День отъезда, несмотря на мрачность небесной канцелярии и периодические осадки, продолжал дарить интереснейшие знакомства с уникальными и красивыми зданиями Казани – она на них богата!
В очереди на осмотр стоял Собор Петра и Павла, находящейся на возвышенности, правда, смотровая площадка открывала виды, исключительно на трубы, крыши многоэтажек, башенных кранов и голубе, примостившихся на крыше соседнего дома. Тем не менее, что питерское в этом имелось, неуловимое.
Петропавловский собор – уникальный образец русского барокко XVIII века, столь редкого в истории русского провинциального зодчества. Это величественное здание, важно возвышающееся над старым городским центром, известно, пожалуй, каждому казанцу и множеству туристов. Ее величавая коронованная маковка и его неизменная спутница-колокольня видна практически с любой точки в центре города и может быть даже несколько за ее пределами.
Когда-то первый этаж собора на протяжении многих лет занимал Казанский планетарий, и многие жители узнавали здание храма по этой примете.
Повторюсь, собор – замечательный, приметный памятник архитектуры начала XVIII века, охраняемый государством, неотъемлемый элемент силуэта Казани, ее богатой культуры и истории. Собор Петра и Павла можно отнести к тем немногим счастливой судьбы памятникам человеческого гения, которые никого не могут оставить равнодушным. Кто является автором сие архитектурного творения теперь не узнать. В Казани достаточно великолепных безымянных зданий, ставших лицом Казани: башня Сююмбике, Спасская проездная башня Кремля, мечети Марджани и Апанаева и другие, все архивы погибли в многочисленных пожарах.
Но все-таки история собора в общих чертах известна. Заложил церковь в 1722 году купец и промышленник Михляев, в честь приезда в город Петра I. Заложил не столько от счастья узреть собственными глазами его императорское величество, сколько в предвкушении огромных барышей от переданной ему царем суконной мануфактуры. По счастливой случайности дом Михляева, возле которого начали строить храм, оказался идеальным местом именно для такой высотной постройки, которая продолжила и развила монументальный ансамбль Воскресенского холма (по гребню которого проходит сейчас улица Ленина, ныне Кремлевская). И Петропавловская церковь удачно завершила цепочку изящных башен-колоколен, украсившую эту часть города.
Началось строительство с неудачи. За образец взяли обычный, повсеместно распространенный посадский храм, множество каковых строилось в XVII и начале XVIII веков как в Казани, так и в ее окрестностях. Взяли и, видимо, не подумали о том, что с увеличением высоты здания неизбежно потребуется внести изменения в пропорции и композицию здания, применить иные строительные конструкции.
При выкладке верхнего свода все сооружение рухнуло: сказалось отсутствие опыта местных зодчих, не сталкивавшихся ранее с такой необычной задачей. Завершила строительство в 1726 году срочно прибывшая из Москвы бригада опытных мастеров. Они же, видимо, и нарядили храм в пышные барочные «одежды», столь характерные для московской архитектуры того времени. Собор иногда сравнивают с церковью в Филях и другими произведениями «русского барокко». Однако, в отличие от новаторской архитектуры таких зданий, казанский храм сходен с ними лишь конструкциями и внешним декоративным убранством. Композиция его в целом достаточно традиционна.
Иное дело – колокольня.
Сочетание устремленной вверх декорированной колокольни с пышно убранной тяжеловесной церковью создало замечательный ансамбль, над которым поработал, видимо, архитектор европейской выучки. Его целью было не только завуалировать огрехи композиции завершенной церкви, но и придать всему комплексу более современный барочный вид. Второй ярус колокольни украшен глубокими нишами для статуй – прием отнюдь не в духе русских традиций и редкий даже в столице, не только в провинции.
Интересно, что стройная башня колокольни, по казанской традиции стоявшая на некотором отдалении от собора, была использована оплатившим строительство Михляевым, как величественное надгробие: в подвале ее находился склеп с саркофагом этого купца.
Архитектура собора Петра и Павла неожиданная, красочная, самобытная. Его формы оказываются при ближайшем рассмотрении весьма сходными с теми, которые обусловлены местными традициями, присущими культуре Татарстана. Прежде всего, это оригинальные килевидные очертания крыш над апсидами главного здания, гребешки которых украшены ажурной бахромой из просечной жести. В московском барокко XVIII века, таких форм нет, зато в казанском зодчестве они применялись вплоть до второй половины XVIII века, в том числе и в архитектуре татарских мечетей.
Удивительна раскраска фасадов храма, которая явно вытеснила пышную лепнину, столь характерную для других произведений русского барокко. Такого сочетания цветов нет в иной церковной архитектуре России, в то время как в раскраске татарских мечетей, правда, чуть более поздних, преобладали именно эти же цвета: охристо-желтый фон с голубыми, зелеными, белыми и красными деталями. Едва ли это случайное совпадение. Ведь на подобных же принципах строилась и расцветка средневековых зданий Средней Азии, архитектура которой издревле влияла на зодчество Поволжья.
Интерьер храма поражает пышностью и размерами. Время пощадило почти все детали богатого убранства храма. Высота великолепного главного иконостаса, едва достигает четырехэтажный дом, он полностью занимает одну из стен центрального помещения. Переплетения виноградных лоз, цветочные гирлянды, крученые столбики вырезаны из дерева и сверкают позолотой. В сплошном ковре растительных узоров вкраплены картины, изображающие библейские и евангелические сюжеты.
Декоративный стиль резьбы иконостаса позволяет датировать его началом XVIII века, но отсутствие икон того времени свидетельствует о другом. Видимо, иконостас все же горел во время опустошительных пожаров XVIII и XIX веков, не пощадивших и Петропавловский собор.
Но и это не все. Кирпичный забор у Петропавловского собора - один из старейших в Казани.
Буду заканчивать.
Спасибо, что дочитали до конца.
Подписывайтесь на мой канал, я обещаю Вас радовать новыми очерками.