У индейцев сохранилось очень много сказаний , которые они передаются из поколения в поколения. Сказание - это не выдумка, это то что видели когда -то и рассказывают. Если посмотреть в корень слова " сказание" , то увидим слово " казать" , которое означает показывать, являть.
Американская писательница Урсула Ле Гуин написала эпопею " Волшебник Земноморья" на основе героической песни " Подвиг Геда". Главным героем этого Предания является великий волшебник по прозвищу Ястреб , который стал Повелителем Драконов и Верховным Магом Земноморья.
Повелителем Драконов может называться только такой человек , с кем драконы станут разговаривать. Ни трюком , ни обманом нельзя заставить дракона слушаться человека. У драконов хозяев нет потому он сам выбирает говорить дракону с человеком или съесть его.
Драконы умеют говорить , но простому человеку их язык не понятен , потому что говорят они на древнем языке , который называется Истинной Речью.С большим трудом этому языку обучаются маги и волшебники , потому что человечество слишком молодо , а драконы существуют много тысяч лет.
И так , наш герой родился в уединенной деревушке на острове Гонт, который славился своими волшебниками. Многие гонтийцы служили властителям Земноморья в качестве придворных волшебников , а кто просто искал приключения, путешествуя по Архипелагу и зарабатывая на жизнь колдовством.
Будущий волшебник рос дикарем , так как мать его умерла прежде чем ему исполнился год и воспитывал его отец , который был деревенским кузнецом. Звали ребенка тогда Дьюни . Когда Дьюни подрос , его образованием занималась его тетка- колдунья. Будучи ребенком он прославился тем, что напустил сильный туман на свою деревню , когда ее окружили враги. Местные жители воспользовались этим и подкрались к врагам с тыла и разбили их.
Про мальчика , обладающего даром волшебства, узнал чародей Огион Молчаливый .Он пришел в деревню , где жил мальчик , чтобы дать ему настоящее имя. В день , когда мальчику исполнилось тринадцать лет, состоялась церемония имяположения. Тетка - колдунья " взяла" у мальчика его прежнее имя Дьюни, то которым во младенчестве нарекла его мать.Безымянным и нагим вошел он в холодную, осеннюю реку и двинулся к противоположному берегу, дрожа от холода в ледяной воде , но ступая медленно, выпрямившись во весь рост , как подобает. Когда он вышел на берег , ждавший его Огион протянул мальчику руку и шепнул ему подлинное его имя : Гед. Почему шепнул его имя ? потому что никто не должен знать подлинного имени человека , кроме него самого и его имядателя.С течением времени можно доверить эту тайну близкому человеку- жене или другу, - но и они никогда не должны произносить это имя , если его может услышать кто-то третий.В присутствии других людей они, как и все остальные , должны называть человека обычным именем или прозвищем.
Особенно тщательно скрывали свое подлинное имя волшебники , так как им приходилось сражаться с темными силами.Тот , кому известно подлинное имя человека , держит в руках и всю его жизнь.
*Хочу заметить , что имяпологание очень напоминает крещение, там тоже присутствует вода при обряде.
После имяпологания Огион забрал Геда к себе в ученики предварительно договорившись с его отцом , так как " держать в неведении душу и ум прирожденного мага очень- очень опасно".
Геду было скучно у Огиона .Мальчику хотелось больше разговоров , а маг все больше молчал.Он так и говорил: " Чтобы слышать других , самому нужно молчать".
В доме волшебника Гед изучал знаменитые Шестьсот Ардических Рун и был очень доволен этим, так как знание рун дает настоящее владение мастерством волшебника, без них заучивание наизусть заклинаний и заговоров считалось пустой тратой времени. Ардический язык в те времена уже не обладал большой магической силой , но ценен он был тем Ю что своими корнями он уходил в Истинную Речь, где все существа и предметы назывались своими подлинными именами. Огион Молчаливый объяснял юному волшебнику, что понимание Истинной Речи начинается с изучения рун , созданных еще в те времена , когда острова Земноморья только поднимались из глубин океана.
Огион объяснял Геду зачем надо изучать травы.Он говорил ,что когда человек знает растение во всех его сезонных эпостасиях, когда он различает его корни листья, цветы , запах и форму семян, тогда он сможет узнать его и настоящее имя растения, потому что понять сущность предмета гораздо важнее , чем выяснить, какая от него польза.
Огион запрещал Геду читать волшебные Книги , так как считал что он не готов.Он говорил ему : " Неужели ты ни разу не задумывался о том , что всякая сила окружена опасностью точно так же , как источник света - тьмой? Колдовство - вовсе не игра , оно не предназначено для забав или удовлетворения простого тщеславия.Подумай об этом , ибо каждое слово , каждое действие , связанное с нашим искусством , волшебством , говорится и совершается либо во имя Добра , либо во имя Зла. Прежде чем что- то сказать или совершить , ты непременно должен узнать цену , которую за это заплатишь!"
Вскоре Огион Молчаливый отправил Геда на остров Рок, где изучали Высокие искусства. В школе Магов Гед обучался ремеслам , изучал фольклор и историю- тому мастерству , которому учили его одетые в серые плащи Мастера острова Рок , метко прозванные Великой Девяткой.
Каждый день по-нескольку часов он проводил на уроках Мастера Регента : изучал героические песни о великих Деяниях Древних, баллады о мудрости Предков, начиная с древнейшей - " Песни о создании Эа"
*Для сравнения, сейчас в наше время дети в школах не учат на память былины , баллады. Слышала , что в итальянских школах есть отдельный предмет " Мифы народов Мира" и они достаточно хорошо ориентируются в древних сказаниях . Во всяком случае итальянцы без предвзятости говорят о циклопах , которые жили у них на острове Сицилия.
* Историю переписывают победители так как они считают нужным и только в устных Преданиях можно по настоящему узнать , а что же было- то на самом деле.
В школе Магов Гед вместе с другими учениками практиковался у Мастера Ветродуя в искусстве управления погодой и ветрами. " Все светлые весенние дни они проводили в заливе , на легких лодках, упражняясь в заклинании волн ,усмирении штормовых валов и создании волшебного ветра. Мастерство заклинателя погоды очень сложное и запутанное , и частенько Гед чувствовал , что в голове у него полная неразбериха ; лодчонка его вдруг начинала плыть задом наперед или сталкивалась с чьей - то еще лодкой , причем избежать столкновения оказывалось невозможно , хотя вокруг был совершенно пустой залив, где вполне можно было не только разминуться , но и потерять друг друга из вида; или вдруг все трое пассажиров его лодки вынуждены были заняться плаванием , потому что сама лодка неожиданно исчезала под возникшей неизвестно откуда огромной волной".
Были и более спокойные занятия : такие как путешествия с Мастером Травником , который учил их тому . " ЧТО , КАК и ДЛЯ ЧЕГО растет на земле ".
А Мастер Ловкая Рука учил их показывать фокусы , создавать иллюзии и еще всяким несложным чудесам , самым простым в искусстве Превращений. Гед все уговаривал учителя научить превращать камушек в бриллиант на что Мастер отвечал ему :" Чтобы превратить этот камушек в бриллиант , нужно изменить его подлинное имя . А чтобы сделать это , сынок, даже с самой малой частичкой мироздания , нужно изменить весь мир.Сделать это можно.Это правда.Но никогда не совершай Превращений - ни с камушком, ни даже с песчинкой , - пока не поймешь , какие добрые и злые последствия это вызовет.Мир наш пребывает в гармонии , в Великом Равновесии.Сила волшебника , способного вызывать души мертвых и совершать Превращения , может нарушить миропорядок.Она очень опасна эта сила, Опаснее всех других .Сила дается лишь вслед за Знанием , а используется лишь при необходимости .Зажженная свеча непременно порождает тени..."
На протяжении всей эпопеи автор постоянно обращает внимание читателей , что маги лишний раз никогда не используют волшебство: спят под густой елью во время сильного дождя , голодают. Все по тому , чтобы не нарушать то самое равновесие. А есть они предпочитали настоящую еду , потому что волшебной едой не наедаешься, и волшебной водой не напиваешься.
Настоящие волшебники крайне редко пользуются своим волшебством , только в случае крайней необходимости, так как призывать могучие силы земли означает изменять и саму землю, частью которой являются и люди , и волшебники.
"- Дождь , что прольется на острове Рок, обернется , возможно, засухой на Осскиле,- говорил Мастер Заклинатель, - а штиль в Восточном Пределе обрушится штормом и страшными бедами на Западный , если не до конца представляешь себе конечную цель своих действий."
Юноше особо не нравилось фокусы и иллюзии.Он считал ,что это годиться лишь для того , чтобы развлекать лордов , изнывающих от скуки в своих замках и поместьях. Ему больше нравилось зажигать волшебные огни и немного управлять погодой.
*Кстати , я тоже не любитель цирковых трюков , мне больше нравиться знания и умения , которые необходимы для жизни.
Однажды Гед во время долгой дороги приручил к себе дикого хорька и так вместе с ним пришел в школу и его друг сказал ему ,что тот кого любят дикие животные , удостоится и беседы с Дикими Силами Земли; камни и ручьи заговорят с ним человеческим голосами.
Затем Геда с другими мальчиками отправили на дальний конец острова , где возвышалась одинокая башня, на обучение к отшельнику Мастеру Ономатет. Учитель восседал на высоком стуле в самой верхней комнаты Башни и писал столбцы тех имен , которые необходимо было выучить до полуночи , когда волшебные чернила вновь исчезали , не оставляя на чистом листе пергамента ни следа.Ученики торопились запомнить название каждого мыса , каждой деревушки , каждой бухточки или островков.На жалобы учеников учитель заявлял: " Тот , кто хочет повелевать морями, обязан знать подлинное имя каждой капельки воды в них".Потому что в этих , казалось бы бессмысленных словах , которые требовалось запомнить и заключалась Истинная Речь Так как магия - это и есть точное знание подлинного имени предмета.
В качестве примера он приводит слово " сукиен" , которая озночает на ардическом языке пену морскую. Сукиен состоит из двух корней Истинной речи - сук- " перо" и иниен - " море". Перья морские - вот что такое.Но повелевать пеной морской нельзя , называя ее " сукиен"; для этого нужно непременно знать настоящее имя , которое в Истинной Речи звучит как " Эсса"
*Вывод: во власти мага находиться лишь то, что непосредственно его окружает , то что он может назвать точным и полным именем Истинной Речи.
Когда Геду исполнилось восемнадцать лет , он покинул школу Магов. Интересен был тот факт , что когда он явился в школу первый раз, он смог перешагнуть через открывшуюся дверь , только тогда ,когда сказал Привратнику свое подлинное имя . А, по окончании школы , выйти он из этих же дверей смог только тогда , когда назвал подлинное имя Мастера Привратника , который охранял вход в Школу Волшебников.