Найти в Дзене
Around Art

Константин Фролов: носитель традиций с особой романтикой

Текст: Галина Мумрикова Уже писала о коллекционере Сергее Васильеве, у которого с атрибуцией живописи все в ажуре: комар носа не подточит. И потому с удовольствием продолжаю, выхватив из контекста, рассказ-эссе об одном из художников в коллекции Васильева. Коллекционер Сергей Васильев Передо мной Каталог выставки, изданный Ивановской организацией Союза художников РСФСР в 1978-м году и приуроченный к 60-летию со дня рождения и 40-летию творческой деятельности Константина Фролова (1918-1977). Вступительная статья с набором казенных фраз и перечнем всех заслуг и регалий, черно-белые фотографии. Это издание тиражом 400 экземпляров с уже пожелтевшей бумагой стоило тогда 35 копеек. Человека за набором общих слов и неуемных похвал практически не видно. К 100-летию со дня рождения в Иванове также состоялась памятная выставка. Что ж, счастливая творческая судьба? Вроде как и – да. Счастливая советская судьба. Родился в Волоколамске, любил рисовать, учился в художественном училище, не закончил

Текст: Галина Мумрикова

  1. Уже писала о коллекционере Сергее Васильеве, у которого с атрибуцией живописи все в ажуре: комар носа не подточит. И потому с удовольствием продолжаю, выхватив из контекста, рассказ-эссе об одном из художников в коллекции Васильева.
Коллекционер Сергей Васильев
Коллекционер Сергей Васильев

Передо мной Каталог выставки, изданный Ивановской организацией Союза художников РСФСР в 1978-м году и приуроченный к 60-летию со дня рождения и 40-летию творческой деятельности Константина Фролова (1918-1977). Вступительная статья с набором казенных фраз и перечнем всех заслуг и регалий, черно-белые фотографии. Это издание тиражом 400 экземпляров с уже пожелтевшей бумагой стоило тогда 35 копеек. Человека за набором общих слов и неуемных похвал практически не видно. К 100-летию со дня рождения в Иванове также состоялась памятная выставка. Что ж, счастливая творческая судьба?

Вроде как и – да. Счастливая советская судьба. Родился в Волоколамске, любил рисовать, учился в художественном училище, не закончил, был призван в армию. Во время войны служил в авиационной части, как тот самый Макарыч из кинофильма «В бой идут одни старики». После войны оказался в Иванове, городе, который и стал второй родиной художника, местом становления его карьеры. Стоп! Карьера в те годы – от 1950-х и вплоть до 1990-х была словом отрицательным. Тогда не карьеру строили, а решали идейно-профессиональные задачи. Решали их и художники – от периферийных до столичных, везде и повсюду. Решал их и Константин Фролов. Он работал в Иванове, участвовал в выставках, писал портреты строителей коммунизма, рабочих, большевиков, почетных граждан города, занимался монументальным искусством. Это всё здорово, но нынешнему поколению совсем неинтересно. Может, потому что нет уже той страны с почетными большевиками, может, по другим причинам. Не будем углубляться, ибо я совсем о другом.

Константин Фролов. Автопортрет. 1945
Константин Фролов. Автопортрет. 1945

Слава Богу, коллекционер Сергей Васильев отнюдь не носитель славных революционных традиций, он носитель традиций живописи и ее памяти. И у него в коллекции совсем другой Фролов, опять же не монументальный, не строитель коммунизма, а Фролов – рисовальщик, лирик, деревенский пейзажист, портретист, очень откровенный, чуткий, очень разный.

Снайпер. Смешанная техника, 50ч40 см,  1945
Снайпер. Смешанная техника, 50ч40 см, 1945
Снайпер. Фрагмент.
Снайпер. Фрагмент.
Снайпер. Задник
Снайпер. Задник
Сбитый ас, 35ч60 см, 1945.
Сбитый ас, 35ч60 см, 1945.
Долетел, 33х50 см. 1945.
Долетел, 33х50 см. 1945.

Сейчас принято мыслить сериями, циклами, проектами. В далеком победном 1945-м проекты тоже были, только совсем другие. Специалист по обслуживанию боевых экипажей, он же художник Константин Фролов часто рисовал своих товарищей-летчиков или эпизоды из их жизни («Долетел», «Сбитый ас»). На чем рисовал? Работа «Снайпер», например, выполнена на обороте плаката. На этом же обороте подпись – Ворошилов. Для автопортрета нашлась, видимо, бумага почище.

  Голгофа. Смешанная техника, 46х38 см, 1945.
Голгофа. Смешанная техника, 46х38 см, 1945.

Немного особняком воспринимается «Голгофа». Она напоминает самое страшное из «Капричос» Гойи, когда не разум рождает чудовищ, а разум ведет людей на Голгофу, на страдания – столько в этом рисунке затаенной экспрессии.

Выходной день. Картон, масло. 1945, 10х13 см
Выходной день. Картон, масло. 1945, 10х13 см

И… совсем другое настроение – осознание начала новой жизни, предчувствие счастья мирных дней – вызывает маленький этюд, всего 10 на 13 см, сделанный на картонке за десять-пятнадцать минут, «Выходной день». Так и видишь, так и чувствуешь теплый вечерок, вдали синеют контуры города, фабричных строений, а тут молодые девчонки, принарядившиеся, наверняка смеющиеся, переполненные радостью выходного дня. Может, пикничок решили устроить, может, еще что. Ведь это ж 1945 год.

Подруги, 47х67 см, 1961
Подруги, 47х67 см, 1961
Деревенька, 48х68 см, 1960-е.
Деревенька, 48х68 см, 1960-е.
Ранняя весна, 75х60 см, 1960-е.
Ранняя весна, 75х60 см, 1960-е.

Переславль-Залесский. 1963.
Переславль-Залесский. 1963.
Зимняя речка, 38х26 см, 1984.
Зимняя речка, 38х26 см, 1984.
Весна. 1981. Холст, масло.
Весна. 1981. Холст, масло.

Деревенский цикл Фролова 1960-1980-х несколько увел его от реализма в импрессионизм. Впрочем, он остановился посередине. Лес, начало весны, деревянные домишки. Да, чистой воды пейзажи. В чем их ценность? В неповторимости? Это само собой. В «портретах» русских деревенек, которых уже почти не осталось (сколько их вымерло)? В незыблемой свежей природе, которая пока еще живет и никого никогда не обманет? И то, и другое, и третье. Художник писал свою природу широкими мазками, как бы торопясь, как бы приглядывая и растворяясь в незаметном домике в Переславле, в затихших постройках деревни Оболодново. Которой, кстати, на картах уже нет. Так-то.

Оболодново, 1974. К/м, 33х24 см, 1987.
Оболодново, 1974. К/м, 33х24 см, 1987.
Лес. Картон, масло. 1986.
Лес. Картон, масло. 1986.
Домик в Переславле, 25х25 см.
Домик в Переславле, 25х25 см.
Осветино. 1970. Картон, масло, 33х50 см
Осветино. 1970. Картон, масло, 33х50 см

У Сергея Васильева в запасниках есть еще немало прекрасных художников, о которых мы будем с ним рассказывать. Такие вот дела.

#искусство#коллекционирование#изобразительное искусство#Сергей Васильев#Константин Фролов#