Найти в Дзене
Сайт психологов b17.ru

Восемь квадратов – прошлое, настоящее, будущее. Работа с кризисными состояниями.

В нескольких «кадрах-квадратах» неприятное, тяжёлое чувство (эмоция) проживается от его «предощущения» до трансформации и появления нового чувства – как правило, ресурсного, положительного. Эмоция отвращения. В этой технике глубинной арт-терапии (*авт. Елена Тарарина) мы работаем с неотреагированными негативными чувствами. Особенно хороша практика тем, что возможно её применение в ситуации острых эмоциональных переживаний. Что нужно? Лист бумаги формата А3, краски, карандаши. Рекомендуется рисовать в цвете гуашью, но и через карандаши получается тоже результативно. Перед началом работы предлагаем оценить уровень напряжения в ситуации, с которой работаем, от 0 до 10 (0 - отсутствие напряжения, 10 - его пик, наивысший уровень). Далее делим лист на квадраты (можно и вертикально расположить). Вспоминаем из нашего опыта ситуацию любой давности, когда приходилось испытывать тяжёлые (болезненные, тревожные) чувства, эмоции. И описываем её одной-двумя фразами на листе. А затем изображаем после

В нескольких «кадрах-квадратах» неприятное, тяжёлое чувство (эмоция) проживается от его «предощущения» до трансформации и появления нового чувства – как правило, ресурсного, положительного.

Эмоция отвращения.

В этой технике глубинной арт-терапии (*авт. Елена Тарарина) мы работаем с неотреагированными негативными чувствами. Особенно хороша практика тем, что возможно её применение в ситуации острых эмоциональных переживаний.

Что нужно? Лист бумаги формата А3, краски, карандаши. Рекомендуется рисовать в цвете гуашью, но и через карандаши получается тоже результативно.

Перед началом работы предлагаем оценить уровень напряжения в ситуации, с которой работаем, от 0 до 10 (0 - отсутствие напряжения, 10 - его пик, наивысший уровень).

Далее делим лист на квадраты (можно и вертикально расположить).

Вспоминаем из нашего опыта ситуацию любой давности, когда приходилось испытывать тяжёлые (болезненные, тревожные) чувства, эмоции. И описываем её одной-двумя фразами на листе. А затем изображаем последовательно с первого по восьмой квадрат в той очередности, которая указана на фото ниже, в алгоритме.

Установка такая: нужно максимально сконцентрироваться на своих переживаниях и максимально отразить их на бумаге.

Алгоритм работы по квадратам для удобства расписала на листе:

-2

Техника даёт удивительные результаты. Как говорится, испытано, проверено. Применяется в работе с кризисными состояниями, которые имели место в прошлом или разворачиваются в настоящем.

-3

Работа 18-летней клиентки. Цвет имел для неё очень важное значение.

Здесь мы решаем несколько задач: проживаем негативные неотреагированные чувства, «зацементированные» эмоции; переводим их из состояния «минус» в состояние «нейтрально» или «плюс». А также снижаем уровень тревожности из-за прожитой ранее психотравмирующей ситуации. И получаем телесное расслабление (это хорошо заметно на лице, на уровне тела, в позе рисующего, в дыхании).

*Обязательно отмечаем для себя, где у клиента идёт бОльшее подвисание, раздумья, а где изображение появляется очень быстро.

-4

Работа подростка с компульсивным перееданием. Предпочла оставить рисунок в простом карандаше.

По окончании – беседа, ответы на вопросы:

1. Во сколько баллов можно оценить тяжесть чувства по 10-балльной шкале после работы?

2. В каком квадрате рисование вызвало наиболее яркие чувства или эмоции? Какой квадрат больше всего привлекает внимание (нравится / раздражает и т. п.)?

3. Как изменялись чувства в процессе работы?

4. Что важного, интересного (необычного, нового) об этой ситуации в жизни узнали сейчас?

5. Какой урок она в себе несёт? Чему может научить? От чего предостеречь?

-5

Даже такое минимальное, дозированное использование цвета имело для клиентов своё важное значение. Они наполняли его своим определённым смыслом - негативным или позитивным.

-6

О результатах. После этой практики происходит как будто перелом в состоянии: в частности, уходила обида, исчезало отвращение к близкому человеку, становилось «просто легче». Родители и опекуны подростков отмечали, что ребёнок становился «как-то поспокойнее».

Автор: Татьяна Владимировна Глухова
Психолог, Клинический психолог Арт-терапевт

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru