Найти в Дзене

«Слово пацана»: самооправдание преступлений и наказаний

Ваш подросток снова смотрит «Слово пацана». Не спешите выключать. Ведь сериал — это не только про банды и дворы 80-х. Это точная прижизненная диагностика болезни, которая губит людей и сегодня. Болезни под названием «самооправдание». В сериале почти нет персонажей, которые называют вещи своими именами. Они не говорят: «Я совершаю преступление». Они говорят: «Я восстанавливаю справедливость». «Я мщу за своих». «Я очищаю двор от чужих». Это и есть главный механизм, который превращает подростков из жертв обстоятельств в палачей, — система внутренних оправданий. И тут «Слово пацана» выходит на уровень великой русской литературы. Прямо к Фёдору Достоевскому. Раскольников и Адидас: братья по самообману Помните теорию Раскольникова из «Преступления и наказания»? Он делил людей на «тварей дрожащих» и «право имеющих». Он, Наполеон духа, имел право переступить через кровь «никчемной» старухи-процентщицы для высших целей. Это была его личная идеология самооправдания. Теперь посмотрите на
Оглавление

Ваш подросток снова смотрит «Слово пацана». Не спешите выключать. Ведь сериал — это не только про банды и дворы 80-х. Это точная прижизненная диагностика болезни, которая губит людей и сегодня. Болезни под названием «самооправдание».

«Этика "Слово пацана. Кровь на асфальте"» Тарасенко Владислав Валерьевич - описание книги | Криминальная правда | Издательство АСТ

В сериале почти нет персонажей, которые называют вещи своими именами. Они не говорят: «Я совершаю преступление». Они говорят: «Я восстанавливаю справедливость». «Я мщу за своих». «Я очищаю двор от чужих». Это и есть главный механизм, который превращает подростков из жертв обстоятельств в палачей, — система внутренних оправданий.

И тут «Слово пацана» выходит на уровень великой русской литературы. Прямо к Фёдору Достоевскому.

Раскольников и Адидас: братья по самообману

Помните теорию Раскольникова из «Преступления и наказания»?

Он делил людей на «тварей дрожащих» и «право имеющих». Он, Наполеон духа, имел право переступить через кровь «никчемной» старухи-процентщицы для высших целей. Это была его личная идеология самооправдания.

Теперь посмотрите на Вову Адидаса. Его идеология — «закон пацанов». Убийство Желтого — не преступление в его глазах. Это «возмездие», «соблюдение понятий». Месть за Айгуль — не кровавая расправа, а «восстановление справедливости». Он, как и Раскольников, строит себе моральный каркас, который должен выдержать тяжесть содеянного.

Но Достоевский-психолог показывает: такой каркас рушится, ломая душу. Раскольников сходил с ума от мук совести, потому что его «теория» столкнулась с простой, невыносимой правдой: он убил человека.

А что показывает сериал? Цикличность насилия. Одно «оправданное» убийство влечёт за собой другое. Месть порождает новую месть.

«Самосуд» Адидаса не останавливает кровь — он запускает кровавый конвейер. И каждый следующий виток насилия тоже будет кем-то «оправдан»: обидой, долгом, правилами улицы.

Неочевидный урок

Подростки смотрят и видят: чтобы быть сильным, как Адидас, нужна не просто смелость. Нужно самооправдение как внутренняя философия, которая разрешит тебе быть жестоким. Это и есть страшный соблазн сериала.

В жизни это выглядит так:

  • Буллинг в школе оправдывается «он сам виноват, странный».
  • Издевательства в сети — «просто троллинг, не понимает шуток».
  • Воровство — «у них и так много, а мне нужно».
  • Предательство — «так было надо для своих».

Механизм один: найти причину, чтобы совесть молчала.

Что делать? Вопросы, которые ломают систему самооправданий

Не запрещайте сериал. Используйте его как тренажёр критического мышления при обсуждении сериала.

  1. Про Вову Адидаса. «Когда он говорит о справедливости и мести — он действительно в это верит или пытается убедить в этом себя? В какой момент месть перестала быть ответом на зло и сама стала этим злом?»
  2. Про Раскольникова (проведите параллель). «Помнишь, как герой Достоевского создал целую теорию, чтобы оправдать убийство? Есть ли такая «теория» у Адидаса? Чем «закон пацанов» похож на теорию Раскольникова о «право имеющих»?»
  3. Про последствия. «Помог ли «самосуд» Адидаса остановить насилие? Или его поступок, наоборот, дал новое оправдание для насилия со стороны других?»
  4. Про себя. «А в твоей жизни бывает, что ты сначала делаешь что-то не очень хорошее, а потом ищешь себе оправдание? Что в этот момент происходит с чувством вины?»

Вывод, который может родиться в диалоге состот в том, что сила — не в умении построить оправдание, а в мужестве признать ошибку.

Настоящий поступок — не в том, чтобы мстить, нарушая все законы. А в том, чтобы остановить цепную реакцию зла, даже если для этого нужно признать свою неправоту.

«Слово пацана» — это не пособие по жизни. Это предупреждение. Показывающее, как легко человек находит прекрасные слова для ужасных дел.

Задача родителя — не дать подростку запутаться в этих словах, а научить его слышать за ними тихий, но несгибаемый голос собственной совести.

Того самого внутреннего «суда», который единственный и выносит окончательный, неотвратимый приговор.

P.S. Достоевский верил, что спасение — в страдании, покаянии и любви. Спросите ребёнка: какого страдания и покаяния мы ждём от Вовы Адидаса?
И дождёмся ли? Или его система самооправданий уже стала ему заменой совести?

«Этика "Слово пацана. Кровь на асфальте"» Тарасенко Владислав Валерьевич - описание книги | Криминальная правда | Издательство АСТ

Кстати, о философии выбора
Герои сериала постоянно стоят перед моральными дилеммами. Если вам интересно разобрать их глубинные причины и этические конфликты, изучите книгу
«Этика "Слово пацана. Кровь на асфальте"».

В ней я подробно анализирую, почему Вова Адидас считает месть моральной, как меняются установки Марата и что на самом деле движет персонажами. Это не просто разбор сериала — это практический инструмент, чтобы через увлечение подростка говорить с ним на сложные темы языка философии и психологии.

«Анна Каренина»: как психика ребёнка приспосабливается к расстройствам личности родителей
Книжный клуб Владислава Тарасенко5 октября
Курочка Ряба: как бумеры заскамили сами себя из-за низкого IQ
Книжный клуб Владислава Тарасенко14 декабря