Найти в Дзене
Толкачев. Истории

Немые скитальцы Каира: как свисток заменил смирительную рубашку

Оглавление

В эту египетскую историю никто не верит. Возможно, слишком боятся, что если поверят, как простой доктор с помощью свистка вывел из города и привел в больницу 247 сбежавших "психически больных", то придется признать реальность жуткой средневековой легенды, как в 1284 году из немецкого города Гамельна один крысолов своей дудкой вывел из домов и утопил в реке Везер всех крыс. Горожане отказались ему заплатить. Тогда крысолов в отместку вновь заиграл на дудке, – на этот раз за ним послушно последовали все 130 детей города. Они исчезли навсегда в недрах горы Коппель, оставив город во мраке скорби.

1.Что придумал доктор Джамаль в 1960-м году в Каире?

В Каире стояла жара. Охрана крупной психиатрической больницы Аль-Аббасия, как всегда в послеполуденное время задремала. Вот тогда на волю (точнее, на раскаленные улицы столицы) вырвались 243 пациента. Они растаяли в городской суете, как капли Нила в песке.
Суматоха. Паника. Страх. Ответственность. Позор. Директору уже потребовалась помощь психиатров, когда к нему пришел опытный врач, доктор Джамаль, и попросил не вызывать полицию или армию.

Времени на раздумья у доктора не было. Эти люди могли натворить всякого, и тогда тюрьма будет светить не только директору.

Доктор Джамаль, чья логика прошла закалку плотного общения с пациентами, предложил простой, но гениальный план. Он не вызывает полицию, не гоняет врачей по улицам и сам не бегает с рупором.
Он просто берет в руки свисток.
Далее разворачивается спектакль, достойный немого кино. Доктор собирает горстку сотрудников, строит их цепочкой, велев держаться за плечи друг друга. Сам же, исполняя роль локомотива, выходит на улицы Каира.
Он идет впереди, свистит и громко кричит: «Тууу-туууу! Тууу-туууу!». За ним, покорные, ковыляют «вагоны» — смущенные санитары и медсестры.
И — о, чудо! — сработало. Из подворотен, как чертики из табакерки к этому «экспрессу» стали с радостью присоединяться пациенты и тянуть за собой остальных.

Представьте себе это шествие, медленно плывущее по каирским переулкам под свист, стук шагов и крики «ту-ту» — лучшего перформанса Египет не видел за века, начиная с похорон последнего фараона.
«Поезд» благополучно прибыл на станцию «Больница Аль-Аббасия» и остановился у перрона входа в больницу. Часть вагонов отцепили, – это «Вагоны»-сотрудники отошли в сторону.

Начали подсчет «пассажиров». Не сошлось. Закончили и смутились. Начали вновь. И снова пошло не так. Каждый раз число оказывалось больше чем 243. В больницу вернулось пациентов больше, чем сбежало.
Да-да, состав прибыл с лишними вагонами. К «поезду» прицепились местные жители, которым показалось, что это увлекательная городская игра, экскурсия, что это какой-то праздник, устроенный больницей для города.
Началась неразбериха: не все пациенты могли назвать свои фамилии, тем более, что их них наверняка нашлись "наполеоны и фараоны". Выяснить, кто из них настоящий беглец, а кто — безбилетник, жаждущий острых ощущений, стало сложной логистической головоломкой.
Вот она, жизнь. Иногда чтобы решить неразрешимую проблему, нужно не паниковать, а просто отправиться в путь, – тогда соберешь не только то, что потерял, но и даже больше.

Почему же многие сомневаются? История доказывает, что реальность порой абсурднее и изобретательнее вымысла. Вот и не верят.

-2

2.Подтверждающие факты:

– Упоминание в авторитетных исторических и медицинских трудах:
Наиболее цитируемое описание этого инцидента содержится в книге «Психиатрическая власть» Мишеля Фуко (курс лекций в Коллеж де Франс, 1973-1974). Фуко, исследуя механизмы контроля в психиатрии, приводит этот случай как пример классической модели дисциплинарной власти и её кризиса. В 1960 году пациенты (речь о сотнях) воспользовались моментом беспорядков или ослабления охраны и массово сбежали. Их не ловили полицейскими силами, а вернул главный врач больницы — доктор Джамаль (полное имя, вероятно, Джамаль эль-Дин Абдулла). Он один, без охраны, ходил по городу и уговаривал пациентов вернуться, что те и делали, признавая его личный авторитет.
Этот же эпизод упоминается в работах историков в контексте обсуждения реформ в египетской системе здравоохранения.

– Социально-политический контекст Египта в 1960 году:
1960 год — это период правления Гамаля Абдель Насера, время масштабных социалистических преобразований, национализаций и роста влияния государства во всех сферах жизни. Система здравоохранения также подвергалась реформам. Поскольку больница Аль-Аббасия (основанная ещё в 1883 году) была крупнейшим психиатрическим учреждением на Ближнем Востоке и символом государственной медицины, то информацию о прецеденте было приказано утаить.

– Фигура доктора Джамаля:
Доктор Джамаль эль-Дин Абдулла был очень уважаемым специалистом. Он станет министра здравоохранения Египта (1965-1966). Его карьера свидетельствует о высоком профессиональном статусе. Его личный авторитет мог быть сильнее, чем у сторожей или полиции.

3. Сегодня здание психиатрической/неврологической больницы и приюта Аль-Аббасия официально признано историческим исламским памятником

После комплексного исследования психиатрической больницы и лечебницы Аль-Аббасия министр культуры Египта Фарук Хосни заявил, что здание можно включить в список исламского наследия Египта. Доктор Захи Хавасс, генеральный секретарь Высшего совета по древностям (ВСД) напомнил, как хедив Исмаил (1280–1296 гг. из Хигры) построил на этом месте здание Сарайя аль-Малек. Со временем оно было заменено зданием психиатрической больницы и приюта Аль-Аббасия.

Психиатрическая больница Аль-Аббасия
Психиатрическая больница Аль-Аббасия

Только никто на церемонии не вспомнил скромного доктора Джамаля. Видимо, опасались, что это повлияет на репутацию лечебницы. И видимо, зря.