Вариант 1
Герой своего времени — звучит гордо и несколько таинственно. Часто это словосочетание приписывают людям исключительным, совершившим великий подвиг. Но мне кажется, истинный герой эпохи — это не обязательно тот, кто стоит на пьедестале. Чаще это человек, который, как зеркало, отражает главные противоречия и боль своего века, и своим существованием, пусть даже трагическим, бросает ему вызов. Это мыслитель, бунтарь, ищущая личность, чья внутренняя борьба становится значимее внешних побед.
Таким «зеркалом» и героем 30-х годов XIX века стал, безусловно, Евгений Онегин из романа А.С. Пушкина. В нём нет ничего героического в привычном смысле: он не спасает родину, не совершает открытий. Но он — плоть от плоти своего времени. Он умен, образован, пресыщен светом, охвачен «русской хандрой». Его трагедия — трагедия целого поколения, которое не нашло себе достойного применения в эпоху последекабрьского застоя. Его скука, его неспособность к настоящему чувству, его лишённость — всё это диагноз эпохи. Онегин героичен в своём непротивлении? Нет. Но он — главный вопрос, который задало своему времени потерянное поколение дворянской молодёжи. Он герой, потому что является самым точным и горьким его портретом.
Если Онегин — пассивный герой-вопрос, то другой тип являет нам герой уже иной эпохи — 60-х годов XIX века. Это Базаров из романа И.С. Тургенева «Отцы и дети». Он — активный бунтарь, нигилист, отрицающий весь старый уклад: искусство, чувства, авторитеты. Его оружие — наука, материализм, труд. Базаров, при всей своей категоричности, — плоть от плоти времени великих реформ и ломки сословных устоев. Он герой, потому что доводит идеи своей эпохи до крайности, становится их знаменосцем и одновременно их жертвой. Его конфликт с «отцами» (Кирсановыми), его любовь к Одинцовой, которая ломает его теорию, — это и есть драма времени, воплощённая в одном человеке. Он гибнет, но его образ навсегда остаётся символом мощного, разрушительного и трагического духа своего «момента» истории.
Таким образом, герой своего времени — это не супермен, а самый чуткий и выразительный его представитель. Он может быть страдающим, как Онегин, или бунтующим, как Базаров. Его сила не в том, чтобы победить обстоятельства, а в том, чтобы наиболее полно и ярко воплотить в себе дух, противоречия и поиски своей эпохи, заставив и современников, и потомков задуматься над её смыслом. Такой герой становится мерой своего времени.
Вариант 2
Когда я думаю о герое своего времени, мне вспоминаются не столько бунтари, сколько люди, для которых главным двигателем является не протест, а чувство долга. На мой взгляд, в любую эпоху героем можно назвать того, кто остаётся верен своим нравственным принципам, своей чести и ответственности перед другими, даже когда это невыгодно, трудно и опасно. Такой человек подобен скале: эпохи и веяния меняются, а его внутренний стержень — нет. И в этом постоянстве — его настоящая героичность.
Блестящим примером такого героя для меня является Пётр Гринёв из повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Его время — эпоха пугачёвского бунта, время хаоса и жестокости, когда легко было потерять и жизнь, и совесть. Гринёв — не гений и не борец с системой. Он простой дворянский недоросль, но с детства впитавший закон: «Береги честь смолоду». Вся история — череда испытаний этого принципа. Он отдаёт свой заячий тулуп вожатому, расплачиваясь по чести за услугу. Он отказывается присягнуть Пугачёву, рискуя жизнью, но сохраняя верность императрице. Он не называет имя Маши Мироновой на суде, предпочитая опалу бесчестию. Его героизм — не в громких подвигах, а в тихом, ежедневном следовании долгу и слову. В этом он — истинный герой и представитель лучшей части своего сословия и своего времени.
Другой тип героя долга показан в романе Л.Н. Толстого «Война и мир». Это, конечно, капитан Тушин. В разгар Шенграбенского сражения, в момент всеобщего хаоса и отступления, его маленькая батарея продолжает стоять и стрелять, не имея даже прикрытия. Он не думает о славе или страхе. Он просто делает своё дело — свой солдатский и офицерский долг — с потрясающей самоотверженностью и скромностью. На совете после боя его чуть не делают виноватым, но он даже не пытается оправдываться. Тушин — герой «массовый», один из тех «маленьких великанов», на которых, по мысли Толстого, и держится победа. Его время — время величайшего национального испытания, и он воплощает в себе стойкость, скромность и истинный патриотизм простого русского человека.
Подводя итог, хочу сказать, что героем своего времени часто становится не тот, кто громче всех кричит о новых идеях, а тот, кто в водовороте эпохи, среди всеобщей растерянности, сохраняет человеческое достоинство, верность слову и чувство ответственности. Такие люди, как Гринёв и Тушин, — это нравственные маяки, которые не гаснут ни при каком историческом ветре. Их героизм вне времени, но именно они и становятся истинным лицом и славой своей эпохи.
Вариант 3
Порой кажется, что «герой времени» — это обязательно фигура грандиозная: полководец, революционер, гений. Но я всё чаще ловлю себя на мысли, что настоящим героем в любую, особенно в жестокую эпоху, становится тот, кто вопреки всему сохраняет в себе человечность, сострадание, способность любить. Время может ломать судьбы, навязывать страшные идеологии, но герой — это тот, кто противостоит всеобщему ожесточению не оружием, а силой «доброго сердца». Такой подвиг тих и не заметен на первых полосах, но именно он спасает мир от окончательного падения в пропасть.
Таким героем-тихоней для меня является Соня Мармеладова из романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Действие происходит в эпоху глубокого социального расслоения и зарождения бесчеловечных теорий вроде идеи Раскольникова. Соня, вынужденная торговать собой, чтобы спасти семью от голода, находится на самом дне социальной ямы. Казалось бы, ей должно быть не до высоких материй. Но именно она становится духовным спасителем. Она не читает манифестов, не спорит о прогрессе. Её сила — в бесконечной любви и всепрощении. Она принимает страдающего Раскольникова, читает ему о воскрешении Лазаря, едет за ним на каторгу. Она спасает его душу не логикой, а жертвенной любовью. В эпоху, где «всё дозволено», она своим существованием доказывает: не дозволено. Она — герой своего времени, потому что является живым воплощением той христианской правды, которую забывает жестокий мир.
Совсем в другую, ещё более страшную эпоху — эпоху сталинских репрессий — ставит нас рассказ А.И. Солженицына «Матрёнин двор». Его героиня, Матрёна, — простая, необразованная, обездоленная крестьянка, пережившая всё: войну, колхоз, потерю детей. Время безжалостно к ней: её обманывают, пользуются её добротой, она живёт в нищете. Но Матрёна не ожесточается. Она «праведница», та, без которой, по пословице, «не стоит село». Её героизм — в каждодневном, неприметном самопожертвовании, в готовности помочь каждому, в отсутствии злобы и жадности. Она погибает, помогая перетаскивать свою же горницу. В своё время всеобщего страха, доносов и выживания любой ценой она сохранила в себе нетронутую, святую человечность. Она — герой, потому что её жизнь стала укором жестокости века и доказательством, что свет можно пронести через любую тьму.
Таким образом, героем своего времени подчас становится не тот, кто громко меняет историю, а тот, кто тихо противостоит её бесчеловечности. Соня и Матрёна — две такие тихие героини. Их оружие — любовь и доброта, их поле битвы — повседневность, их победа — в сохранении души. В жестокие времена именно такие люди и есть главные герои, потому что они напоминают всем остальным, ради чего, собственно, стоит жить.