Концертные альбомы Стива Хакетта — не редкость, а скорее традиция. По сути, каждый тур с 2009 года документировался — либо аудио концертным альбомом, либо видео, либо и тем и другим. Поэтому никого не удивило, что Стив подготовил и выпустил полный (аудио и видео) концертный релиз своего тура Genesis Greats, Lamb Highlights & Solo Tour.
Royal Albert Hall
В Великобритании мало площадок с такой же выдающейся репутацией, как Королевский Альберт‑холл. Стив уже выступал там — в 2014 году вышел концертный альбом Genesis Revisited: Live At The Royal Albert Hall. После летнего тура 2024 года, который проходил преимущественно на открытых площадках, Альберт‑холл в Лондоне стал логичным выбором для съёмки и записи концерта — фактически в родном для группы городе.
Концерт и сет‑лист
Летом и осенью во время тура Стив почти не менял сет‑лист. Исключения составили лишь четыре выступления в Зутермере. Были также некоторые изменения в Альберт‑холле:
- Fly On A Windshield звучала значительно дольше;
- в Carpet Crawlers пел приглашенный вокалист;
- в Firth Of Fifth появилось соло на флейте;
- была добавлена ещё одна песня — Hands Of The Priestess (благодаря приглашенному музыканту).
Это тоже своего рода традиция: на лондонских концертах Стива Хакетта часто выступают гости, которые привносят в шоу что‑то особенное. На этот раз в Лондоне были следующие приглашённые артисты:
Аманда Леманн
Она уже стала олицетворением первой части Shadow Of The Hierophant.
Когда Анна выходит на сцену, группа всегда исполняет эту классику целиком. Впрочем Аманду на этот раз нельзя назвать «гостем» - она участвовала во всём британском туре.
Джон Хакетт
Брат Стива, Джон, - постоянный гость на его концертах. Джон участвовал в записи нескольких альбомов Стива, они также работали над совместными проектами (например, альбом Sketches Of Satie). Hands Of The Priestess добавили в сет‑лист специально для этого концерта. Джон уже играл на Voyage Of The Acolyte - это был его дебют как профессионального музыканта. Он также исполнил соло на флейте в инструментальной части Firth Of Fifth.
Стив Ротери
Ветеран Marillion Стив Ротери тоже не новичок в списке гостей. Уже некоторое время известно, что два Стива работают над совместным альбомом. На концерте в Альберт‑холле Ротери вышел на сцену во время Fly On A Windshield, и два Стива сымпровизировали продолжительную гитарную интерлюдию. Причем без репетиций - спонтанно.
Рэй Уилсон
Спустя некоторое время Рэй Уилсон снова стал гостем на выступлении Стива. Как и в прошлые разы, он исполнил Carpet Crawlers.
Концерт
Учитывая, что само шоу состоялось в октябре 2024 года, о нём уже исписано куча цифровой макулатуры. Конечно, концерт в Альберт‑холле - всегда
особенный. В интервью Стив признался, что волновался. Но по итогу он и его группа выступили на своем высоком уровне, как и гости.
Первая часть создаёт напряжение: после первых трёх треков с нового на тот момент альбома The Circus And The Nightwhale (среди которых These Passing Clouds имеет потенциал стать классикой концертных выступлений) идут несколько стандартов Хакетта, которые он, впрочем, играет довольно часто (особенно Every Day и Camino Royale).
Особого упоминания заслуживает Hands Of The Priestess: на сцене Джон Хакетт, и эта песня не звучала ни на одном другом концерте тура. Как рассказывает Стив, эта композиция ознаменовала начало профессиональной карьеры Джона Хакетта как музыканта — и спустя почти 50 лет они снова играют её вместе.
Джон Хакетт
Не совсем понятно, почему Джон не остался на сцене для следующей песни, A Tower Struck Down. Однако чуть позже на сцену он ещё вернётся.
Стоит также упомянуть песню The Devil’s Cathedral, в которой Над Сильван впервые исполняет ведущий вокал в первой части. Песня идеально подходит его голосу, и этот трек с альбома Surrender Of Silence всё чаще становится стандартом в концертной программе. С годами Над отточил вокальные навыки для песен Стива Хакетта и стал увереннее. Его сольная карьера тоже идёт хорошо — это подтверждает сольный альбом Monumentata.
