В начале 70-х на небосводе французской кинокомедии наблюдался феерический взлет двух новых гигантов. По забавному совпадению - одногодок, родившихся в 1934-м году.
Пьер Ришар начал выступать на сценах клубов и кабаре в 60-х и быстро добился известности как stand up комик, снялся в кино и успел попробовать себя в режиссуре. Для статуса "небожителя" Ришару не хватало кассового, стопроцентного кинохита, чего-то вроде "Жандарма из Сен-Тропе", превратившего Луи де Фюнеса из популярного актера в суперзвезду. В 1972-м удача улыбнулась Ришару - по блестящему сценарию Франсиса Вебера режиссер Ив Робер снял одну из главных комедий десятилетия - знаменитого "Высокого блондина в черном ботинке". Так у великого де Фюнеса появился конкурент номер один.
Клод Зиди начал карьеру в кино в качестве оператора - и тоже в 60-х. В начале 70-х он подружился с группой начинающих комиков - Les Charlots - и пробил свою первую постановку с их участием, комедию "Безумные новобранцы". Неожиданно для всех незамысловатый фарс оказался феерически успешным, и по горячим следам за следующие три года были сняты еще три комедии с участием "Шарло", все - кассовые хиты. Одна из них - "Новобранцы идут на войну" - пользовалась огромной популярностью в СССР времен моего детства.
Нет ничего удивительного в том, что уже в 74-м два новоиспеченных титана французской киноиндустрии объединились в совместном проекте.
Каждый привнес в фильм свое. Пьер Ришар - отточенный до совершенства образ нелепого и трогательного, робкого и обаятельного недотепы. Клод Зиди, не мудрствуя лукаво, повторил безотказную формулу эксцентрической комедии без тормозов в духе "Шарло".
"Высокий блондин" предлагал зрителю элегантную пародию на шпионские фильмы, заботливо прописанные образы героев, сложную интригу, остроумие реплик и диалогов и самую легкую дозу физического юмора. Напротив, Зиди с первых секунд своего фильма обрушивает на зрителя оглушительный каскад шуток, гэгов, трюков, гипертрофированных ситуаций на грани абсурда, действие без пауз и возможности выдохнуть перед очередной эскападой.
В оригинале "Он начинает сердиться" называется "Горчица бьет (мне) в нос" (La Moutarde me monte au nez). Название на первый взгляд звучит абсурдно, не имея ничего общего с сюжетом. Однако на самом деле Зиди напрямую заявляет о характере фильма: Не ищите смысла, не умничайте, не морщите лоб. Отключите мозги и логику, смейтесь вволю, веселитесь от души!
Пьер Дюруа - учитель математики в школе для девочек, сын известного хирурга и заодно мэра провинциального городка, где обитают герои фильма. Пьер - примерный учитель, робкий жених учительницы физкультуры той же школы, безотказный спичрайтер для избирательной кампании папы-мэра и анонимный автор текстов для публикаций друга-репортера местной газеты. В общем, все то же чудаковатый простак, "высокий блондин".
В результате ряда безумных комических сцен Пьер оказывается в поместье кино-дивы Джеки Логан, "звезды" очередного евро-вестерна, снимающегося в окрестностях городка. Решив поразвлечься, Джеки проводит ночь за вином и откровенными разговорами с Пьером. Ни тот, ни другой не подозревают, что "моя ночь с Джеки Логан" станет сенсацией желтой прессы. Папа-мэр в бешенстве - на носу выборы, образцовая невеста закатывает Пьеру звонкую оплеуху, Джеки считает его продажным предателем, а назойливые поклонницы и желтая пресса начинают охоту на мужчину, якобы покорившего сердце кинозвезды. И в ответ Пьер начинает сердиться...
Драматургия "Он начинает сердиться" проста как раз-два-три, но Зиди обрушивает на зрителей водопад яркой буффонады, фарсового юмора и эффектных трюков, не давая расслабиться и в паузе задуматься о смысле происходящего.
Если Пьера останавливают за превышение скорости, то это происходит на узком мосту и, неловко открыв двери, рассеянный водитель сталкивает полицейских в реку. Если Пьер случайно заезжает на съемочную площадку, то обязательно срывает дорогостоящую съемку индейской атаки. Если попадает в загородную виллу кинозвезды, то будьте уверены, Зиди использует ситуацию по полной: от раскаленной лампочки на штанах затаившегося Пьера, до бегства от ручного ягуара и окрашивания волос в нелепый розовый цвет, немыслимый для строгой провинции 70-х, высоконравственного папы-мэра и строгой школы для девочек.
