Найти в Дзене
Historia

Политические трактаты Англии в эпоху абсолютизма

Подпишитесь на канал, чтобы не пропустить новую статью. Эпоха абсолютизма в Англии пришлась на правление династии Тюдоров и первых Стюартов (Якова I и Карла I): с конца XV до середины XVII века. Английский абсолютизм имел ряд особенностей, отличающих его от абсолютизма других стран Европы. Так, если на континенте монарх опирался преимущественно на крупную феодальную знать – аристократов, то в Англии опорой короля были представители рыцарства и джентри. Став крупными землевладельцами после того, как Генрих VII одарил их землями, конфискованными у крупных феодалов, они сформировали новую знать, составляющую двор короля. Между этой новой знатью и джентри вплоть до конца XVI века не было значительных противоречий. Поскольку представители именно этих слоев общества господствовали в Палате общин, Генрих VII и его преемники продолжали созывать парламент. Разумеется, в этот период парламент превратился скорее в покорное орудие королевской власти, нежели в выразителя чаяний «общины». Факт упадк

Подпишитесь на канал, чтобы не пропустить новую статью.

Эпоха абсолютизма в Англии пришлась на правление династии Тюдоров и первых Стюартов (Якова I и Карла I): с конца XV до середины XVII века. Английский абсолютизм имел ряд особенностей, отличающих его от абсолютизма других стран Европы. Так, если на континенте монарх опирался преимущественно на крупную феодальную знать – аристократов, то в Англии опорой короля были представители рыцарства и джентри. Став крупными землевладельцами после того, как Генрих VII одарил их землями, конфискованными у крупных феодалов, они сформировали новую знать, составляющую двор короля. Между этой новой знатью и джентри вплоть до конца XVI века не было значительных противоречий. Поскольку представители именно этих слоев общества господствовали в Палате общин, Генрих VII и его преемники продолжали созывать парламент.

Разумеется, в этот период парламент превратился скорее в покорное орудие королевской власти, нежели в выразителя чаяний «общины». Факт упадка политического значения парламента в это время неоспорим. Однако сохранение органа сословного представительства во времена абсолютизма, который, пусть даже чисто формально, ограничивал права монарха, – это также неоспоримый факт, подчеркивающий особенность английского абсолютизма.


Иллюстрация XVI века, на которой изображён Эдуард I, председательствующий в парламенте. Источник: Wikimedia Commons
Иллюстрация XVI века, на которой изображён Эдуард I, председательствующий в парламенте. Источник: Wikimedia Commons

Интересно проследить за развитием политической мысли в ту эпоху. В преддверии Нового времени ученые при описании структуры общества часто обращались к органической теории, уподобляя государство телу человека. Король по этой теории представал в образе головы, управляющей телом-государством. Однако среди ученых мнения о роли короля в обществе могли расходиться. Можно привести в качестве примера трактаты двух ученых, живших в Англии в разные периоды.

Одним из самых известных памятников той эпохи является «Похвала законам Англии» (1468 -1470 гг.), написанная Джоном Фортескью (1394-1480). Описывая законы Англии, Джон Фортескью дает определение таким понятиям, как справедливость и истина, но для нас интереснее его описание природы законов. Стоит отметить, что, по «Похвале законам», король Англии «не может по своему произволу изменять законы своего королевства, потому что он господствует над своим народом не в силу одной лишь власти короля [regale], но и в силу власти политической [politico]». Сами законы автор сравнивает с нервами: «Ибо как при помощи нервов укрепляется единство тела, так и с помощью закона». При этом «как голова физического тела не может изменить его нервы и силу его мышц и не может отказать своим членам в нужном им притоке крови, так и король, являющийся как бы головой политического тела, не может изменять законы, действующие в этом политическом теле, или отнять у народа против его воли или по принуждению то, что принадлежит ему по праву».

Портрет сэра Джона Фортескью. Источник: Wikimedia Commons
Портрет сэра Джона Фортескью. Источник: Wikimedia Commons

Еще дальше в своих рассуждениях заходит другой автор – Джон Понет (1516-1556 гг.), создавший «Трактат о политической власти». Этот ученый жил во времена Марии I (1516-1558); после ее воцарения ему пришлось бежать из страны. В своем трактате Джон Понет выступал против абсолютной власти монарха: «Короли, князья и правители государств не имеют и по справедливости не смеют требовать неограниченной власти [над своими подданными], но вся цель их власти определяется задачами поддерживать справедливость, защищать невинных, наказывать преступников». «Страна и государство стоят на целую ступень выше короля», – подчеркивал автор.