Одним из ярких моментов первой части стало соло на бас-гитаре Джонаса Рейнгольда, которое раньше называлось Basic Instincts, а теперь - Low Notes And High Hopes. Джонас стал ключевой фигурой в концертной группе Стива, и это соло - более чем достойная дань уважения ему. Пользуясь случаем, стоит упомянуть его сольный проект - группу Karmakanic, которая в начале года
выпустила альбом Transmutation.
Shadow Of The Hierophant остаётся сольным наследием Стива Хакетта. Здесь мы слышим классику целиком: Аманда Леманн поёт и играет на струнных, группа в отличной форме, а финал просто великолепен. Конечно, вживую это ощущается иначе, но даже сквозь «голубой экран» телевизора можно почувствовать мощь
звука, когда одна‑две камеры начинают чуть ли не дрожать.
Можно много рассуждать и спорить, почему для части концерта, посвященной альбому The Lamb, Стив выбрал лишь некоторые песни. Упомянем другие интересные моменты.
Как только начинается инструментальная часть Fly On A Windshield, Стив делает паузу и приглашает на сцену Стива Ротери (Marillion). Далее следует своего рода гитарная «беседа». Всё длится долго и полностью импровизированно — у музыкантов не было возможности репетировать. Захватывающе наблюдать за игрой этих двух легенд.
Чуть позже на сцене появляется Рэй Уилсон — на платформе между Крейгом Бланделлом и Роджером Кингом. Стив представляет его, и Рэй исполняет «свою» песню — Carpet Crawlers. Вряд ли есть другая песня эпохи Гэбриэла, которую Рэй поёт настолько хорошо. Рэй сделал Carpet Crawlers своей, часто исполняет её на своих концертах и уже пел её в качестве гостя на концерте Стива в 2013 году. В 2024‑м она звучит немного иначе - видно, насколько Рэй сосредоточен.
Он стоит чуть возвышаясь на сцене Альберт‑холла, чем-то напоминающий Раэла, и поёт от всего сердца. У него есть всё, что он заслуживает: харизма, достоинство, профессионализм, великолепный зал и, разумеется, публика... Многие фанаты в Великобритании хотели бы видеть его чаще.
Далее из альбома The Lamb исполняются три абсолютных хита: The Chamber Of 32 Doors, The Lamia и it, а затем вечер завершают другие классические композиции Genesis.
В принципе, все остальные треки заслуживают отдельного упоминания. Dancing With The Moonlit Knight исключительно хорошо звучит в этом зале, и в интервью Стив отмечает, что это особое место и момент для этой песни. Во время Firth Of Fifth происходит сюрприз: на сцену выходит Джон Хакетт и исполняет флейтовое соло. Это очень эффектное выступление, фактически являющееся вступлением к легендарному гитарному соло Стива.
В конце концерта Крейг Бланделл также демонстрирует своё мастерство на барабанах, прежде чем концерт завершается Los Endos / Slogans. После этого все гости возвращаются на сцену для оваций.
Изображение и звук
В эпоху, когда домашние телевизоры увеличиваются в размерах, DVD‑диски закономерно теряют популярность. В последние годы растёт спрос на HD‑изображение и более высокие разрешения. Последнее концертное видео Стива Хакетта также доступно на Blu‑ray в формате HD (1080p). Качество картинки на твёрдом хорошем уровне. Иногда заметны зернистость или дрожание из‑за вибрации, но в целом изображение сильное и достойно Альберт‑холла. Монтаж тоже хорош, представлены разные ракурсы.
На Blu‑ray доступны стерео и объёмный звук. Однако, в отличие от большинства современных концертных релизов, здесь нет микширования Dolby ATMOS - только объёмный звук dts 5.1 (за него отвечал Том Лорд‑Алдж). Микширование сдержанное: центральный динамик почти не задействован, а на задних в основном слышны реверберация и шум зала. Возможно, можно было сделать звук насыщеннее — но сам концерт не был рассчитан на объёмное звучание. В целом звук мощный, отдельные инструменты чётко различимы.
Бонусный материал
Единственный бонус на Blu‑ray - 23‑минутное интервью со Стивом Хакеттом. Его определённо стоит посмотреть. Стив говорит об Альберт‑холле как об особенном месте и упоминает семейный аспект: на концерте присутствовала его мама, гордая тем, что видит двух сыновей вместе. Она сказала о шоу: «Это лучший концерт, который я когда‑либо видела».
Стив также благодарит гостей за их вклад. Он отмечает, что вокальное исполнение Рэя Уилсона в Calling All Stations было великолепным — как и его участие в Альберт‑холле. Стив подчёркивает, что на этот раз Рэй исполнил песню немного иначе, и это замечательно. Также он упоминает, что работает над совместным альбомом со Стивом Ротери, и подчёркивает: гитарная интерлюдия во время Fly On A Windshield была импровизированной, без репетиций.
