Сергей Викторович всю жизнь работал дворником. Тридцать лет каждое утро в пять утра он выходил убирать двор многоэтажек в спальном районе Мурманска. Коллеги часто удивлялись его выдержке — как можно столько лет подряд вставать в такую рань, особенно в полярную ночь, когда на улице царит кромешная тьма и лютый мороз?
— Привык, — только пожимал плечами мужчина. — И потом, кто-то же должен следить за порядком. А я люблю, когда чисто.
В то февральское утро термометр показывал минус двадцать восемь. Ветер пронизывал до костей, снег скрипел под ногами, а дыхание тут же превращалось в белые клубы пара. Сергей Викторович, как обычно, начал обход с дальнего двора, методично счищая снег с лавочек и дорожек.
Именно тогда он и увидел ЭТО.
В сугробе под детской горкой копошилось что-то маленькое и темное. Сначала дворник подумал, что это пакет с мусором, который ветром занесло снегом. Но потом "пакет" жалобно пискнул.
— Что за чертовщина? — пробормотал Сергей Викторович, осторожно подходя ближе.
То, что он увидел, заставило его сердце сжаться от жалости и ярости одновременно. В снегу, совершенно беспомощное, лежало крохотное животное, которое он никак не мог определить. Не кот, не собака, не хорек... Зверек был размером с небольшого котенка, весь дрожал от холода, а его маленькие лапки уже посинели от мороза.
— Господи Боже мой, — ахнул мужчина, аккуратно поднимая замерзающее создание. — Да кто же мог такое сделать? Кто мог выбросить живое существо на мороз?
Малыш был настолько ослабшим, что даже не пытался сопротивляться. Он только жалобно попискивал и пытался зарыться поглубже в теплые рукавицы спасителя.
Сергей Викторович, сам отец троих детей и дедушка пятерых внуков, прекрасно понимал беспомощность. Не раздумывая, он засунул найденыша за пазуху, под куртку, чтобы согреть теплом собственного тела.
— Ладно, малыш, сейчас придумаем, что с тобой делать, — бормотал он, доставая телефон. — Только не умирай, слышишь? Мы тебя вытащим.
Но куда нести неизвестного зверька? Ветклиник в шесть утра еще не работает, а у самого Сергея Викторовича жена страдает аллергией на животных. Тут он вспомнил про управление областного Росприроднадзора, которое располагалось неподалеку. Там работала его бывшая одноклассница Елена Петровна, добрая женщина, которая посвятила жизнь защите природы.
— Лена, это Серега, — взволнованно говорил дворник в трубку. — Тут такое дело... Я зверька какого-то нашел в сугробе. Замерзает совсем. Можешь помочь?
Елена Петровна Морозова, ведущий специалист управления, никогда не могла равнодушно слышать о страданиях животных. Услышав взволнованный голос старого друга, она не раздумывая согласилась помочь.
— Конечно! Давай к нам, мы что-нибудь придумаем.
Когда Сергей Викторович принес найденыша в офис, собралась целая комиссия. Елена Петровна, ее коллеги Андрей и Марина, а также случайно заглянувший на огонек их знакомый ветеринар Игорь Семенович — все столпились вокруг крохотного создания, которое дрожало в импровизированной коробке, выстланной теплыми тряпками.
— А знаете что, — задумчиво произнес Игорь Семенович, внимательно рассматривая зверька, — он мне кого-то напоминает. Вы «Короля Льва» смотрели? Помните там Тимона?
— Точно! — воскликнула Марина. — Это же сурикат! Я недавно передачу смотрела про Африку. Они там семьями живут, в пустыне.
— В пустыне?! — ужаснулась Елена Петровна. — А его в мурманском сугробе нашли! Да он же мог умереть!
Игорь Семенович осторожно взял зверька на руки. Тот уже немного отогрелся и даже попытался встать на лапки, но тут же жалобно пискнул — подушечки лап явно болели от обморожения.
— Нужно срочно в клинику, — решительно сказал ветеринар. — У него обморожение лап, возможно, переохлаждение. Да и вообще, надо полное обследование делать.
В ветклинике маленького пациента встретили с особым вниманием. Врач Анна Владимировна, увидев экзотического пациента, сразу же взялась за дело.