Зиди беззастенчиво использует даже самые очевидные, но апробированные приемы. Раз они работают - пусть работают и у меня. К примеру, снимается драка в салуне. Режиссер недоволен: у Джеки никак не получается убедительно бить каскадеров. В перерыве между дублями Джеки видит газету с "признаниями" Пьера и впадает в такую ярость, что в сердцах колошматит здоровенных мужиков и, не в силах удержаться, заодно с челюстями трюкачей крушит и декорации. Этот "ударный" во всех смыслах эпизод по уровню юмора - конечно, не Франсис Вебер и "Высокий блондин", но смотрится эффектно, а раз так, чего стесняться?
Зиди настолько увлекается в стремлении насмешить зрителя, что иногда реально балансирует на грани дурного вкуса. Речь идет о паре сцен:
Одна из них - буквальная инсценировка анекдота про хирурга, у которого "ничего не получается". Дюруа-старший перед операцией узнает о скандальном "интервью" сына, нервничает и неловко кромсает пациента скальпелем. Снят этот момент неплохо, но фонтаны крови, пусть и очевидно бутафорской, в комедии вызывают вопросы по части чувства меры.
Другая - эпизод, где Пьер угоняет катафалк, и при резком торможении, проломив стенку гроба, в кабину въезжают бледные ноги покойника...
Сейчас "Он начинает сердиться" можно смотреть в оригинальном монтаже, а в советском прокате эти моменты вырезаны. И даже будучи сторонником авторских версий, в этом случае я наших редакторов вполне могу понять.
Зиди пригласил на главную женскую роль модную богемную персону - Джейн Биркин, актрису, певицу, дизайнера, героиню светской хроники и желтой прессы. Ей идеально подошел образ Джеки Логан, звезды, за подробностями личной жизни которой без устали охотятся папарацци и репортеры. Ее дуэт с Ришаром оказался настолько удачным, что тут же в производство был запущен еще один проект - блистательный фарс "Не упускай из виду!" (1975).
В ролях второго плана с удовольствием узнаем привычные лица французской комедии 70-80-х, к примеру, великолепного Жюльена Гийомара или итальянца Витторио Каприоли. Имена некоторых исполнителей мы порой даже не вспомним, а вот лица запомнились навсегда.
Ироничную, смешную музыку написал неизменный гений французской комедии Владимир Косма, без устали выдававший шедевральные саундтреки к фильмам Ива Робера, Клода Зиди, Жерара Ури, Франсиса Вебера.
После перерыва в сорок с лишним лет, недавно пересматривал "Он начинает сердиться" с женой в комфортных условиях. Отличное качество HD картинки и звука, большая плазма, бутылочка вина, закуски. Улыбались, посмеивались, и все-таки мне чего-то не хватало. В конце концов я понял - зрительного зала. Не абстрактного кинотеатра, а того самого, наполненного благодарной, отзывчивой аудиторией московского зала начала 80-х...
Весенний выходной. Мы с друзьями-одноклассниками гуляем по центру, в районе тогдашней улицы Герцена видим афишу какого-то ДК, идем в кассу и умудряемся купить чуть ли не последние билеты на новую комедию с Пьером Ришаром.
Как сейчас, несмотря на прошедшие годы, помню битком набитый зал, дружный, заразительный хохот сотен зрителей, толпу людей на выходе, улыбки на лицах, оживленный обмен мнениями и такой заряд отличного настроения, что на следующий день в школе мы пересказываем самые запомнившиеся шутки - эффект совместного смеха, который не испытаешь, сидя дома на уютном диване.
Я безмерно благодарен таким фильмам за неповторимо счастливые моменты детства и юности. Для советского проката их закупали не так много, зато каждый оставил незабываемые впечатления. Сегодня, поглощая изрядное количество фильмов всех эпох и бесконечные современные сериалы, подчас с трудом вспоминаешь то или иное название, а любимые фильмы детства помнишь вплоть до деталей сюжета и названий кинотеатров, в которых эти картины смотрел. Вот и в случае "Он начинает сердиться" - горчица по-прежнему мне щекочет нос. И я улыбаюсь.