Найти в Дзене

Осенняя хмарь как повод для живописи

Холодный день в конце осени. Погода - хмарь. Но у меня же привычка – обязательно в выходной день написать хоть пару этюдиков с натуры. Вот большое дерево, склонившееся над дорогой, вот домики с сараюшками. Прохожий, бросив взгляд, пожмет плечами: «И что тут рисовать? Сюжета нет». И он будет прав. Сюжета, в привычном, буквальном смысле, действительно нет. Но именно в такие моменты я с особенной ясностью понимаю старую, как мир, истину: красота – в глазах смотрящего. И моя задача – найти повод для живописи в том, что я вижу. Эту фразу нет-нет, да можно услышать в речи художников. Но что она значит? Прямое значение. Та самая «ваза с фруктами» В прямом смысле всё просто. Повод — это то, на что направлен ваш взгляд. Городской дворик, чашка на столе, красивый цветок, ваза с фруктами - сюжеты, которые выбирает художник для изображения на картине. Отправная точка, материал, данный нам миром. Дверь, в которую мы стучимся. В искусствоведении это понятие подчеркивает разницу между сюжетом (те
Оглавление

Холодный день в конце осени. Погода - хмарь.

Но у меня же привычка – обязательно в выходной день написать хоть пару этюдиков с натуры.

Вот большое дерево, склонившееся над дорогой, вот домики с сараюшками. Прохожий, бросив взгляд, пожмет плечами: «И что тут рисовать? Сюжета нет».

И он будет прав. Сюжета, в привычном, буквальном смысле, действительно нет. Но именно в такие моменты я с особенной ясностью понимаю старую, как мир, истину: красота – в глазах смотрящего. И моя задача – найти повод для живописи в том, что я вижу.

Эту фразу нет-нет, да можно услышать в речи художников. Но что она значит?

Прямое значение. Та самая «ваза с фруктами»

В прямом смысле всё просто. Повод — это то, на что направлен ваш взгляд. Городской дворик, чашка на столе, красивый цветок, ваза с фруктами - сюжеты, которые выбирает художник для изображения на картине. Отправная точка, материал, данный нам миром. Дверь, в которую мы стучимся.

В искусствоведении это понятие подчеркивает разницу между сюжетом (тем, что изображено) и содержанием (тем, как это изображено и какой смысл вложен художником).

-2

Философский повод: отклик души и игра красок

А вот в философском смысле всё становится интереснее. «Повод для живописи» - это то, что находится за пределами самого предмета. Это эмоция, свет, цвет, форма, символ.

В тот хмурый ноябрьский день мой «повод» был не в голых деревьях. Важен был внутренний резонанс и то сложное сочетание цвета и ритмов, которое мне одной казалось в тот момент глубоким и красивым. Сам пейзаж, как объект, был условен. Возможно, в другом настроении, при другом освещении я бы и не заметила эту картинку.

-3

Объект отходит на второй план, уступая место живописи как таковой. Точнее всего эта идея раскрывается у импрессионистов Для них стог сена («повод») был не важен сам по себе. Он служил поводом изучить и передать игру света и цвета в разное время суток.

У французского художника Мориса Дени есть фраза: «Помните, что картина — прежде всего, плоская поверхность, покрытая красками, расположенными в определенном порядке».

Или вот Иосиф Бродский, который говорил, что стихотворение часто начинается не с идеи, а с одной строки или даже слова, которое становится «поводом» для возникновения всего текста.

-4

Так в чем же настоящий повод?

Получается, что истинный «повод для живописи» всегда внутри нас. Внешний мир лишь предоставляет ключи, намеки, импульсы.

Поэтому в следующий раз, когда вам покажется, что «рисовать нечего», отбросьте поиск грандиозного сюжета. Прислушайтесь к себе. Что в этом хмуром дне, в этой обычной комнате отзывается в вас? Какое сочетание красок, какой ритм линий кажется вам вашим, красивым и правдивым?

-5

Найдите свой внутренний повод. А кисти и краски уже найдут для него форму.

P.S. А на фото — те самые этюды о хмари. Для кого-то — просто грязь и слякоть. Для меня — удовольствие в подборе благородных серых и целая история о тишине, ожидании и сдержанной красоте ушедшего в себя мира.