В этом году в редакции Елены Шубиной появилась новая серия книг «ЖИЛ» — Жизнь Известных Людей. В начале года вышло сразу три биографии известных писателей прошлого, созданные известными писателями современности: Басинский-Андреев, Сенчин-Тиняков, Воденников-Бунин. Любопытная серия и чувствуется, что современным авторам было что рассказать. Больше всего заинтересовала книга Басинского. Я читала у него три документальные книги из серии "Толстой: новый взгляд":
Все три очень понравились. В своей новой книге «Леонид Андреев. Герцог Лоренцо» Басинский немного иначе рассказывает о личности и жизни самого противоречивого классика ХХ века. Это история о ярком, в каком-то смысле пугающем, ранимом и, безусловно, талантливом человеке, который научился часть своей боли переносить в литературу.
Живой портрет
Стоит отметить, что это неполноценная биография: в книгу вошла только часть жизни Андреева, а именно события до смерти его первой жены. Андреев очень изменился после смерти Анастасии Велигорской. Как я поняла, Басинскому не удалось понять причины некоторых состояний и поступков Андреева после этого события, поэтому он решил ограничиться отрезком жизни, в котором он сумел разобраться. Автор затрагивает детство, юность и первые годы творчества. Эта часть интересна, а главное понятна составителю биографии.
Леонид Андреев — яркая, ранимая и непредсказуемая личность. Басинский создал портрет писателя на основе анализа его произведений и многочисленной переписки с родными и друзьями. Получилось совсем нескучно, а живо и глубоко. Автор не ограничился сухой информацией, а выбирал фрагменты из жизни, которые помогли понять, что сформировало Андреева как классика. Именно поэтому книга так увлекает.
Сначала перед нами предстает бедный, сумасбродный и одержимый подросток из Орла, который постоянно ищет ярких впечатлений и ходит по лезвию ножа. Он ложится между рельсами перед поездом, мечтает своим творчеством сводить с ума своего читателя, вызывать у него ужас и даже довести до ухода из жизни.
Затем мы знакомимся с юношей, который теряет отца, а вместе с ним обеспеченную жизнь. Теперь он единственный кормилец в семье. Нищета будет его пугать еще долгое время, если не до конца жизни. Андреев беспробудно пьянствует, влюбляется, разочаровывается, ведет список женщин, с которыми у него была связь, позерствует, воюет с миром и периодически ненавидит себя, а точнее свою суть. Склонен к суициду, и единственное, что его удерживает от рокового шага — это любовь к матери. Эти отношения можно смело назвать особенными и они заслуживают отдельного внимания.
Басинский вырисовывает очень сложный и противоречивый портрет Андреева. Противоречивость в том, что он иногда восхищал, а иногда до ужаса пугал. Самовлюбленный человек со склонностью к алкоголизму, опасным депрессивным состояниям и суицидальным мыслям, но в то же время талантливый, харизматичный красавец, который периодически выживал в тяжелых условиях. Правда, чаще всего виноват в них был он сам.
Все жизненные наблюдения и потрясения Андреева находили отклик в его творчестве. Истории создания известных произведений Андреева («Красный смех», «Бездна», «Баргамот и Гараська», «Иуда Искариот» и другие) тоже вошли в книгу. К сожалению, я с ними не знакома, но все равно читать было интересно. Еще в книге значительное внимание уделено истории непростых взаимоотношений писателя с Горьким. Пожалуй, это одна из самых интересных частей.
Герцог Лоренцо
Не знаю, по каким канонам составляются биографии, но, насколько я понимаю, обязательно должно присутствовать связующее звено. У Басинского таковым становится история прозвища «Герцог», полученного Андреевым еще в подростковом возрасте. Любопытно, что смысл и значение этого прозвища со временем менялись, как и сам писатель. Через него раскрывается суть Андреева как человека с тотальным душевным одиночеством, но при этом с проявлением небывалого размаха во многих жизненных аспектах для окружающих. Это еще один пример проявления его двойственной природы.
По моим ощущениям, для Павла Басинского эта книга стала попыткой понять человека, который сам себя до конца не понимал. Думаю, про таких личностей писать сложнее всего. Во-первых, потому что сложно остаться объективным, а во-вторых, из череды пьянств, страстей, депрессий, любви и творчества сложно собрать реальный образ человека, которого захочется понять, а не осудить. В этом может быть виноват не сам классик, а расставленные акценты биографа. Поэтому Басинский подталкивает читателя к самостоятельному анализу и пониманию личности Андреева.
Недавно вышло три новые книги в серии ЖИЛ: "Короче, Пушкин!" Александр Архангельский, "Александр Вампилов: Иркутская история" Василий Авченко и "Александр Блок и его время" Нина Берберова.