Российский атомный ледокольный флот, основа которого была заложена легендарными атомоходами «Ленин» и «Арктика», вступает в новую эру. Суда проекта 22220, настоящие «рабочие лошадки» Арктики, сегодня обеспечивают ледокольную проводку судов по ключевым маршрутам. На помощь им в восточном секторе Арктики готов прийти новый уровень мощи — атомный ледокол проекта 10510 «Лидер».
В преддверии Дня атомного ледокольного флота России рассказываем о гигантах, которые откроют новые возможности для Северного морского пути.
10510 «Лидер»: Ключевые задачи и миссия
Северный морской путь стоит на пороге транспортной революции: в ближайшие десятилетия грузопоток здесь возрастёт в разы, достигнув к 2035 году 220 миллионов тонн в год. Но путь к круглогодичному судоходству лежит через лёд. Глобальное потепление, хоть и отступает ледовым щитом, не сделает Арктику полностью открытой: даже к 2050 году моря будут покорять свою стихию лишь с августа по октябрь. Чтобы связать континенты постоянной и оживлённой магистралью, для Арктики создается новый флагман ледокольного флота — судно, способное покорить эту суровую, но перспективную дорогу.
Атомный ледокол проекта 10510 «Лидер» обеспечит:
● круглогодичную навигацию на всём протяжении Северного морского пути;
● ледокольную проводку крупнотоннажных торговых судов (шириной более 50 метров и грузоподъёмностью свыше 100 000 тонн);
● коммерческую скорость проводки судов 10–12 узлов при толщине льда до 2 метров.
Технические характеристики: Рекорды и мощь
Атомный ледокол проекта 10510 «Лидер» — это настоящий исполин. Длина судна составляет 209,2 м, ширина — 47,7 м. Полное водоизмещение достигает 68601 т при осадке 13 м — это превышает водоизмещение среднего авианосца. Минимальная рабочая осадка — 12 м. Такие габариты позволяют ледоколу прокладывать канал шириной 50 м для современных крупнотоннажных танкеров и газовозов. На чистой воде атомоход развивает 23 узла, а во льдах толщиной до 2 метров поддерживает скорость около 12 узлов. Эта скорость уже достаточно высока, чтобы морские перевозки по трассе Северного морского пути были экономически выгодными. Но двухметровый лёд не предел. Ледокол «Лидер» может ломать сплошной лёд толщиной до 4,3 метра, двигаясь на малой скорости.
Сердце ледокола: Реакторная установка «РИТМ-400»
Источниками энергии для атомного ледокола проекта 10510 «Лидер» служат два реактора «РИТМ-400» тепловой мощностью по 315 МВт каждый. Это в 1,8 раза больше, чем мощность предыдущей модели «РИТМ-200» (175 МВт), установленной на ледоколах проекта 22220. Ресурс реакторных установок — 40 лет при необходимости замены ядерного топлива каждые 6 лет.
Четыре главных турбогенератора каждый мощностью 37 МВт обеспечивают электроэнергией четыре гребных электродвигателя общей мощностью 120 МВт, а те, в свою очередь, приводят в движение четыре винта, лопасти которых не боятся льда и износа, так как сделаны из сверхпрочного сплава.
Конструкция и оснащение: от корпуса до современного оборудования
Ледовый пояс судна — самая прочная часть корпуса, которая будет контактировать со льдом. Его сделают из особого высокопрочного сплава, плакированного нержавеющим металлом. По сути, это стальной лист толщиной около 50 мм, который с одной стороны покрыт тонким (5 мм) слоем нержавеющей стали. Именно этот прочный нержавеющий слой будет соприкасаться со льдом и водой. Это решение повышает ледопроходимость судна и делает корпус более износостойким. Применение плакированного корпуса было впервые опробовано на атомном ледоколе «50 лет Победы», который введён в эксплуатацию в 2007 году и продолжает работать в настоящее время.
Технические детали ледового пояса атомного ледокола проекта 10510 «Лидер»:
- ширина защитного пояса: более 7 метров;
- длина на каждом борту: около 100 метров;
- общий вес плакированного металла: свыше 1000 тонн;
- в самых нагруженных местах толщина обшивки корпуса доходит до 80 мм.
Атомоход проекта 10510 «Лидер» внешне выглядит иначе, чем ледоколы старшего поколения. Его носовая часть закрыта, чтобы защитить палубные механизмы от сурового арктического климата.
На корме есть вертолётная площадка и тёплый ангар для технического обслуживания вертолёта. Также на корме есть место для транспортировки специального оборудования и два подъёмных крана для работы с грузами. Это позволит ледоколу не только ломать лёд, но и обеспечивать выполнение научно-исследовательских работ в Арктике и, при необходимости, спасательные операции.
Эффективному выполнению возложенных на атомоход задач будет способствовать оснащение судна новейшими системами навигации, наблюдения и связи.
Экипаж, автономность и комфорт
Управлять гигантом будет экипаж из 67 человек. При необходимости ледокол сможет принять на борт научную экспедицию или других пассажиров. Запасы провизии обеспечивают автономность плавания до 8 месяцев.
На атомном ледоколе проекта 10510 «Лидер», как и других российских ледоколах, созданы комфортные условия для жизни экипажа. Каюты и другие помещения находятся в надстройке. Для людей на борту есть всё для жизни и отдыха: кают-компания и столовая, спортзал, бассейн, сауна, кинозал, салоны отдыха, амбулатория.
История создания и строительства: от чертежей до закладки киля судна
Разработка атомного ледокола проекта 10510 «Лидер» стартовала в 2016 году. Главным проектантом выступило ЦКБ «Айсберг» из Санкт-Петербурга. К работе подключились партнёры: ОКБМ им. Африкантова создавало реакторную установку РИТМ-400, а Крыловский научный центр и ЦНИИ судовой электротехники проводили исследования и разработали проект электроэнергетической установки.
В 2019 году успешно протестировали модель ледокола в ледовом бассейне. В апреле 2020 года ФГУП «Атомфлот» заключило государственный контракт с ООО «Судостроительный комплекс “Звезда”» на строительство судна. Уже в июле 2020 года на верфи начали резку металла, а в ноябре была произведена закладка киля атомохода, который получил имя «Россия».
Планируется, что головной атомный ледокол «Россия» будет введён в эксплуатацию в декабре 2029 года.
«Лидер» — новый этап в развитии Арктики
Проект 10510 «Лидер» — ледоколы, которые обеспечат интересы России в Арктике в ближайшие 40 лет. Их главная задача — сделать Северный морской путь надёжной магистралью для транзита грузов из европейских портов в порты Дальнего Востока и Юго-Восточной Азии. Проводка судов через всю Арктику займёт всего 15-20 дней, что сделает путь выгодным для международной торговли.
Материал подготовлен в рамках совместного проекта Дзен и Росатомфлот "Покорители Арктики".
Ещё больше материалов читайте в специальном тематическом канале.