Найти в Дзене

Чем японская философия моно но аварэ близка акварели. Трогательная прелесть вещей

Как будто в продолжение вчерашних размышлений сеть подсунула мне статью о моно но аварэ. Это японская философия. Слова можно перевести как «трогательная прелесть вещей» или «печальное очарование вещей». Дословно так: «Моно» - «вещь», «предмет», «явление». «Аварэ» - глубокое, трогательное эмоциональное переживание, смешанное с грустью, вызванное осознанием быстротечности, недолговечности всего прекрасного. Если попытаться словами описать чувства – осознание хрупкой, мимолетной красоты момента, которая оттого становится только ценнее. Важно сразу сказать: это не про тяжёлую, всепоглощающую русскую тоску, традиционный сплин, который полагается переживать в ноябре-декабре каждому культурному человеку. Моно но аварэ - это светлая, умиротворяющая грусть, не разрушающая, а наполняющая теплом и пониманием. Эта благодарность за то, что уходящий миг вообще был. Очень тонко, согласитесь? И вот когда я прочитала про это ключевое понятие японской эстетики, подумала что акварель – самый честный

Как будто в продолжение вчерашних размышлений сеть подсунула мне статью о моно но аварэ. Это японская философия. Слова можно перевести как «трогательная прелесть вещей» или «печальное очарование вещей».

Дословно так:

«Моно» - «вещь», «предмет», «явление».

«Аварэ» - глубокое, трогательное эмоциональное переживание, смешанное с грустью, вызванное осознанием быстротечности, недолговечности всего прекрасного.

Если попытаться словами описать чувства – осознание хрупкой, мимолетной красоты момента, которая оттого становится только ценнее.

Важно сразу сказать: это не про тяжёлую, всепоглощающую русскую тоску, традиционный сплин, который полагается переживать в ноябре-декабре каждому культурному человеку.

Моно но аварэ - это светлая, умиротворяющая грусть, не разрушающая, а наполняющая теплом и пониманием. Эта благодарность за то, что уходящий миг вообще был. Очень тонко, согласитесь?

И вот когда я прочитала про это ключевое понятие японской эстетики, подумала что акварель – самый честный материал для выражения этого чувства. Почему?

-2

Мимолётность. Акварель не прощает промедления. Краска и вода живут своей жизнью на бумаге мгновения, которые нужно поймать художнику. Прямо как в жизни.

Хрупкость и прозрачность. Акварель не очень терпима к исправлениям. Самый правильный путь работы с акварелью - тонкие, полупрозрачные слои. Так и прекрасные мгновения жизни воздушны и требуют бережного отношения.

Эстетика несовершенства. Краска растеклась не туда, куда хотели? Появилась непредсказуемая текстура? Часто ошибку в акварели проще принять за изюминку, подпись мгновения.

-3

Как в «моно но аварэ»: трещинка на любимой чашке, седой волос, морщинка улыбки - это не упадок, а след прожитой жизни, её подлинность и прелесть.

-4

Когда я пишу, я не стремлюсь к фотографической точности. Мне важнее передать ощущение, настроение, дуновение.

«Моно но аварэ» напоминает нам не убегать от лёгкой грусти, а принять её, прожить и увидеть в ней красоту. Это как смотреть на дождь из окна тёплого дома. В этом нет трагедии, есть лишь созерцание и принятие природного хода вещей.

Ловите себя на чувстве трогательной прелести в какие-то мгновения жизни? Вдруг вам захочется передать это в акварели. Лёгкая дымка, размытые контуры и образ, который вот-вот растает

-5