Взгляд назад: The Lamb Lies Down On Broadway
Стив вспоминает период вокруг The Lamb и особые обстоятельства, связанные с ним. Он рассказывает о травме руки, а также о первых концертах в Северной Америке, когда альбом ещё даже не вышел. В целом он подчёркивает роль Тони Бэнкса в группе («мы все учились у него») и особую связь, которая у него была (и остаётся) с Питером Габриэлем.
Оформление и упаковка
По сути, есть два формата: набор 2CD/Blu‑ray и набор из 4 виниловых пластинок.
Набор 2CD/Blu‑ray упакован в картонный слипкейс и представляет собой диджипак. Чтобы не портить обложку, информация (возрастные ограничения и т. п.) размещена на картонном слипкейсе и запаяна в плёнку. Буклет в набор не входит - информация напечатана прямо на раскладных частях диджипака.
На этот раз версии на DVD нет - похоже, этот формат постепенно исчезает. Поклонники винила, вероятно, будут разочарованы отсутствием Blu‑ray‑диска - это стоит учесть для будущих релизов. Однако виниловый набор включает буклет формата LP с несколькими фотографиями во всей красе.
Что мы имеем
С 2013 года почти каждый тур Стива документирован — как минимум одной концертной записью, обычно в формате 2CD/DVD или 2CD/Blu‑ray, часто также на виниле. И это не может не радовать: туры Стива зафиксированы почти полностью. Некоторое повторение неизбежно, но поражает, как много вариаций Стив вносит в часть, посвящённую Genesis. Этим релизом он снова расширил свой диапазон. А особые гости и площадка делают вечер — и, соответственно, релиз — чем‑то особенным.
В целом The Lamb Stands Up Live At The Royal Albert Hall — одна из лучших концертных записей Стива.
Треклист цифрового альбома и 2CD немного отличается от концертного сет‑листа - просто из‑за ограничений по объёму CD. Впрочем, для цифровой версии можно было восстановить правильный порядок треков. На концертной записи порядок треков соответствует концерту.
Треклист (2CD и цифровой альбом)
CD1
- People Of The Smoke
- Circo Inferno
- These Passing Clouds
- The Devil’s Cathedral
- Every Day
- Hands Of The Priestess
- A Tower Struck Down
- Low Notes And High Hopes
- Camino Royale
- Shadow Of The Hierophant
- The Cinema Show
- Aisle Of Plenty
CD2
- The Lamb Lies Down On Broadway
- Fly On A Windshield
- Broadway Melody Of 1974
- Hairless Heart
- Carpet Crawlers
- The Chamber Of 32 Doors
- Lilywhite Lilith
- The Lamia
- It
- Dancing With The Moonlit Knight
- Firth Of Fifth
- Los Endos
Треклист (Blu‑ray)
- People Of The Smoke
- Circo Inferno
- These Passing Clouds
- The Devil’s Cathedral
- Every Day
- Hands Of The Priestess
- A Tower Struck Down
- Low Notes And High Hopes
- Camino Royale
- Shadow Of The Hierophant
- The Lamb Lies Down On Broadway
- Fly On A Windshield
- Broadway Melody Of 1974
- Hairless Heart
- Carpet Crawlers
- The Chamber Of 32 Doors
- Lilywhite Lilith
- The Lamia
- It
- The Cinema Show
- Aisle Of Plenty
- Dancing With The Moonlit Knight
- Firth Of Fifth
- Los Endos
Бонус: интервью со Стивом Хакеттом
Треклист (винил)
LP1, сторона А
- People of the Smoke
- Circo Inferno
- These Passing Clouds
- The Devil’s Cathedral
- Hands of the Priestess
LP1, сторона B
- A Tower Struck Down
- Low Notes And High Hopes
- Camino Royale
LP2, сторона А
- Every Day
- Shadow of the Hierophant
LP2, сторона B
- The Lamb Lies Down on Broadway
- Fly on a Windshield
- Broadway Melody of 1974
- Hairless Heart
LP3, сторона А
- Carpet Crawlers
- The Chamber of 32 Doors
- Lilywhite Lilith
LP3, сторона B
- The Lamia
- It
- Dancing With the Moonlit Knight
LP4, сторона А
- The Cinema Show
- Aisle of Plenty
- Firth of Fifth
LP4, сторона B
- Los Endos