Найти в Дзене

«Слово пацана»: хроника расчеловечивания

Вы смотрите «Слово пацана» и сочувствуете Марату, болеете за «своих» пацанов, ненавидите «крыс» и презираете «чушпанов». Стоп. Вы только что стали частью процесса, который и показывает сериал. Процесса под названием «расчеловечивание». Сериал — это не просто драма о подростках. Это документальный фильм о том, как человек перестаёт видеть в другом человеке. Как «мы» превращаем «их» в объекты, в помеху, в цель. Как рождается та самая социальная ненависть, осколки которой режут нас и сегодня. Авторы сериала с хирургической точностью показывают механизм, знакомый любой войне, любой травле, любому конфликту в соцсетях. Шаг 1: Разделение на «своих» и «чужих».
Территория, форма, понятия. Ты либо «пацан» с нашего двора, либо «чушпан». Либо «свой», либо «крыса». Либо часть системы (комсомол, милиция), либо «отбросы». Граница проведена. Это основа. Шаг 2: Навешивание ярлыков и стирание лица.
«Чушпан» — это уже не имя. Это клеймо, означающее «слабый, жалкий, не имеющий права на уважение». «Кры
Оглавление

Вы смотрите «Слово пацана» и сочувствуете Марату, болеете за «своих» пацанов, ненавидите «крыс» и презираете «чушпанов». Стоп. Вы только что стали частью процесса, который и показывает сериал.

Процесса под названием «расчеловечивание».

Сериал — это не просто драма о подростках. Это документальный фильм о том, как человек перестаёт видеть в другом человеке. Как «мы» превращаем «их» в объекты, в помеху, в цель. Как рождается та самая социальная ненависть, осколки которой режут нас и сегодня.

Как это работает? Машина по производству «нелюдей»

Авторы сериала с хирургической точностью показывают механизм, знакомый любой войне, любой травле, любому конфликту в соцсетях.

Шаг 1: Разделение на «своих» и «чужих».
Территория, форма, понятия. Ты либо «пацан» с нашего двора, либо «чушпан». Либо «свой», либо «крыса». Либо часть системы (комсомол, милиция), либо «отбросы». Граница проведена. Это основа.

Шаг 2: Навешивание ярлыков и стирание лица.
«Чушпан» — это уже не имя. Это клеймо, означающее «слабый, жалкий, не имеющий права на уважение». «Крыса» — не человек, а существо, которое можно и нужно уничтожить. Имя, личность, история стираются. Остается функция и статус в иерархии ненависти.

Шаг 3: Оправдание насилия.
А раз «чушпан» — не человек, а «крыса» — нелюдь, то что с ними делать? Их можно грабить. Над ними можно издеваться. Их можно бить. Расчеловечивание — это моральная лицензия на жестокость. Вова Адидас не убивает человека Жёлтого. Он «восстанавливает справедливость». Разница колоссальна.

Это касается не только пацанов. Мы все в этой игре

Самое страшное, что сериал не делает «пацанов» монстрами. Он показывает, что расчеловечивание — системная болезнь.

  • Милиция видит в пацанах не заблудших подростков, а «отребье», с которым можно хитрить и обманывать (Ильдар Юнусович).
  • Учителя и родители видят в уличной войне досадную помеху, которую лучше игнорировать. Они дегуманизируют сам конфликт, его трагизм и боль детей, обесценивают его жертв.
  • Зритель (то есть мы) бессознательно принимает правила игры: мы начинаем делить персонажей на «хороших» (тех, кто нам симпатичен) и «плохих» (всех остальных), теряя способность видеть в каждом трагедию и мотивы.

Мы становимся соучастниками. Потому что логика «свой/чужой» — это наркотик. Она упрощает мир. Даёт ложное чувство принадлежности и правоты.

Дилемма заключённого: почему все проигрывают?

Философы и социологи описывают это как «дилемму заключённого». Упрощённо: два подозреваемых могут выбрать сотрудничество (и получить по небольшому сроку) или предать друг друга (и получить больше).

  • Если оба выбирают «очеловечивание» (сотрудничество, диалог, признание друг в друге человека) — общество выигрывает. Это сценарий, который пытаются, но не могут реализовать Коневич или Ирина Сергеевна.
  • Но если одна сторона выбирает «расчеловечивание» (предательство, насилие, войну) — короткий выигрыш (власть, месть) оборачивается долгосрочным проигрышем для всех. Убийство Жёлтого — временная «победа» Адидаса, которая раскручивает маховик ответного насилия.
  • Если ВСЕ выбирают расчеловечивание — это и есть «война всех против всех». Та самая, в которую скатывается город в сериале. Все дерутся, все ненавидят, все в проигрыше.

Что делать? Вопрос не к героям, а к вам в телефон

«Слово пацана» не даёт рецептов. Он ставит диагноз. И этот диагноз — наш с вами мир, где соцсети, политика и быт продолжают ту же работу: делят на «своих» и «чужих», навешивают ярлыки, выдают лицензии на хейт.

Вывод сериала жёсток: путь к насилию начинается не с кулака. Он начинается с мысли, что тот, кто стоит напротив, — не совсем человек. И пока мы, зрители, не увидим в Марате, Адидасе, «чушпане» или даже Коневиче прежде всего ломящегося под тяжестью обстоятельств человека, мы будем обречены повторять их путь — путь расчеловечивания, который всегда ведёт в тупик всеобщего проигрыша.

Сериал — это предупреждение. Не о прошлом. О том, что происходит здесь и сейчас. В каждом нашем «комментарии», в каждом нашем молчаливом одобрении «своих» против «чужих». Остановите плеер. Посмотрите вокруг. Кого вы перестали видеть?

Этика "Слово пацана. Кровь на асфальте" | Тарасенко Владислав Валерьевич купить на OZON по низкой цене (1606799459)

Владислав Тарасенко — кандидат философских наук, исследователь и практик. Объединяю литературу, психологию и современную культуру, чтобы помочь вам лучше понимать себя и других через великие книги.

Регулярно провожу книжные клубы, где классика становится мощным инструментом развития вашей команды. Мы не просто читаем — мы извлекаем практические уроки: учимся понимать мотивы людей через Достоевского, принимать сложные решения на примерах Толстого и сохранять самоиронию с Чеховым.

Кстати, о философии выбора
Герои сериала постоянно стоят перед моральными дилеммами. Если вам интересно разобрать их глубинные причины и этические конфликты, изучите книгу
«Этика "Слово пацана. Кровь на асфальте"».

В ней я подробно анализирую, почему Вова Адидас считает месть моральной, как меняются установки Марата и что на самом деле движет персонажами. Это не просто разбор сериала — это практический инструмент, чтобы через увлечение подростка говорить с ним на сложные темы языка философии и психологии.