Он отстаивал принцип верховенства закона над королем: «Короли … должны по установлениям Бога, человеческим обычаям и естественному праву и здравому смыслу быть послушными подданными законов страны, в которой они живут, и не имеют права ни нарушать их, ни пользоваться исключениями, ни обходиться без них, если только те, кто создал и установил эти законы, не дадут им особого разрешения поступить так». Продолжая следовать органической теории, Понет утверждал, что «государства и царства могут существовать, даже отрезав себе голову и посадив на плечи другую, то есть назначив другого государя, если они видят, что их прежняя голова больше думает о своей воле и правах, чем о благе государства, для которого она поставлена».

Во времена первых королей из династии Стюартов (1603-1642 гг.) разногласия между короной и парламентом обострились. В 1603 году, после смерти Елизаветы I (1533-1603), на английский престол вступил шотландский король Яков VI, правивший Англией под именем Якова I (1603-1625). Сразу после воцарения Яков написал «Истинный закон свободной монархии», в котором по-своему трактовал положение короля, совершенно не согласуясь с английскими традициями. Утверждения Якова I любопытно коррелировали с трактатами правоведов предшествующей эпохи.

Портрет Якова I. Источник: Wikimedia Commons
Портрет Якова I. Источник: Wikimedia Commons

Обозначая роль парламента, король отмечал, что «в парламенте (каковой ни что иное, как главный суд короля и его вассалов) законы лишь испрашиваются подданными короля, но им только издаются по их предложению и совету». При этом: «Король является верховным правителем над всей страною, точно так же он является господином над всяким лицом, которое в ней обитает, имея право жизни и смерти над каждым из обывателей. <…> Хороший король будет сообразовать свои действия в соответствии с законом, все же он не связан им иначе, как по своей доброй воле и для подания надлежащего примера своим подданным». Во многом такое разночтение английских законов могло произойти вследствие того, что Яков первоначально являлся королем Шотландии и вырос вдали от английского общества.

Парламент не оставил заявление короля без ответа, и 20 июня 1604 года была принята «Апология палаты общин», в которой обозначались права и привилегии парламента. «Наши привилегии и вольности, – отмечали парламентарии, – являются нашим правом и законным наследием не в меньшей мере, чем наши земли и имущество … их нельзя у нас отнять, … иначе, как с явным вредом для состояния государства». Далее парламентарии отстаивали высокое положение парламента в государстве, отмечая, что «наша палата является палатой, протоколы заседаний которой подлежат хранению как источники права». Важно и такое замечание членов палаты общин: «Наша просьба к вам при вступлении в парламент о предоставлении нам права пользоваться нашими привилегиями является чисто формальной и не уменьшает наших прав».

Таким образом, прослеживается формирование традиций заседания парламента, часть из них дошла до нашего времени. Также можно констатировать, что и в эпоху абсолютистской монархии в Англии продолжала существовать идея ограничения власти короля.

Источники:

Яков I. Истинный закон свободной монархии (1603г.)// Лисс, Л.Ф.Зарождение и развертывание английского конституционализма: учебно-методическое пособие: [в 3 вып.] Вып. 1: Методологическое введение. 2002.

Апология палаты Общин (20 июня 1604 г.)// Лисс, Л.Ф.Зарождение и развертывание английского конституционализма: учебно-методическое пособие: [в 3 вып.] Вып. 1: Методологическое введение. 2002.

Кертман Л. Е. География, история и культура Англии. М., 1968.

Фортескье Дж. Похвала законам Англии (1468-1470)// Лисс, Л.Ф.Зарождение и развертывание английского конституционализма: учебно-методическое пособие: [в 3 вып.]Вып. 1: Методологическое введение. 2002.

Понет Дж. Трактат о политической власти// Лисс, Л.Ф.Зарождение и развертывание английского конституционализма: учебно-методическое пособие: [в 3 вып.]Вып. 1: Методологическое введение. 2002.