Найти в Дзене
сергей СМИРНОВ

Самолёт-аналог БТС-002 – родной брат «Бурана». Где он сегодня?

26 ноября 2025 года в большом зале ДК г.о. Жуковский состоялся вечер, посвящённый 40-летию первого полёта атмосферного аналога космического корабля «Буран» – БТС-002. (Большой транспортный самолёт второй). Первый полёт на нём 10 ноября 1985 года выполнили лётчики-испытатели ЛИИ И. П. Волк и Р. А. Станкявичюс. Затем к ним присоединились А. С. Левченко, А. В. Щукин, И. И. Бачурин и А. С. Бородай,
Взлёт самолета-аналога БТС-002 с ВПП аэродрома Раменское / Фото из архива ЛИИ им. М.М. Громова
Взлёт самолета-аналога БТС-002 с ВПП аэродрома Раменское / Фото из архива ЛИИ им. М.М. Громова

26 ноября 2025 года в большом зале ДК г.о. Жуковский состоялся вечер, посвящённый 40-летию первого полёта атмосферного аналога космического корабля «Буран» – БТС-002. (Большой транспортный самолёт второй). Первый полёт на нём 10 ноября 1985 года выполнили лётчики-испытатели ЛИИ И. П. Волк и Р. А. Станкявичюс. Затем к ним присоединились А. С. Левченко, А. В. Щукин, И. И. Бачурин и А. С. Бородай, которые входили в отряд космонавтов-испытателей для подготовки к полётам на орбитальном корабле «Буран».

Они выполнили 24 испытательных полёта между 1985-1988 годами с общим налётом около 8 часов. Эти испытания позволили совершить полностью автоматический орбитальный полёт «Бурана». Одним из участников этих испытаний был заслуженный лётчик-испытатель РФ Сергей Николаевич Тресвятский, ушедший из жизни полгода назад – 26 мая. Он был известен не только как выдающийся лётчик, но и как «летающий бард» – автор и исполнитель песен философской и гражданской тематики, которые прозвучали на мероприятии.

«Родной брат» «Бурана» – БТС-002 был построен в 1984 году в цехах Тушинского машиностроительного завода (ТМЗ). При полном соответствии органов аэродинамического управления, массовых и других характеристик с ОК «Буран», БТС-002 имел отличия в аэродинамической компоновке: на нём устанавливались четыре ТРД АЛ-31 ОКБ им. А. М. Люльки, ПВД (приёмник воздушного давления) и удлинённая передняя стойка шасси для обеспечения заданного стояночного угла.

На БТС-002 отрабатывались все полётные программы планирования и приземления. Сначала в ручном режиме, когда кораблем полностью управляли опытные лётчики-испытатели. Начиная с 10 полёта совершались взлёты и посадки уже полностью в автоматическом режиме. Все режимы и алгоритмы работы летательного аппарата и его бортового компьютера были перенесены на ОК «Буран».

Последний полёт БТС-002 совершил 15 апреля 1988 года. Позже, после полёта в 1988 году самого «Бурана», БТС-002 совершал только рулёжки по взлётно-посадочной полосе для поддержания работоспособности. После закрытия космической программы «Буран» в 1993 году, БТС-002 выставляли на различных международных мероприятиях. Сначала его передали в лизинг «западным партнёрам» – западной компании, которая выставляла его в Сиднее на Олимпиаде-2000. Но компанию обанкротили и НПО «Молния» не получила всей суммы за продажу БТС-002.

В феврале 2008 года после долгих судебных разбирательств полноправным собственником БТС-002 стал самый крупный частный Технический музей в немецком городе Зинсхайм. Он обошёлся хозяину музея Герману Лайру в 10 млн. евро.

2 апреля 2008 года прототип «Бурана» прибыл в порт Роттердам, откуда был погружён на баржу и по рекам и системе каналов был доставлен в город Шпейер. Там его установили в техническом музее, филиале музея в Зинсхайме. В настоящее время БТС-002 является центром космической экспозиции в специально построенном для него самом крупном павильоне музея.

«Буран» являлся свидетельством прорыва к высокотехнологичным достижениям. Конец программы «Буран» поставил точку великой эпохе Советского Союза.

Жаль, что такая капсула времени уплыла за границу. А с другой стороны хорошо, хоть не растащили на металлолом, и он представляет советскую космонавтику за рубежом.

А что вы думаете по этому поводу, дорогие читатели. Выскажите свое мнение в комментариях.

Другие мои публикации можно посмотреть на канале: сергей СМИРНОВ