Больше двух тысячелетий отделяют нас от того дня, когда трехлетняя Мариам переступила порог Иерусалимского храма. По случаю этого события В Православной Церкви установлен Праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы.
В те времена в Иудейской земле среди народа царило напряженное ожидание прихода Мессии. Сроки, известные из многочисленных ветхозаветных пророчеств, в частности, из Книги пророка Даниила, становились все ближе. Тем трепетнее было и ожидание. В такую пору проходило младенчество будущей Матери Божией. Ей было всего три годика, когда престарелые родители решили исполнить свой обет – отдать дитя, единственное, очень долгожданное и тем более драгоценное, в храм для служения Богу.
В этот день первосвященник Захария духом предчувствовал что-то необычное, чрезвычайное. И когда торжественная процессия приблизилась к храму, он вышел навстречу шествию и совершил нечто, по меркам иудейских законов, из ряда вон выходящее – ввел приведенную Деву во Святая святых. Туда, куда сам священник мог входить только один раз в год. Тогда значение этого действия осталось сокрытым для понимания. Гораздо позже в праздничной службе будет петься, что такому вхождению Пречистой удивились даже ангелы.
Трехлетнюю Деву Марию, по введении Ее в храм, поселили в обитель, где жили девы. Иерусалимский храм значительно отличался от наших православных церквей. При нем располагались многочисленные жилые помещения. Они примыкали к церковной стене с внешней стороны и выглядели как столпообразные сооружения, в которых жили девочки, посвященные Богу или оставшиеся без попечения родителей, а также вдовицы, сохранявшие чистоту до самой кончины. Здесь же при храме в некоторых помещениях находили приют странники, приходившие в Иерусалим на поклонение Богу. Все служившие Богу при храме получали пропитание из церковных средств. В целом, внешне и по внутреннему укладу Иерусалимский храм, наверное, более всего походил на привычные нам монастыри.
К маленькой Отроковице Марии были приставлены девы более старшего возраста. Девицы обучили юную Мариам умению читать и рукоделию. Так перед Пресвятой Девой открылся целый мир священных книг, в изучение которых Она и погрузилась. Живя при храме, Мария служила ему Своим умением прясть шерсть и лен, вышивать шелками, ткать и шить священнические одежды. Это умение пригодилось и позже, когда Она Своими руками соткала Своему Сыну тот самый знаменитый Хитон, разодрать который после распятия Спасителя не решились даже римские воины.
Но все же любимым занятием Пресвятой Девы стали молитва и поучение в Слове Божием. Для этого Она уединялась в храме и проводила там довольно много времени. Достойно удивления, что юной Марии уже тогда было разрешено молиться во Святая святых. Блаженный Иероним Стридонский в послании к Илиодору пишет, что Святая Дева при церкви вела строго упорядоченный образ жизни. С утра до третьего часа дня, т.е. до 9 часов утра по современному исчислению, стояла на молитве. Затем, с третьего до девятого часа трудилась в рукоделии и упражнялась в чтении священных книг, а с девятого снова приступала к молитве и не прекращала ее, пока Ей не являлся Ангел с пищей.
Безусловно, уже тогда молитва была для Марии не повинностью, не обязанностью, а живой беседой с Живым Богом. Благодать, канувшая в Ее детское сердечко, когда Ей было еще три годика, с тех пор уже не покидала Пресвятую Деву, потому что и Сама Пренепорочная старалась удержать благодать в Своем сердце. Внешне это было запредельное жительство. Внутренне – так происходило благодатное восхождение от силы в силу Той, Которая через несколько лет сподобилась стать Матерью Воплотившегося Бога. Святые отцы совершенно справедливо называют Божию Матерь первой Монахиней и первым Исихастом. Уже тогда благодать научила Пречистую Деву самому важному правилу – главное не то, что происходит вокруг, а то, что происходит внутри нас. Это и есть собственно жизнь.
Возрастание в молитве, умножение подвига трудолюбия в свою очередь способствовали умножению в Пресвятой Деве даров Святого Духа. До тех пор, пока Сила Вышнего не осенила Браконеискусную к зачатию Бога Слова. К тому времени Ее сердце уже и так было храмом Духа Божия, теперь же Ей надлежало в буквальном смысле стать храмом Спасителя мира, Второй Ипостаси Пресвятой Троицы.
Святая Церковь в песнопениях умилительно раскрывает смыслы Праздника Введения в храм Пресвятой Богородицы – внешний и внутренний. Важно и то, и другое, говорят святые. Вхождение Девы Марии в храм символизирует внешние подвиги, совершаемые христианином ради стяжания благодати, а пребывание Пречистой во Святая святых – внутренние труды по преображению собственного ума и изменению всего сердечного строя. Об этом поется и в праздничном кондаке: «Пречистый Храм Спасов, многоценный Чертог и Дева, Священное сокровище славы Божия, днесь вводится в дом Господень, благодать совводящи яже в Дусе Божественном, Юже воспевают Ангели Божии: Сия есть Селение Небесное!»
Матерь Божия вошла в ветхозаветный храм не для того, чтобы Самой только стать Пречистым Храмом Спасовым, но и для того, чтобы таким храмом смог стать каждый. Задача стяжания Духа Святого, сделаться обителью, в которой сможет почивать Бог, с тех пор становится приоритетной и доступной для каждого христианина с древности до наших дней. Неслучайно и в тропаре, и в кондаке звучит слово «днесь», т.е. сегодня. Бог вне времени. А значит, и сегодня Пречистая Дева входит в Дом Господень для того, чтобы мы в дни Рождественского поста вошли в храм своего сердца и сделали его вместилищем Христа.