— Бедняжка, — вздохнула она, осторожно осматривая лапки. — Видно, что долго на морозе пролежал. Лапки обморожены, но не критично. Главное — теперь он в тепле.
Когда она назвала сумму за обследование и лекарства, Елена Петровна уже полезла за кошельком, но врач остановила ее:
— Знаете что, за осмотр денег не возьму. Как можно брать деньги, когда вы спасаете жизнь? Только за расходники заплатите — за шприцы, бинты. А лекарства, витамины и мази я дам бесплатно.
У Елены Петровны на глазах выступили слезы. В этом суровом северном городе, где люди привыкли казаться неприступными, вдруг проявилось столько доброты и человечности.
— Будете каждый день делать уколы, — инструктировала врач. — Пять дней подряд. Антибиотик от воспаления, обезболивающее. И мазь на лапки мазать. А через неделю приносите на повторный анализ крови.
Так в управлении Росприроднадзора появился новый сотрудник — сурикат Тимон. Имя выбирали всем офисом, но как только кто-то предложил назвать его в честь персонажа из «Короля Льва», все сразу согласились.
— Он же совсем как в мультике! — умилялась Марина, наблюдая, как Тимон смешно встает на задние лапки и осматривает территорию. — Такой же любопытный и храбрый.
Первые дни были тяжелыми. Тимон большую часть времени спал, свернувшись калачиком в своей коробке. Елена Петровна организовала дежурство — кто-то из коллег обязательно оставался, чтобы покормить малыша и сделать укол.
Кормили его детским мясным пюре и маленькими кусочками отварной курицы. К удивлению всех, аппетит у Тимона оказался отменный — он ел с таким удовольствием, что за ним было приятно наблюдать.
— Посмотрите, как жует! — смеялся Андрей. — Прямо чавкает от удовольствия!
— А как он на задние лапки встает! — восхищалась Марина. — Настоящий часовой!
Постепенно Тимон начал привыкать к людям и новой обстановке. Он узнавал голоса своих спасителей, радостно попискивал, когда кто-то подходил к его коробке. А когда начал выздоравливать, стал проявлять природное любопытство — обследовал каждый уголок офиса, залезал под столы, изучал компьютерные провода.
— Он как маленький ребенок, — умилялась Елена Петровна. — Все ему интересно, везде сует свой носик.
Но самой болезненной темой оставался вопрос о том, как Тимон оказался на улице. Елена Петровна дала объявления в местные группы в интернете, расклеила листовки в районе, где его нашли. «Найден сурикат! Если потеряли — обращайтесь!»
Дни шли, а никто не откликался.
— Может, действительно убежал случайно? — размышляла Марина. — Хозяева, наверное, плачут, ищут.
— Тогда где объявления «Пропал сурикат»? — мрачно отвечала Елена Петровна. — Где хотя бы попытки найти?
Игорь Семенович, который регулярно навещал своего маленького пациента, был более категоричен:
— По состоянию зверька видно — его выбросили. Сурикат — не собака, сам на улицу не выйдет. Их специально выносили и оставляли. На морозе. Зимой. В Мурманске.
От этих слов всем становилось не по себе. Как можно было так поступить с беззащитным существом?
— Ладно, — решительно сказала Елена Петровна. — Если прежние хозяева от него отказались, мы найдем ему новых. Хороших, любящих.
И тут выяснилось, что желающих взять Тимона гораздо больше, чем ожидалось.
Первой вызвалась сама Марина:
— Я могу его взять! У меня квартира теплая, время есть ухаживать.
— А я тоже хочу! — заявил Андрей. — Я про сурикатов уже все в интернете изучил. Знаю, чем кормить, как содержать.
Даже Сергей Викторович, тот самый дворник, который нашел Тимона, робко поинтересовался:
— А я могу попробовать? Жена, конечно, ругаться будет, но я ее уговорю. Не могу забыть, как он у меня за пазухой дрожал...
Через две недели Игорь Семенович вынес вердикт:
— Все, наш пациент здоров! Лапки зажили, анализы хорошие. Можно передавать в добрые руки.
Выбирать нового хозяина для Тимона оказалось непросто. Каждый из претендентов был готов окружить зверька заботой и любовью.
