Текст: Галина Мумрикова
- Уже писала о коллекционере Сергее Васильеве, у которого с атрибуцией живописи все в ажуре: комар носа не подточит. И потому с удовольствием продолжаю, выхватив из контекста, рассказ-эссе об одном из художников в коллекции Васильева.
Передо мной Каталог выставки, изданный Ивановской организацией Союза художников РСФСР в 1978-м году и приуроченный к 60-летию со дня рождения и 40-летию творческой деятельности Константина Фролова (1918-1977). Вступительная статья с набором казенных фраз и перечнем всех заслуг и регалий, черно-белые фотографии. Это издание тиражом 400 экземпляров с уже пожелтевшей бумагой стоило тогда 35 копеек. Человека за набором общих слов и неуемных похвал практически не видно. К 100-летию со дня рождения в Иванове также состоялась памятная выставка. Что ж, счастливая творческая судьба?
Вроде как и – да. Счастливая советская судьба. Родился в Волоколамске, любил рисовать, учился в художественном училище, не закончил, был призван в армию. Во время войны служил в авиационной части, как тот самый Макарыч из кинофильма «В бой идут одни старики». После войны оказался в Иванове, городе, который и стал второй родиной художника, местом становления его карьеры. Стоп! Карьера в те годы – от 1950-х и вплоть до 1990-х была словом отрицательным. Тогда не карьеру строили, а решали идейно-профессиональные задачи. Решали их и художники – от периферийных до столичных, везде и повсюду. Решал их и Константин Фролов. Он работал в Иванове, участвовал в выставках, писал портреты строителей коммунизма, рабочих, большевиков, почетных граждан города, занимался монументальным искусством. Это всё здорово, но нынешнему поколению совсем неинтересно. Может, потому что нет уже той страны с почетными большевиками, может, по другим причинам. Не будем углубляться, ибо я совсем о другом.
Слава Богу, коллекционер Сергей Васильев отнюдь не носитель славных революционных традиций, он носитель традиций живописи и ее памяти. И у него в коллекции совсем другой Фролов, опять же не монументальный, не строитель коммунизма, а Фролов – рисовальщик, лирик, деревенский пейзажист, портретист, очень откровенный, чуткий, очень разный.
Сейчас принято мыслить сериями, циклами, проектами. В далеком победном 1945-м проекты тоже были, только совсем другие. Специалист по обслуживанию боевых экипажей, он же художник Константин Фролов часто рисовал своих товарищей-летчиков или эпизоды из их жизни («Долетел», «Сбитый ас»). На чем рисовал? Работа «Снайпер», например, выполнена на обороте плаката. На этом же обороте подпись – Ворошилов. Для автопортрета нашлась, видимо, бумага почище.
Немного особняком воспринимается «Голгофа». Она напоминает самое страшное из «Капричос» Гойи, когда не разум рождает чудовищ, а разум ведет людей на Голгофу, на страдания – столько в этом рисунке затаенной экспрессии.
И… совсем другое настроение – осознание начала новой жизни, предчувствие счастья мирных дней – вызывает маленький этюд, всего 10 на 13 см, сделанный на картонке за десять-пятнадцать минут, «Выходной день». Так и видишь, так и чувствуешь теплый вечерок, вдали синеют контуры города, фабричных строений, а тут молодые девчонки, принарядившиеся, наверняка смеющиеся, переполненные радостью выходного дня. Может, пикничок решили устроить, может, еще что. Ведь это ж 1945 год.
Деревенский цикл Фролова 1960-1980-х несколько увел его от реализма в импрессионизм. Впрочем, он остановился посередине. Лес, начало весны, деревянные домишки. Да, чистой воды пейзажи. В чем их ценность? В неповторимости? Это само собой. В «портретах» русских деревенек, которых уже почти не осталось (сколько их вымерло)? В незыблемой свежей природе, которая пока еще живет и никого никогда не обманет? И то, и другое, и третье. Художник писал свою природу широкими мазками, как бы торопясь, как бы приглядывая и растворяясь в незаметном домике в Переславле, в затихших постройках деревни Оболодново. Которой, кстати, на картах уже нет. Так-то.
У Сергея Васильева в запасниках есть еще немало прекрасных художников, о которых мы будем с ним рассказывать. Такие вот дела.
#искусство#коллекционирование#изобразительное искусство#Сергей Васильев#Константин Фролов#