-канале.

4. Ответственность за нарушение решения о наложении обеспечительных мер.

Это, безусловно, самый важный вопрос для налогоплательщика при получении решения о наложении обеспечительных мер.

Здесь необходимо обратить внимание на два типа ответственности:

1. Административная ответственность в соответствии со статьей 125 НК РФ:

«Несоблюдение установленного настоящим Кодексом порядка владения, пользования и (или) распоряжения имуществом, на которое наложен арест или в отношении которого налоговым органом приняты обеспечительные меры в виде залога либо в виде запрета на отчуждение (передачу в залог) имущества лица без согласия налогового органа».

Данные вид нарушения влечет штраф в размере 30 тысяч рублей.

2. Уголовная ответственность в соответствии со статьей 199.2 УК РФ:

«Сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах и (или) законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, должно быть произведено взыскание недоимки по налогам, сборам, страховым взносам».

Данный вид нарушения влечет следующую ответственность:

А) при нарушении в крупном размере (стоимость, ущерб, доход либо задолженность в сумме, превышающей три миллиона пятьсот тысяч рублей):

– штраф в размере от 200 тысяч до 500 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от восемнадцати месяцев до трех лет,

- либо принудительные работы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового,

- либо лишение свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Б) при нарушении в особо крупном размере (стоимость, ущерб, доход либо задолженность в сумме, превышающей 13 миллионов 500 тысяч рублей):

- штраф в размере от 500 тысяч до 2-х миллионов рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти лет,

- либо принудительные работы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового,

- либо лишение свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

5. Практические рекомендации налогоплательщику

В целях избежания или минимизации неблагоприятных последствий по вынесенному в адрес налогоплательщика решению о принятии обеспечительных мер рекомендуется следующий алгоритм действий:

1. Проверить полученную копию решения о принятии обеспечительных мер на предмет ее соответствия утвержденной форме.

2. Определить соответствие указанного в решении имущества имуществу, имеющемуся на балансе налогоплательщика. Уточнение производится как по идентификации имущества (при наличии таковой), так и по его стоимостной оценке исходя из данных бухгалтерского учета налогоплательщика. При указании имущества (которое не имеет персонифицирующих признаков) обеспечению подлежит имущество соответствующей стоимости (закупочной стоимости по данным бухгалтерского учета).

3. Сопоставить стоимость указанного в решении имущества с данными бухгалтерского учета данного имущества. При несоответствии данных в части превышения стоимости обеспечения - обратиться в вышестоящий налоговый орган по оспариванию данного решения.

4. При наличии соответствия имущества, указанного в решении и имущества на балансе налогоплательщика, - принять меры к реализации решения: отделить это имущество от остального или иным образом его персонифицировать, целесообразно издать приказ по данному вопросу о персонификации имущества и запрете на его отчуждение, с приказом ознакомить материально ответственных за них лиц.

5. При выбытии имущества к моменту получения решения – обратиться в вышестоящий налоговый орган по оспариванию данного решения.

6. При несогласии с вынесенным решением – также обратиться в вышестоящий налоговый орган по оспариванию данного решения.

Заключение

Обеспечительные меры — инструмент защиты интересов бюджета, но применяемый на основе конкретных фактических оснований и в рамках чётко установленной процедуры. Налогоплательщикам важно знать свои права: требовать обоснования, предлагать замену мер (банковская гарантия, залог, поручительство) и при необходимости обжаловать решения. Знание процедур и внимательный контроль за оформлением документации помогут минимизировать риски и сохранить целостность и непрерывность бизнеса.

Актуальную новостную информацию по налогам, а также судебные кейсы и мнения вы можете прочесть на нашем Телеграмм-канале.

#проверканалогоплательщика #критерииналоговойпроверки #предпроверочныйанализ #обеспечительныемеры #налоговаяпроверка #

Статья выпущена 03.12.2025г.