— Давайте честно, — предложила Елена Петровна. — Марина, ты можешь обеспечить ему правильное питание?
— Конечно! Я уже витамины купила, корма специальные заказала.
— Андрей, а у тебя дома достаточно места?
— Я уже террариум приготовил, с подогревом. И игрушки купил.
— Сергей Викторович, а жена точно не будет против?
— Уже согласилась! Говорит: «Раз судьба свела, значит, так надо».
В итоге решили так: поскольку Сергей Викторович нашел Тимона, а Марина больше всех времени провела с ним во время лечения, они станут совладельцами. Марина заберет зверька к себе домой, а Сергей Викторович будет регулярно навещать и помогать с уходом.
— А мы все будем дядями и тетями, — рассмеялась Елена Петровна. — И в гости ходить, и на помощь приходить, если понадобится.
День, когда Тимона забирали из офиса, стал настоящим праздником. Собрались все — даже те сотрудники, которые были в отпуске, специально пришли попрощаться с маленьким любимцем.
Тимон, словно понимая торжественность момента, важно сидел в своей переноске и с любопытством разглядывал собравшихся людей. За месяц он заметно подрос, окреп, шерстка стала блестящей и густой.
— Смотрите, какой красавец стал! — восхищалась врач Анна Владимировна, которая тоже пришла проводить своего пациента. — От того замерзающего комочка ничего не осталось!
— Будь счастлив, малыш, — шепнула Елена Петровна, осторожно погладив Тимона по головке. — Ты научил нас главному — что доброта всегда побеждает.
Сергей Викторович стоял в стороне и молча смотрел на суету. Этот суровый мужчина, всю жизнь работавший физически, неожиданно для себя почувствовал, что готов расплакаться.
— Знаете, — сказал он негромко, — я каждое утро выхожу убирать двор. Тридцать лет одно и то же. И думал — ну что в этом особенного? А оказывается, если бы я в то утро проспал или заболел, Тимон бы погиб. Получается, моя работа — она важная. Я не просто мусор убираю. Я жизни спасаю.
В офисе стало очень тихо. У многих на глазах блеснули слезы.
— Вот поэтому я верю в судьбу, — сказала Марина, прижимая переноску к груди. — Все происходит не случайно. Тимон должен был встретить именно вас, Сергей Викторович. И попасть именно к нам. Чтобы показать, сколько вокруг хороших людей.
Прошло полгода. Тимон живет у Марины в просторной квартире, где для него обустроен настоящий сурикатский рай — теплый террариум, множество игрушек, специальное питание. Он вырос в красивого, здорового зверька, который обожает играть и исследовать мир.
Сергей Викторович навещает его каждые выходные. Приносит лакомства, рассказывает, как дела во дворе. Тимон его узнает и радостно встречает — помнит своего спасителя.
— Знаете, что самое удивительное? — говорит Марина. — После того, как мы выходили Тимона, к нам еще трех животных принесли. Люди узнали, что мы помогаем, и несут. На прошлой неделе котенка принесли, на позапрошлой — щенка. Получается, Тимон не просто сам спасся — он всю цепочку добра запустил.
Елена Петровна теперь ведет в городе просветительскую работу — рассказывает школьникам о том, как правильно обращаться с животными, почему нельзя покупать экзотических питомцев, не подумав о последствиях.
— История Тимона должна научить людей ответственности, — говорит она. — Животное — не игрушка. Это живое существо, которое зависит от нас полностью.
Сегодня Тимон — самый знаменитый сурикат Мурманска. Но главное — он счастлив. У него есть дом, где его любят, семья, которая о нем заботится, и целая команда дядь и теть, готовых прийти на помощь.
А еще у него есть история, которая доказывает: даже в самые морозные дни человеческие сердца способны согреть и спасти. Главное — не пройти мимо.
Когда Марина гладит Тимона по мягкой шерстке, она часто думает о том, как легко могло все сложиться по-другому. Если бы Сергей Викторович в то утро пошел убирать другой двор... Если бы не заметил темное пятнышко в сугробе... Если бы прошел мимо...
Но он не прошел. И теперь в мире стало больше добра, больше любви, больше веры в то, что чудеса случаются каждый день. Нужно просто быть готовым их заметить.